Сценарий историко-познавательной игры-викторины Дорогая моя столица, золотая моя Москва

Наше учебное учреждение было открыто в августе 2008 года. Учатся у нас только девочки – дочери военнослужащих со всех уголков нашей необъятной Родины. Общаясь с воспитанницами, посещая уроки, я обратила внимание на то, что мои ученицы имеют поверхностные знания о многих исторических событиях связанных с нашей страной, практически не знают истории города (Москва), в котором им довелось учиться. Мне очень захотелось рассказать моим девочкам о Москве, нет, не просто провести классный час, а приду...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Историко-познавательная игра-викторина

«ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА, ЗОЛОТАЯ МОЯ МОСКВА!»

Московская земля - это сердце России. Здесь зарождалась великая держава. Здесь жили и живут сильные люди, которые год за годом, десятилетие за десятилетием, век за веком обихаживали Московскую землю - прекрасную страну, поселившуюся в междуречье Оки и Волги. Они защищали её от врагов. Девятое столетие стоит на земле Русской Москва. Много прекрасных поэтических произведений и песен написано за это время, чтобы выразить восхищение столицей России.

Цель: развитие познавательной сферы воспитанниц, расширение кругозора, приобщение воспитанниц к великому наследию русского народа.

Задачи:

  • создание условий для равного проявления воспитанницами своей индивидуальности во внеурочное время;

  • развитие инициативы и творческих способностей;

  • воспитание чувства ответственности за личный вклад в коллективное дело;

  • формирование уважения к истории своей страны.

Подготовительная работа:

  • просмотр документального фильма «Москва»;

  • изучение с воспитанницами материалов о культуре и истории Москвы;

  • пешие прогулки по историческим местам Москвы;

  • подготовка альбома о Москве.

Оформление:

  • Звучит музыка о Москве;

  • на интерактивной доске демонстрируются слайды о Москве;

  • на сцене флаг с изображением герба Москвы.

Правила проведения викторины:

  • викторина проходит в несколько этапов;

  • вопросы викторины напечатаны на карточках, которые лежат на подносе;

  • участницы команд берут карточку с вопросом, зачитывают вопрос вслух, готовятся к ответу, кто-то из членов команды отвечает на поставленный вопрос (на подготовку ответа дается 30 секунд);

  • за правильный и полный ответ дается от 1 до 5 баллов;

  • если команда готова ответить без подготовки ей дополнительно дается 1 бал.

  • если команда не сможет ответить на вопрос, получает 0 баллов, а команда соперница получает право на ответ. За правильный ответ на вопрос соперниц команда получает количество баллов от 1 до 5 + 1 балл.

Ход мероприятия:

  • перед дверью актового зала стоят воспитанницы с флажками, которые раздают всем участникам мероприятия;

  • на интерактивной доске демонстрируются слайды о Москве;

  • в зале воспитанница приглашает гостей и участников занять свои места.

Начало мероприятия

Звучит песня О. Газманова «Москва».

Вступительное слово классного руководителя:

Московская земля - это сердце России. Здесь зарождалась великая держава. Здесь жили и живут сильные люди, которые год за годом, десятилетие за десятилетием, век за веком обихаживали Московскую землю - прекрасную страну, поселившуюся в междуречье Оки и Волги. Они защищали её от врагов. Девятое столетие стоит на земле Русской Москва. Много прекрасных поэтических произведений и песен написано за это время, чтобы выразить восхищение столицей России, её историческим обликом. Поэт Матусовский обращаясь к Москве в посвящении родному городу писал

Здесь Пожарский гремел, здесь командовал боем Кутузов,

Ты, как древняя сказка, бессмертен, прекрасен и стар.

Это больше чем город, - это нового мира столица,

Это свет, это - жизнь, это сердце твоё и моё!

  • Представление жюри: ……..

  • Представление команд:

В ходе подготовки к нашей викторине, мы выяснили, что Московский край был издавна обжит человеком. По данным археологических раскопок, на территории современной Москвы и её окрестностях были поселения охотников и рыболовов, пользовавшихся орудиями из камня и кости уже в 3 тысячелетии до нашей эры. На территории Москвы жили и племена скотоводов. Память о них сохраняют многочисленные городища, расположенные, как правило, на высоких мысах при впадении речек в более крупные реки. Археологи относят эти поселения к дьяковской культуре (первое городище этого типа исследовано в селе Дьякове близ Коломенского). Со временем на смену "дьяковцам" пришли славене, входившие в племенной союз вятичей. Поэтому наши команды мы решили назвать «Славене» и «Вятичи».

Капитан команды «Вятичи» - ………………………………………………

(фамилия, имя воспитанницы)

Капитан команды «Вятичи» представляет свою команду: (фамилия, имя всех участниц команды)

Капитан команды «Славене» - ………………………………………………

(фамилия, имя воспитанницы)

Капитан команды «Славене» представляет свою команду: (фамилия, имя всех участниц команды)

После представления команд в исполнении воспитанницы звучит песня (или запись песни) о Москве, из кинофильма «Свинарка и пастух».

I тур нашей викторины: участницам будут предложены вопросы по истории Москвы которые напечатаны на карточках (карточки лежат на подносах).Воспитанницы берут карточку с вопросом, зачитывают вопрос вслух, готовятся к ответу, кто-то из членов команды отвечает на поставленный вопрос (на подготовку ответа дается 30 секунд);

  • за правильный и полный ответ дается от 1 до 5 баллов;

  • если команда готова ответить без подготовки ей дополнительно дается 1 бал;

  • если команда не сможет ответить на вопрос, право на ответ получает команда соперница. За правильный ответ на вопрос соперниц команда получает количество баллов, предусмотренное регламентом + 1 балл.

Вопросы I тура:

  1. Когда и где впервые упомянуто слово «Москва»? кто из русских князей считается основателем Москвы?

  2. Откуда произошло название "Москва"?

  3. Как звучало древнерусское название Московского Кремля?

  4. Кто изображен на гербе Москвы.

  5. Как называлась первая печатная книга, напечатанная в типографии Ивана Федорова?

  6. Какое великое архитектурное сооружение было возведено в Москве в честь покорения Казанского ханства по указу Ивана Грозного?

  7. Кем и в каком году был основан Московский университет? Кто из известных русских писателей и поэтов учился в нем?

  8. В каком году была открыта первая линия Московского метро.

  9. Как называется скульптурная композиция, стоявшая у входа ВДНХ? Кто ее автор?

  10. Назовите главный кафедральный собор Русской Православной Церкви.

По окончанию конкурса жюри подводит итоги, а для воспитанниц и гостей в исполнении воспитанницы звучит песня или запись песни «Александра» из кинофильма «Москва слезам не верит».

Жюри объявляет итоги 1 тура

II тур - «Музыкальная шкатулка» - так мы назвали следующий тур нашей викторины. Каждой команде будут предложены по 3 музыкальные темы песен о Москве. Участникам викторины необходимо назвать произведение, по возможности указать автора, а также вспомнить, где или когда прозвучало это произведение.

Поочередно звучат музыкальные темы:

  1. До свиданья Москва.

  2. Моя Москва.

  3. Московские окна.

  4. Я шагаю по Москве.

  5. Подмосковные вечера.

Классный руководитель: уважаемое жюри просим Вас подвести итоги конкурса. А пока вы работаете, воспитанницы исполнят танец «Москва Златоглавая». Встречайте!

Слово предоставляется жюри викторины: объявляются итоги конкурса

III тур

Мы переходим к третьему туру нашей викторины - это конкурс капитанов команд, который называется - «Всем известно, что Земля начинается с Кремля» - в этом конкурсе капитаны отвечают на вопросы о Московском Кремле, каждый ответ капитана оценивается от 1 до 5 баллов.

Вопросы III тура - Кремль в настоящее время:

  1. Назовите соборы соборной площади Кремля.

  2. Назовите дворцы, расположенные на территории Московского Кремля.

  3. Назовите здания государственных учреждений на территории Кремля.

  4. Назовите самую древнюю площадь в Москве.

  5. Назовите башни Московского Кремля.

  6. Назовите имя архитектора, построившего колокольню Ивана великого, в каком году. Какова высота колокольни?

  7. На весь мир известны два чуда литейного дела русских мастеров, находящихся на территории Кремля. Назовите их и вспомните фамилии мастеров, создавших эти произведения литейного искусства.

  8. С этим дворцом связано появление в Москве первых профессиональных театров. Как называется этот дворец?

  9. Назовите собор Московского Кремля, в котором находится лучшая в мире коллекция икон 9-12 веков.

- Конкурс капитанов закончен, и пока жюри подводит итоги, исполняется песня «Я шагаю по Москве».

- Оглашение итогов конкурса и подведение итогов 3-х туров.

IV тур - конкурс болельщиков.

Классный руководитель: мы хотим отметить, что к этой викторине усердно готовились не только члены команд, но и все воспитанницы классов. На предложенные вопросы мы просим отвечать только болельщиков. Каждый правильный ответ приносит дополнительный балл в копилку команды Вашего класса. Начинаем!

Вопросы IV тура:

  1. Перечислите, пожалуйста, все, что находится на Красной площади.

  2. Назовите самую «молодую» башню Московского Кремля, дату ее постройки.

  3. Назовите имя князя, которому обязаны мы таким красивым именем «Москва белокаменная».

  4. Москву называют городом - портом пяти морей. Почему, назовите эти моря.

  5. Откуда произошло название известной местности Москвы - Сокольники?

  6. В каком году в Москве прошли XXII Олимпийские игры?

Звучит песня Тихона Хренникова «Московские окна».

В заключение нашей викторины самый сложный тур - «Блиц - турнир»: участникам предлагаются вопросы, не давая время на подготовку. Право на ответ предоставляется команде первой поднявшей руку.

  1. Какой главный принцип был заложен в строительство древнерусских памятников архитектуры?

- имперсональность.

  1. На каком холме была основана Москва?

- на Боровицком холме.

  1. Какая палата была главным административным центром на территории Московского Кремля.

- Грановитая палата

  1. Какое еще название носит Собор Василия Блаженного?

- Собор Покрова на Рву.

  1. В каком селе недалеко от Москвы была сооружена великокняжеская царская усадьба для праздничных утех и увеселений?

- Коломенское.

  1. Назовите собор, где был похоронен Иван Калита.

- Архангельский собор Московского Кремля.

Думаю, что вы все обратили внимание на то, что на нашем мероприятии присутствуют воспитанницы 5 класса. Нам это очень приятно. Мы не первый раз проводим совместные мероприятия с пятиклассницами. За такое короткое время у нас в Пансионе сложилось много хороших и добрых традиций. Надеемся, что у нас есть возможность заложить ещё одну. С удовольствием предоставляем слово нашим гостям!

Младшие воспитанницы исполнят песню «Пришла весна».

А сейчас слово предоставляется капитану команды «Славене»

Дорогие друзья! Мы - старшие воспитанницы так же как и вы, приехали в Москву из разных уголков нашей Родины. Москва встретила нас заботливо, добродушно и тепло. Мы не могли не заинтересоваться историей такого прекрасного старинного, и в то же время, молодого современного города. Нам довелось побывать в самых красивейших и интересных местах, познакомиться с древнейшими московскими памятниками. Свои впечатления об этих экскурсиях, путешествиях мы оформили в этом альбоме. Нам приятно, что вы тоже уже внесли свою лепту в изучение Москвы: в этот альбом мы поместили конверт, в котором находятся ваши рисунки на тему: «Моя первая встреча с Москвой». Мы надеемся, что вы примете его как эстафету и продолжите начатое нами знакомство с городом, который ни одного человека на земле не может оставить равнодушным!

Воспитанница 5 класса читает стихотворение

«МОСКВА - МОЙ ЦЕНТР МИРОЗДАНЬЯ»

Москва - мой центр мирозданья,
Живой истории ваянье.
Ты космос в камне воплощенный !
В небесных солнечных лучах
Кремль в красном цвете кумача
Стоит как будто опаленный ...

Москва - мой тяжкий крест и праздник,
Мой поэтический заказник,
Цветаевой заговоренный.
Колоколов истошный плач,
Им ветер вторит, как скрипач,
Происходит передача эстафеты знаний (вручение альбома младшим воспитанницам).

Затем:

  • подведение итогов, награждение победителей;

  • заключительное слово классного руководителя.

В заключение нашего мероприятия воспитанницы исполняют «Московский вальс».

При разработке сценария историко - познавательной викторины

«ДОРОГАЯ МОЯ СТОЛИЦА, ЗОЛОТАЯ МОЯ МОСКВА», использовались: - материалы из Википедии;

- материалы музея истории Москвы;

- интернет - ресурсы, а также

литература

  1. Лопатин П. И. Москва. Очерки по истории великого города М. Московский рабочий, 1959;

  2. Александров Ю. Н. Москва заповедная М.: Московская правда, 1991;

  3. Анисимов А.В. Театры Москвы. Время и архитектура М.: Московский рабочий 1984;

  4. Астафьева-Длуган М.И., Волчок Ю.П. Москва строится (Семь новелл об архитектуре Москвы) М.: Московский рабочий 1983;

  5. Белоусов И.А. Ушедшая Москва. Воспоминания М.: Русская книга 2002;

  6. Латышева Г.П. Москва и Московский край в прошлом;

  7. Кондратьев И.К. Седая старина Москвы.

Сценарий историко-познавательной игры-викторины Дорогая моя столица, золотая моя Москва



© 2010-2022