Дружный класс - без агрессии 5 кл. Материал для классного часа

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Запорожская общеобразовательная школа 1-Ш ступеней № 65



КЛАССНЫЙ ЧАС в 5-Б классе

«Дружный класс. Без агрессии»





Подготовила:

Классный руководитель Меркулова В.С.













2014-2015 учебный год

Подготовительный этап:

1.Анкетирование учащихся класса.

2.Информация по теме классного часа из разных источников (статьи в журналах, из словарей, энциклопедий и т.д.);

3.Заготовки для итогового плаката «Правила поведения в нашем классе»

5.На доске: тема классного часа и информация по видам агрессии;

6.Проведение игрового тренинга «Приветствие»

7.Пропущенные слова из стихотворения, которые раздаются ребятам при работе с ним.

Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения подростков;

формирование чувства эмпатии, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1.Педагог зачитывает ситуации (можно распределить между ребятами);

Разбор ситуаций с помощью наводящих вопросов;

2.Анализ анкет (проводят подготовленные ребята);

3.Информация по теме (определения, виды агрессии и т.д.);

4.Педагог зачитывает стихотворение, ребята должны предложить слова в конце фразы (слова на листках заготовлены и раздаются заранее);

6.Предлагается ребятам, работая в группах, заполнить табличку «Как отличить игру от агрессивного поведения»; а также проводится анализ пословиц;

7.Выработка правил поведения в нашем классе (на плакат, расположенный на доске, крепятся правила, что можно и что нельзя в нашем классе).

Ситуации для размышления

1.»В одной школе мальчишки из 6 класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя «сильными». Они думают, что драки и насмешки - это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают».

2.»Ученицы 7 класса не общаются с одной из девочек класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа им кажется смешной. Иногда они ее обзывают, но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединится к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают».

3.»В одной школе два ученика 8 класса стали запугивать малышей начальной школы и отбирать у них деньги. Ученики 3 класса платили эту «дань» ежедневно. Хулиганы угрозами заставляли молчать малышей. Многие ученики этой школы были свидетелями того, как старшие обижают младших, но никто из них не обратился за помощью к родителям или педагогам. Некоторым было даже интересно наблюдать за действиями хулиганов».

4.»Когда Маша пришла в новую школу, Вика - классная заводила и командирша - решила сразу показать ей, кто здесь «хозяин». Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают только за то, что она новенькая. Но все же, они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика может и против них подговорить ребят…»

1.

- Являются ли описанные ситуации типичными для нашего класса? (не все)

- Случались ли отдельные моменты из приведенных историй в нашем классе? Приведите пример.

- Как вы думаете, можно ли назвать класс дружным, если хотя бы одному ученику живется в нем плохо?

Подтверждением этому служат ваши ответы на вопросы анкеты, которую мы проводили накануне. Наша рабочая группа проанализировала ответы, и сейчас познакомит вас с результатами:

Из 27 учащихся нашего класса с анкетой работали 21. Необходимо отметить, что все откликнулись на призыв классного руководителя серьезно подойти к ответам на вопросы анкеты.

Анкета показала, что 12 ребят видят в классе тех, кого обижают. Но в тоже время 7 - считают, что таких нет. Чаще всего мы обижаем друг друга за то, что нам не нравится чья-то фамилия (8 ответов) и мы ее коверкаем. Столько же ребят отметили, что дразнят за внешность. По 6 учащихся указали, что дразнить могут за личные качества и за что-то другое. Причем, двое ребят в анкетах указали все возможные варианты «дразнилок», т.е. они считают, что в нашем классе могут обидеть за что угодно: и за внешность, и за личные качества, и фамилию исковеркать.

Мы также узнали, что на защиту того, кого обижают смогу встать 8 ребят. Причем, они это сделают без всяких условий. А вот 3 ребят, прежде чем защитить жертву, будут устраивать «разбор полетов», и возможно примут сторону обидчика. И столько же ребят стоят в стороне. Это очень грустно, т.к. говорит о нашей незрелости и «невзрослости». Защищать своего товарища надо, а если он не прав? Достанет ли у каждого из нас смелости сказать ему об этом прямо в глаза?

На вопрос «Кто бы мог вам помочь в разрешении конфликта» 18 человек обратились бы за помощью к учителям и классному руководителю.

Выяснилось также, что ни молчание жертвы, ни ее слезы, ни попытки ответить не помогают остановить обидчиков. Из чего можно сделать вывод, что причина агрессивного поведения не в наличии «ученика-лоха», а в нас самих.

На последний вопрос анкеты «Как вы думаете, что надо сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?» Большинство ребят писали о необходимости учиться дружить и общаться, а также находить компромиссные решения. 10 ребят нашего класса указали НА ТО, что в нашем классе не умеют здороваться и дразнятся и обзываются очень часто.

Сейчас мы попытаемся это исправить!

2. Игра «Приветствие»

Ребятам необходимо поздороваться со своим соседом по парте и пожелать хорошего дня.

3.

ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве).

АГРЕССОР - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.

ЖЕРТВА - человек, который подвергается нападкам со стороны агрессора.

ЗРИТЕЛИ - группа людей, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивного поведения, но наблюдая за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

Различают прямую и непрямую агрессию:

ПРЯМАЯ АГРЕССИЯ - выражается открытым наступлением на жертву и бывает:

1.словесная, когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д.

2.физическая, когда дерутся, толкаются, дергают за волосы, колют острыми предметами и т.д.

3. материальная, когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

НЕПРЯМАЯ (косвенная) АГРЕССИЯ - частичное игнорирование, когда не принимают в некоторые виды деятельности; бойкот; другие виды психологического давления (заставляют выполнять домашние задания за кого-то, принуждают к каким-то действиям, берут на «слабо» и др.)

  • ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «Сделай комплимент»

*СТИХОТВОРЕНИЕ с пропущенными словами (в приложении): можно раздать напечатанные слова, можно устно прочитать стихотворение С.С. Нефедовой «Быть человеком…»

С.С. Нефедова

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

ПРОСТО ЖАЛЕТЬ, ЕСЛИ РЯДОМ (плачут),

БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ ВО ВСЕХ ДЕЯНЬЯХ,

БЛИЖНЕГО РАЗДЕЛЯТЬ (страданья).

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ,

К ЛЮДЯМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ БЫТЬ И (скромным) .

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЫШЕ,

В СЛОВЕ - ВЕРНЕЕ, В ПОМЫСЛАХ - (чище).

БЫТЬ ПОСКРОМНЕЕ В СВОИХ ЖЕЛАНЬЯХ,

ПОМНИТЬ ХОРОШЕЕ В РАССТАВАНЬЯХ.

ЛЮДЯМ ДАРИ УВАЖЕНИЕ, ЛАСКУ,

А НЕ ИСТЕРИКИ, ШОК И (встряску).

НЕ ПРЕСМЫКАЙСЯ ПЕРЕД СИЛЬНЕЙШИМ,
НЕ РАБОЛЕПСТВУЙ ПЕРЕД (умнейшим).

МАЛЕНЬКИЙ ТЫ ИЛИ С ЧИНАМИ -

ВСЕ ПЕРЕД БОГОМ РАВНЫ МЫ С (вами).

ЗЛУ ЖЕ НА СВЕТЕ НЕТ ОПРАВДАНЬЯ:

СКОЛЬКО ОНО ПРИНОСИТ (страданья)!

ЗЛОМ ЧЕОВЕК ОСКВЕРНЯЕТ ДУШУ -

ЛЮДЯМ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК (не нужен)!

ЧТОБЫ НЕ СТАЛ ТЫ ТАКИМ УРОДОМ,

БЕДНЫМ, БОЛЬНЫМ ПОМОГАЙ, (сиротам) .

СЛАБЫХ НЕ ОБИЖАЙ СТАРИКОВ:

САМ ВЕДЬ БУДЕШЬ КОГДА-ТО (таков).

БЛИЖНИХ СВОИХ НЕ СЪЕДАЙ РЕЧАМИ -

КАК ЖЕ В ЭТОМ ГРЕШНЫ МЫ С ВАМИ!

ЗАПОВЕДИ ДАНЫ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТОБ ВЫПОЛНЯТЬ ИХ (от века до века).

Чтобы закрепить знания о причинах агрессивного поведения, целесообразно предложить ребятам заполнить табличку «как отличить игру от агрессии?»:

Для итога:

В нашем классе можно:

«ДРУЖИТЬ, ОБЩАТЬСЯ СО ВСЕМИ РЕБЯТАМИ»;

«ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ»;

«ГОВОРИТЬ ПРАВДУ»;

«ПРИНИМАТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА»

В нашем классе нельзя:

«НАСТРАИВАТЬ РЕБЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА»;

«ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ»;

«ОБЗЫВАТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ ПЛОХИЕ СЛОВА»;

«ИГНОРИРОВАТЬ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ КЛАССА»









Плачут







страданья

скромным





чище

встряску





умнейшим

вами





страданья



не нужен



сиротам



таков



от века до века

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

ПРОСТО ЖАЛЕТЬ, ЕСЛИ РЯДОМ ( ),

БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ ВО ВСЕХ ДЕЯНЬЯХ,

БЛИЖНЕГО РАЗДЕЛЯТЬ ( ).

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ,

К ЛЮДЯМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ БЫТЬ И ( ) .

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЫШЕ,

В СЛОВЕ - ВЕРНЕЕ, В ПОМЫСЛАХ - ( ).

БЫТЬ ПОСКРОМНЕЕ В СВОИХ ЖЕЛАНЬЯХ,

ПОМНИТЬ ХОРОШЕЕ В РАССТАВАНЬЯХ.

ЛЮДЯМ ДАРИ УВАЖЕНИЕ, ЛАСКУ,

А НЕ ИСТЕРИКИ, ШОК И ( ).

НЕ ПРЕСМЫКАЙСЯ ПЕРЕД СИЛЬНЕЙШИМ,
НЕ РАБОЛЕПСТВУЙ ПЕРЕД ( ).

МАЛЕНЬКИЙ ТЫ ИЛИ С ЧИНАМИ -

ВСЕ ПЕРЕД БОГОМ РАВНЫ МЫ С ( ).

ЗЛУ ЖЕ НА СВЕТЕ НЕТ ОПРАВДАНЬЯ:

СКОЛЬКО ОНО ПРИНОСИТ ( )!

ЗЛОМ ЧЕОВЕК ОСКВЕРНЯЕТ ДУШУ -

ЛЮДЯМ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ( )!

ЧТОБЫ НЕ СТАЛ ТЫ ТАКИМ УРОДОМ,

БЕДНЫМ, БОЛЬНЫМ ПОМОГАЙ, ( ) .

СЛАБЫХ НЕ ОБИЖАЙ СТАРИКОВ:

САМ ВЕДЬ БУДЕШЬ КОГДА-ТО ( ).

БЛИЖНИХ СВОИХ НЕ СЪЕДАЙ РЕЧАМИ -

КАК ЖЕ В ЭТОМ ГРЕШНЫ МЫ С ВАМИ!

ЗАПОВЕДИ ДАНЫ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТОБ ВЫПОЛНЯТЬ ИХ ( ).







БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

ПРОСТО ЖАЛЕТЬ, ЕСЛИ РЯДОМ ( ),

БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ ВО ВСЕХ ДЕЯНЬЯХ,

БЛИЖНЕГО РАЗДЕЛЯТЬ ( ).

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ,

К ЛЮДЯМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ БЫТЬ И ( ) .

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ - ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЫШЕ,

В СЛОВЕ - ВЕРНЕЕ, В ПОМЫСЛАХ - ( ).

БЫТЬ ПОСКРОМНЕЕ В СВОИХ ЖЕЛАНЬЯХ,

ПОМНИТЬ ХОРОШЕЕ В РАССТАВАНЬЯХ.

ЛЮДЯМ ДАРИ УВАЖЕНИЕ, ЛАСКУ,

А НЕ ИСТЕРИКИ, ШОК И ( ).

НЕ ПРЕСМЫКАЙСЯ ПЕРЕД СИЛЬНЕЙШИМ,
НЕ РАБОЛЕПСТВУЙ ПЕРЕД ( ).

МАЛЕНЬКИЙ ТЫ ИЛИ С ЧИНАМИ -

ВСЕ ПЕРЕД БОГОМ РАВНЫ МЫ С ( ).

ЗЛУ ЖЕ НА СВЕТЕ НЕТ ОПРАВДАНЬЯ:

СКОЛЬКО ОНО ПРИНОСИТ ( )!

ЗЛОМ ЧЕОВЕК ОСКВЕРНЯЕТ ДУШУ -

ЛЮДЯМ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК ( )!

ЧТОБЫ НЕ СТАЛ ТЫ ТАКИМ УРОДОМ,

БЕДНЫМ, БОЛЬНЫМ ПОМОГАЙ, ( ) .

СЛАБЫХ НЕ ОБИЖАЙ СТАРИКОВ:

САМ ВЕДЬ БУДЕШЬ КОГДА-ТО ( ).

БЛИЖНИХ СВОИХ НЕ СЪЕДАЙ РЕЧАМИ -

КАК ЖЕ В ЭТОМ ГРЕШНЫ МЫ С ВАМИ!

ЗАПОВЕДИ ДАНЫ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТОБ ВЫПОЛНЯТЬ ИХ ( ).


© 2010-2022