Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён прилагательных по родам" предназначен для учащихся 3-х классов по УМК "Школа России". Цель: создать благоприятные условия для изучения и первичного закрепления знаний учащихся по теме «Изменение имён прилагательных по родам».  1. Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам.  2.     Формировать умение изменять имена прилагательные по родам.  3.     Развивать умение определять род имен существительных; наблюдать, сравнивать, обобщ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по теме

«Изменение имен прилагательных по родам»

3 класс

Цель: создать благоприятные условия для изучения и первичного закрепления знаний учащихся по теме «Изменение имён прилагательных по родам».

1. Познакомить учащихся с изменением имен прилагательных по родам.

  1. Формировать умение изменять имена прилагательные по родам.

  2. Развивать умение определять род имен существительных; наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность при выполнении письменных работ, умении работать в паре, малой группе, чувство коллективизма, товарищества

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ль в порядке?

Книжка, учебник, ручка, тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Тихо сели.

- Руки?

- На месте.

- Ноги?

- На месте.

- Локти?

- У края.

- Спина?

- Прямая.



  1. Актулизация знаний.

А) Минутка чистописания. Карточки.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Проговорим орфографически.

- Послушайте такое стихотворение.

- Здравствуй! - ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- Прочитайте слова, записанные на доске.

Здоровье, здравствуйте, здоровый, зарядка.

- Что общего в этих словах? ( Первая буква одинаковая, слова связаны со здоровьем).

- Дайте характеристику первому звуку (согласный, твёрдый парный, звонкий парный)

- Какой буквой обозначен?

- Запишите заглавную и строчную буквы З,з. Но сначала вспомните правильное написание буквы З. Для этого посмотрите на доску.

( files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6979e3af-097b-445c-92b4-a1ca1a73d81d/ResFile.SWF )

Конспект урока по русскому языку

- Теперь вернёмся к словам. Назовите изученные орфограммы. Запишите слова в тетрадь, подчёркивая орфограммы.

- Теперь давайте с одним из слов придумаем предложение и сделаем синтаксический разбор.

(Ребята делают зарядку.)

- А зачем нужно делать зарядку?

Б) Словарная работа.

- Чтобы быть здоровыми надо не только много гулять, заниматься спортом, соблюдать режим дня, но и правильно питаться. Надо больше употреблять в пищу овощей, фруктов. Детям надо съедать в день 500-600г овощей и фруктов.

- А какие полезные вещества содержатся в овощах и фруктах? (Витамины)

- Предлагаю вам подкрепиться витаминами. Я буду показывать рисунки, а вы записываете слова в столбик со строчной буквы, ставите ударение, подчеркиваете непроверяемую безударную гласную.

помидор - м. р

горох - м. р.

огурец- м. р.

малина - ж. р.

яблоко - ср. р.

капуста - ж. р.

Взаимопроверка с доской.

- Что общего в этих словах? ( Это имена существительные)

- Что такое имя существительное?

- Что можно определить у имён существительных? (Род, число)

- Давайте определим род имён существительных. ( Выходят к доске по «цепочке» и определяют род)

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- С какой частью речи связаны имена существительные?

- Что такое имя прилагательное?

- Теперь я предлагаю вам взять прилагательное «зелёный» и составить словосочетания с этими существительными, ставя вопрос. Выделите окончания прилагательных.

помидор - м. р. (какой?) зелёный

горох - м. р. (какой) зелёный

огурец- м. р. (какой?) зелёный

малина - ж. р. (какая?) зелёная

яблоко - ср. р. (какое?) зелёное

капуста - ж. р. (какая?) зелёная

- Что вы заметили? (Окончания меняются)

- Как вы думаете, почему изменились окончания прилагательных?

(От рода имени существительного)

- Что помогло в работе? (Вопрос)

- Сформулируйте тему урока. (Изменение имён прилагательных по родам)

- Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? ( Определять род прилагательных и узнать, какие окончания имеют прилагательные м. р., ж. р. и ср. р.)

-Давайте запишем тему нашего урока в тетради. (Изменение имён прилагательных по родам)

- Как определить род имени прилагательного?

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы ответили на вопрос.

Работа по учебнику.

С. 72 правило.

4.Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой - Встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь

Будто мой упругий мяч.

5. Первичная проверка понимания.

Игра «Определи род».

- А теперь проверим, насколько правильно вы будите определять род имён прилагательных.

- Если я назову словосочетания, в котором м.р., то хлопают в ладоши дети 1 ряда; ж.р. - 2 ряда; ср.р. - 3 ряда.

Белая береза, хорошее здоровье, солнечный зайчик, яркое солнце, холодный ветер, лесная ягода, доброе дело, нежный цветок, голубая незабудка, высокий дом, радостное настроение.

- Какое умение отрабатывали? (определяли род имён прилагательных)

- Как же определить род имени прилагательного?

6. Открытие новых знаний.

- Мы с вами сказали, что при изменении рода имени прилагательного, изменяется его окончание. Давайте выясним, какие же окончания имеют прилагательные м. р, ж. р. и ср. р. и на какие вопросы отвечают.

Групповая работа.

- Каждой группе будет дана карточка.

Берёзов…роща, одинок… растение, восточн…ве тер, весенн…погода, овощн… магазин, февральск. . праздник, могуч… дерево, летн…гроза, син…небо.

Задание выполняется по рядам:

1 ряд выписывает словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в ж. р.

2 ряд - в м. р. , 3 ряд - в с. р.

По этой карточке каждая группа должна сделать вывод: какие окончания у прилагательных 1 - м. р., 2 - ж.р., 3 - ср. р.

Выступают группы и заполняют карточку-помощницу.

Мужской род

какой?

- - -

Женский род

какая?

- -

Средний род

какое?

- -



- Давайте составим алгоритм, для правильного написания родовых окончаний имён прилагательных.

Алгоритм

1.Найди сущ., с которым связано прилагательное и определить его род

2.Задай от сущ. вопрос к прил.

3.По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.Выдели окончание

м. р. - ый, - ий, - ой

ж. р. - ая, - яя

ср. р. - ое, - ее

7. Гимнастика для глаз.

8. Первичное закрепление.

А) Работа по учебнику.

- Ну, а сейчас посмотрим, насколько правильно вы поняли тему.

С. 73 упр. 126

У доски работают два человека. ( Проверка сигнальными карточками.)

- Что же нужно сделать, для того, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Б) Работа с текстом.

Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем его и подумаем, почему этот текст так назван.

Лесн… аптекаАптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница - ценные лекарственные растения. Школьники - активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.

- Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думаете почему?

- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранять природу - значит охранять Родину».

- Что вы интересного заметили в тексте? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями? Списать только первое предложение. (Проверка по цепочке).

9. Самостоятельная работа.

- Поставьте в тетради цифры от 1 до 6 в столбик. Я буду говорить словосочетания, вы записываете только род и окончание прилагательных.

Красивая осанка

Здоровый сон

Правильное питание

Вечерняя прогулка

Свежий воздух

Утренняя гимнастика

Взаимопроверка: без ошибок- 5,1-4,2-3. Встаньте у кого 5,4,3

-Как вы думаете красивая осанка, здоровый сон и т .д. способствуют сохранению здоровья?

Главное в жизни это здоровье!

С детства попробуйте это понять!

Главная ценность это здоровье!

Его не купить, но легко потерять!

10. Домашнее задание.

С. 72 правило, упр. 128.

10. Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

-Назовите тему нашего урока.

- Как же определить род имени прилагательного?

Какие окончания имеют прилагательные м, р., ж.р. и ср. р.?

-На протяжении всего урока мы говорили…(о здоровье)

- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую звездочку.

2. Если иногда были трудности, сомнения - розовую.

3. Если не разобрались в теме - синюю.

- Посмотрите. Сколько у нас жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.- Спасибо всем за работу! Желаю удачи!

8



© 2010-2022