Статья: Работа с одаренными детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Работа с одаренными детьми в условиях инновационного процесса обучения»

Одаренность человека - это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий

к себе огромного внимания. Необходимо холить

и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое,

чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский


В современном обществе возрастает роль каждого человека, его способностей и возможностей. В Европе эта тенденция нашла отражение в появлении таких понятий, как «человеческий капитал», «общество, основанное на знаниях». В настоящее время много внимания уделяется выявлению, диагностике, прогнозу, формированию, обучению и развитию одаренных и талантливых детей. И проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» приоритетное внимание уделяет системе поддержки талантливых детей: «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности…».Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Как выявить тех ребят, которые смогут стать интеллектуальной элитой, обеспечивающей реализацию стратегии развития государства? Как развить их способности, научить способам эффективной социализации, передать ценности, накопленные нашим обществом за многовековую историю? Эти вопросы волновали и волнуют всех педагогов, кому небезразлична судьба молодого поколения. Волнует этот вопрос и нас. В нашей прогимназии данному вопросу мы стараемся уделить большое внимание. Психоразвивающая работа педагога с одарёнными детьми ведется в 3 направлениях:

  1. Развитие интеллектуальных способностей ребенка.

  2. Формирование адекватного самовосприятия.

  3. Помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми.

Мы стараемся помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. В ОУ разрабатывается программа для работы с одарёнными детьми, широко используется в работе метод дифференцированного обучения.

Проблема изучения одарённости детей, их слабых и сильных сторон, как в структуре интеллектуальной деятельности, так и в личной, эмоционально-волевой сфере и сфере общения, требует дальнейшей разработки и еще долго будет находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов.

Работу с одаренными детьми необходимо вести на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском. Еще в раннем возрасте родителям необходимо обеспечить стимулирование и развитие потенциальных творческих возможностей ребенка. Выявление одаренных детей - процесс достаточно трудный. Во-первых, потому, что в семье на разных этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются не понятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т. д. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний.

В-третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть "белой вороной" и их творческие возможности со временем нивелируют.

Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. На первом, анамнестическом, этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Второй этап - диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и психотерапевтом. В зависимости от результатов первого этапа ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей. При предпочтительности развития интеллектуальной сферы ребенок отличается остротой мышления, любознательностью, охотно и легко учится, обнаруживает практическую смекалку. В этих случаях используются методики, направленные, прежде всего, на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей.

У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты, могут быть, отдельные склонности - к языку, и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только определить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления.

Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, неконформностью поведения, способностью продуцировать оригинальные идеи, находить нестандартные решения, изобретательностью. Их выявление предусматривает оценку, прежде всего, их творческих наклонностей (тест Торренса) и личностных характеристик (опросник Айзенка, Личко, тест Люшера и т. п.)

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются инициативностью, высокими организаторскими способностями, их обычно легко привлекать на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. В этом случае вам помогут личностные методики и социометрия.

Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке. Психологическое тестирование здесь должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма, так как эти дети обычно отличаются высокой ранимостью и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и нередко психотерапевтической коррекции врача-специалиста.

Одаренность в двигательной сфере проявляется высокой степенью психомоторных реакций, ловкостью, развитием двигательных навыков (бег, лазание, прыжки), физической силы. Диагностика в этой сфере проводится методиками определения зрительно-моторной координации, тахикоскопией.

Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной какой-либо сфере, а в нескольких. Задача педагогов и психологов не только выявить это, но и совершенствовать, развивать их.

На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности. Реализуются эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (авторские программы, индивидуальные занятия - консультации и т.п., а также разносторонние программы в лицее, гимназиях, колледжах).

Воспитателям дошкольных учреждений нужно своевременно выявить и оказать психологическую помощь одаренным детям и их родителям. С этой целью дошкольные учреждения должны быть обеспечены творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников. Разработать методики для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада. Способствовать выявлению и развитию специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т.д.).

Учитель начальных классов должен быть психологически готов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми. На этапе поступления в школу необходимо выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности. Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей. Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений. Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье, проводить уроки творчества для одаренных детей.
Развитию одаренности необходимо уделять внимание на каждом этапе обучения в школе, обеспечить возможность самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества. Учителям необходимо выявлять и развивать творческие возможности и профессиональные интересы учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности.

Будущее - гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно - совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей - архиважный вопрос. Талантливые люди - главное богатство общества.


© 2010-2022