Статья Решение проблемы здоровьесбережения школьников в методической системе профессора В. Ф. Базарного

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Решение проблемы здоровьесбережения школьников в методической системе профессора В.Ф. Базарного

Рогова Рамзия Закиевна, преподаватель

русского языка и литературы высшей

квалификационной категории

ГАПОУ «Нижнекамский педагогический

колледж».

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения в 1949 году, которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия, сегодня кажется чем-то нереальным, недостижимым и даже несовместимым. Но то, что здоровье - это не только высшая ценность, основа радости, благополучия и счастья, но и основное условие выживания - с этим наверняка согласится каждый. Отсюда одно из современных определений здоровья как «способности адаптироваться, приспосабливаться ко все более содержательно богатой жизни во все менее благоприятной среде обитания».

К факторам образа жизни, влияющим на показатели здоровья, в настоящее время относят преимущественно факторы поведения, в том числе режим питания, привычки, физическую активность, репродук­тивное поведение, употребление медикаментов, использование свобод­ного времени. К ним также относят факторы социально-экономического характера: уровень образования, урбанизацию, материальное благо­состояние, условия труда, жилищные условия, состояние окружающей среды.

Бесспорно, что проблему здоровья подрастающего поколения надо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия "образование" и "здоровье"?

Известный российский ученый, доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный в итоге более чем 20-летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главный похититель здоровья детей, глав­ный и скрытый виновник нашей нынешней демографической трагедии - система образования, и прежде всего - школа.

О том, что школа основательно подрывает здоровье детей, знали уже в прошлом веке. Например, уже в 1805 году великий педагог - просветитель Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «ухудшение» развития детей, "убийство" их здоровья. И это открытие было сделано в эпоху, когда люди ели чистую пищу, пили чистую воду, дышали чистым воздухом. Школьные программы не были перегружены, объем информационного потока был во много раз меньше.

А сегодня школа стала школой болезней. Сегодня, следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, психической и физической переносимости детьми этих непомерных нагрузок.

По справедливому мнению профессора Базарного, природа создала наш организм таким образом, что движение - основной принцип его бытия и развития, главный момент его телесной и психической жизни. Недостаток же движения ведет к блокированию его генофонда, к задержке телесного и физического развития. А современные родители делают все, чтобы ребенок двигался как можно меньше - коляски, каталки, столики, стульчики, постоянные окрики: "не бегай, не прыгай, слазь, не трогай".

Далее дело разрушения продолжается в школе следующими факторами:

-обездвиженность, напряженно-неестественное положение во время учебного процесса;

- продолжительное воздействие закрытых помещений, где происходит угасание образно-чувственного восприятия мира, сужение зрительных горизонтов;

- вербальный принцип построения учебного процесса, «книжное» изучение жизни;

- чрезмерное увелечение методиками «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному;

А в последние десятилетия в нашу систему образования привнесен целый ряд разрушающих факторов и условий:

- замена ростомерных парт с наклонной поверхностью на горизонтальные столы, что ещё более усилило статическую напряженность детей и изменило нормальный угол восприятия текстов;

- замена в начале обучения природосообразного импульсно-нажимного письма перьевой ручкой на безотрывное письмо с постоянным напряжением шариковой;

- замена физиологически оправданного электролампового освещения на высокочастотное люминисцентное;

- отмена природосообразного раздельного обучения мальчиков и девочек;

- замена шестидневной учебной недели на пятидневную.

Сюда можно добавить бесконечные смены содержания образования и учебных планов, бесконтрольное экспериментаторство. Результат -катастрофическое ухудшение физического, психического и духовно-нравственного здоровья школьников.

Что предлагает профессор Базарный?

Прежде всего устранить из педагогического процесса все перечисленные выше условия и факторы, приводящие к потере здоровья детей и подростков; привести педагогические технологии в соответствие с законами становления и развития детского организма и детской психики, т.е. сделать их природосообразными.

Учитель не должен брать на себя обязанности врача или медсестры, а работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников. Именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

С этой целью В.Ф. Базарным и его учениками разработана целостная методическая система телесно­го, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе.

Принципы здоровьесберегающей технологии

  • Принцип ненанесения вреда;

  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов;

  • Принцип триединого представления о здоровье: физическое, психическое, духовно-нравственное;

  • Принцип непрерывности и преемственности;

  • Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;

  • Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

  • Комплексный междисциплинарный подход;

  • Принцип медико-психологической компетенции учителя;

  • Гармоничное сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

  • Приоритет позитивных воздействий над негативными;

  • Приоритет активных методов обучения;

  • Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий;

  • Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье;

  • Принцип отсроченного результата;

  • Принцип контроля за результатами.

Педагогические здоровьесберегающие и развивающие технологии док­тора Базарного были апробированы практически во всех республиках бывшего СССР на 500 экспериментальных площадках. В республике Коми под руководством Базарного отработана полная программа "Здорового раскрепощенного развития детей и подростков". У детей, занимающих­ся по этой программе, значительно улучшается состояние здоровья в целом, улучшается образно-сканирующая функция зрения, осанка. Эти дети практически не болеют, отличаются самостоятельностью мышления, свободой суждений, у них высоко развито творческое вооб­ражение, наконец, для них не существует проблемы перегрузки и переутомления.

Чем же отличается школа Базарного от обычной?

Прежде всего необычностью мебели и оформления класса, потому что учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью и парты-конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник, осанка - основа энергетики человеческого организма.

Во-вторых, в процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию используются схемы зрительных траекторий, расположение на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки".

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния. Занимают все эти упражнения не более 3-4 минут урока и проводятся на материале учебного предмета.

В третьих, с целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный "Экологический букварь" (картина-панно), расположенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и картинок разворачиваются сюжеты урока.

В-четвертых, важнейшей особенностью всех уроков является то, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих детей заданий.

В-пятых, в процессе овладения детьми письмом применяются художественно-образные каллиграфические прописи, выполняемые перьевой ручкой, формирующие особо утонченное художественное чувство и развивающие психомоторную систему "глаз-рука".

В-шестых, в школах Базарного дети совместно с педагогами созидают по законам искусства и трудового руко-творчества окружающую их жизненную среду. Именно такой труд созда­ет и возвышает человека, делает его личностью в полном смысле этого слова.

В-седьмых, обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе Базарного является детское хоровое пение, осно­ванное на народных песнях и классической музыке.

И, наконец, в-восьмых, введено раздельно-параллельное образо­вание мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раз­дельно, они, как обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.

К сожалению, разработанные лабораторией доктора Базарного технологии нельзя внедрять на голом энтузиазме. Внедрять их можно только на основе ответственно принятых решений руководящих органов народного образования.

Таким образом:

- здоровьесберегающие технологии - это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов;

- здоровьесберегающие технологии - это совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностного отношения к своему здоровью.

-понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ученик); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др.

Здоровьесберегающие технологии - это интеграция всех направлений работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся и педагогов.


© 2010-2022