Статья. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе

                 Из истинно человеческих ценностей здоровье — одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый ни- щий счастливее богатого короля», - писал Шопенгауэр.               И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20%-25% первоклассников. У остальных же имеются раз...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения в начальной школе

О.В. Топоркова учитель начальных классов,

И.В. Прокофьева учитель начальных классов

г. Белгород

Из истинно человеческих ценностей здоровье - одна из основных. «Здоровье до того перевешивает все блага жизни, что воистину здоровый ни-

щий счастливее богатого короля», - писал Шопенгауэр.

И поэтому несомненно, что успешность обучения в школе определяется

уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс.Однако

результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 20%-25% первоклассников. У остальных же имеются различные

нарушения в состоянии здоровья.

Приоритетное направление современной социальной политики госу-

дарства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью

школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п.51) четко

говорится: «Образовательные учреждения должны создавать условия, гаранти-

рующие охрану и укрепление здоровья учащихся».

В ФГОС второго поколения говорится о том, что программа формиро-

вания культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять со-

бой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление фи-

зического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования, как одной из ценностных составляющих, спо-

собствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достиже-

нию планируемых результатов освоения основной общеобразовательной прог-

раммы начального общего образования. В основу программы по формированию

культуры здорового и безопасного образа жизни положены следующие принци-

пы.

  • Принцип актуальности, который отражает насущные проблемы связанные

со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и

ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией.

  • Принцип доступности, в соответствии с которым младшим школьникам

предлагается оптимальный для усвоения объем информациии, который предпо-

лагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического харак-

тера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусмат-

ривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и приня-

тия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирова-

ния драматических сцен.

  • Принцип положительного ориентирования, в котором уделяется

значительное внимание не позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни,

их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т. е. по-

каз положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных

последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

  • Принцип последовательности, предусматривающий выделение основных

этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осу-

ществления.

  • Принцип системности, который определяет постоянный, регулярный

характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отноше-

ния к здоровью, в виде целостной системы.

  • Принцип сознательности и активности, направленный на повышение ак-

тивности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании

ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.Этот принцип высту-

пает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей.

В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд

воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои

силы ...» Здоровье ученика в норме, если :

  • в физическом плане - здоровье позволяет ему справиться с учебной

нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость ;

  • в социальном плане - ребенок уравновешен, способен удивляться и вос-

хищаться ;

  • в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные

способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость ;

  • в нравственном плане - он признает основные общечеловеческие цен-

ности.

Для формирования, сохранения и укрепления составляющих целостного

здоровья детей в деятельности нашего общеобразовательного учреждения и, в

частности, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии

(т. е. системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении

педагога не нанести ущерб здоровью учащихся), которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Основой здоровьесберегающей технологии является соблюде-

ние педагогом таких принципов, как :

  • учет возрастно-половых особенностей ;

  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологи-

ческих особенностей при выборе форм, методов и средств обучения ;

  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умствен-

ной работоспособности учащихся ;

  • использование здоровьесберегающих действий для сохранения работо-

способности и расширения функциональных возможностей учащихся. К ним

можно отнести :

  • оптимальную плотность урока ;

  • чередование видов учебной деятельности ;

  • наличие физкультурной паузы ;

  • наличие эмоциональных разрядок ;

  • правильная рабочая поза ;

  • положительные эмоции.

Одна из наиболее важных и значимых задач поставленных педагогами нашей

школы: обеспечение здорового образа жизни, сохранение здоровья, обеспечение

личной безопасности учащихся. Поэтому для психологического и физического

здоровья детей проводятся следующие мероприятия :

  • приведение школы в соответствии с СанПином и правилами образова-

тельной среды: мебели, режима освещения, проветривание помещений, режима

работы школы (школа работает в две смены), учебного плана, наполняемости

классов, структуры урока, психологического комфорта детей ;

  • ежедневное проведение перед первым уроком зарядки ;

  • проведение на уроке в моменты утомления двух физкультминуток, вклю-

чающих в себя различные виды движений: ходьба и бег на месте, прыжки, плас-

тику рук, туловища, тела ;

  • проведение гимнастики для глаз ;

  • организация достаточной не травмоопасной двигательной активности ;

  • частая смена видов деятельности на уроке (опрос, чтение, слушание, рас-

сказ, рассмотрение наглядных пособий, ответы на вопросы, решение заданий,

индивидуальные задания) ;

  • развитие мелкой моторики руки ;

  • построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей

здоровья ребенка ;

  • применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и во

внеклассной работе ;

  • организация комфортного учебного пространства детей (рассаживания

учащихся, принимая во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение,

слух, склонность к простудным заболеваниям). Один раз в четверть меняем местами учеников, исключая одностороннюю ориентацию головы и туловища ;

  • проведение Дней здоровья, спортивных соревнований (с участием не

только детей, но и родителей «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная

семья» и другие) ;

  • организация горячего питания и молочных завтраков .

При планировании и проведении уроков педагоги учитывают требования к про-

ведению физкультминуток и используют различные виды физкультминуток.

Требования к проведению физкультминуток.

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает

интерес к ним, а следовательно, и их результативность.

  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления,

выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомляемых групп

мышц.

  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Виды физкультминуток.

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления.

  • Упражнения для кистей рук.

  • Гимнастика для глаз.

  • Гимнастика для слуха.

  • Упражнения корректирующие осанку.

  • Дыхательная гимнастика.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет сни-

жать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность

учащихся, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здо-

ровья.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия - постоянные, и зна-

чит заменить их ничем нельзя» (А. Амосов).

Литература

Ковалько В.И. Здоровосберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2005г., 296с.Педагогика. Психология. Управление.

Менчинская Е.А. Основы здоровосберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся. М.: Вента Граф, 2008 г. -112 с. (Педагогическая мастерскя).

Обухова Л.А., лемяскин Н.А. Школа докторов и природы или 135 уроков здоровья. - М.: «ВАКР», 2005 г.

Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007 г. - 285 с.

Федеральный Государственный Образовтельный стандарт начального общего образования : текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации - М. : Просвещени, 2011 г.

shkolnymir. Infol/. О.А. Соколова. Здоровье сберегающие технологии.





© 2010-2022