- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе
Статья. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Топоркова О.В. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе
О.В. Топоркова учитель начальных классов,
И.В. Прокофьева учитель начальных классов
г. Белгород
Из истинно человеческих ценностей здоровье - одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый ни-
щий счастливее богатого короля», - писал Шопенгауэр.
И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется
уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.Однако
результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20%-25% первоклассников. У остальных же имеются различные
нарушения в состоянии здоровья.
Приоритетное направление современной социальной политики госу-
дарства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью
школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п.51) четко
говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гаранти-
рующие охрану и укрепление здоровья учащихся».
В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формиро-
вания культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять со-
бой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление фи-
зического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, спо-
собствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достиже-
нию планируемых результатов освоения основной общеобразовательной прог-
раммы начального общего образования. В основу программы по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принци-
пы.
-
Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные
со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и
ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.
-
Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам
предлагается оптимальный для усвоения объем информациии, который предпо-
лагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического харак-
тера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусмат-
ривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и приня-
тия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирова-
ния драматических сцен.
-
Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется
значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни,
их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. по-
каз положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных
последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
-
Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных
этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осу-
ществления.
-
Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный
характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отноше-
ния к здоровью, в виде целостной системы.
-
Принцип сознательности и активности, направленный на повышение ак-
тивности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании
ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.Этот принцип высту-
пает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы ...» Здоровье ученика в норме, если :
-
в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной
нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость ;
-
в социальном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и вос-
хищаться ;
-
в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные
способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ;
-
в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие цен-
ности.
Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного
здоровья детей в деятельности нашего общеобразовательного учреждения и, в
частности, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии
(т. е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении
педагога не нанести ущерб здоровью учащихся), которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюде-
ние педагогом таких принципов, как :
-
учет возрастно-половых особенностей ;
-
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологи-
ческих особенностей при выборе форм, методов и средств обучения ;
-
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умствен-
ной работоспособности учащихся ;
-
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работо-
способности и расширения функциональных возможностей учащихся. К ним
можно отнести :
-
оптимальную плотность урока ;
-
чередование видов учебной деятельности ;
-
наличие физкультурной паузы ;
-
наличие эмоциональных разрядок ;
-
правильная рабочая поза ;
-
положительные эмоции.
Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей
школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение
личной безопасности учащихся. Поэтому для психологического и физического
здоровья детей проводятся следующие мероприятия :
-
приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образова-
тельной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима
работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости
классов, структуры урока, психологического комфорта детей ;
-
ежедневное проведение перед первым уроком зарядки ;
-
проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, вклю-
чающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, плас-
тику рук, туловища, тела ;
-
проведение гимнастики для глаз ;
-
организация достаточной не травмоопасной двигательной активности ;
-
частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рас-
сказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий,
индивидуальные задания) ;
-
развитие мелкой моторики руки ;
-
построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей
здоровья ребенка ;
-
применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во
внеклассной работе ;
-
организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания
учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение,
слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища ;
-
проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не
только детей, но и родителей «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная
семья» и другие) ;
-
организация горячего питания и молочных завтраков .
При планировании и проведении уроков педагоги учитывают требования к про-
ведению физкультминуток и используют различные виды физкультминуток.
Требования к проведению физкультминуток.
-
Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
-
Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает
интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
-
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,
выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
-
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомляемых групп
мышц.
-
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Виды физкультминуток.
-
Упражнения для снятия общего или локального утомления.
-
Упражнения для кистей рук.
-
Гимнастика для глаз.
-
Гимнастика для слуха.
-
Упражнения корректирующие осанку.
-
Дыхательная гимнастика.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет сни-
жать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность
учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здо-
ровья.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия - постоянные, и зна-
чит заменить их ничем нельзя» (А. Амосов).
Литература
Ковалько В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2005г., 296с.Педагогика. Психология. Управление.
Менчинская Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вента Граф, 2008 г. -112 с. (Педагогическая мастерскя).
Обухова Л.А., лемяскин Н.А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья. - М.: «ВАКР», 2005 г.
Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007 г. - 285 с.
Федеральный Государственный Образовтельный стандарт начального общего образования : текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации - М. : Просвещени, 2011 г.
shkolnymir. Infol/. О.А. Соколова. Здоровье сберегающие технологии.