Рабочие программы (3 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 17»




«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМО Заместитель директора Приказ № _____

объединения учителей по УР от « » августа2015г.

начальных классов директор МОУ «СОШ № 17»

протокол №1 _______________________ Шелковникова Л.М.

от « » августа 2015г от « » августа 2015г. ________________________

руководитель ШМО

_________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Изобразительное искусство»

для 3 класса



Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №17»

Попович Н.В.







2015 - 2016 учебный год

г. Ангарск


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012.).


Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 3 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.


Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы - это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов - листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка - вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства, лепки и аппликации;

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчёта 1 час в неделю, 34 часа в год.

Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».

Основные темы бесед:

  • виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

  • наша Родина - Россия - в произведениях изобразительного искусства;

  • Москва в изобразительном искусстве;

  • старинные города России в творчестве художников;

  • тема материнской любви и нежности в творчестве художников;

  • красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);

  • действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

  • красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;

  • музеи России.



II. Содержание Рабочей программы учебного курса.

Учитывая возрастные особенности школьников, их интересы, решая задачи нравственного, трудового и эстетического воспитания. В основу календарно - тематического планирования уроков положен тематически - поурочный принцип: все темы уроков подчинены общей теме четверти:

  • 1 четверть «И снова осень к нм пришла»;

  • 2 четверть «В мире сказок»;

  • 3 четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»;

  • 4 четверть «В каждом рисунке - солнце».

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены следующие виды рисования - 33 часа:

  • рисование с натуры (рисунок, живопись) - 10 часов;

  • рисование на темы - 7 часов;

  • декоративная работа - 7 часов;

  • лепка - 3 часа;

  • аппликация - 2 часа;

  • беседа об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа.



III. Учебно-тематический план.


Наименование раздела,

темы

Всего

часов

И снова осень к нам пришла

9

В мире сказок

7

3.

Труд и отдых людей зимой и весной

10

4.

В каждом рисунке - Солнце

8

Всего: 34ч.



IV. Поурочное планирование уроков изобразительного искусства


№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

«Мы рисуем осень» - 8ч

1

Прощаемся с тёплым летом.

1

Повторительно-обобщающий урок

Фронтальная работа

Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.

ФО

.09


2

Осенние листья сложной формы (работа в карандаше).

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

СР

.09


3

Осенние листья сложной формы (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

ФО

ПР

.09


4

Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в карандаше).

1

Комбинированный урок

Работа в группах

Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.

Свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.


ФО

ПР

.09


5

Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Фронтальная и индивидуальная работа

ФО ПР

.10


6

Дары осеннего сада и огорода.


1

Комбинированный урок

Фронтальная

работа

ФО

.10


7

Мы осенью готовимся к зиме.

1

Тренировочный урок

Фронтальная работа


ФО

.10


8

Сказка в произведениях русских художников.

1

Вводный урок

Самостоятельная работа


ФО

Т

10


«В мире сказок» - 8ч

9

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в карандаше).


1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.

Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.



ФО

ПР

.10


10

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Фронтальная работа

ФО

ПР

СР

.11


11

Игрушка «Золотая рыбка».

1

Вводный урок

Фронтальная работа

ФО

.11


12

В сказочном подводном царстве (работа в карандаше).


1

Комбинированный урок

Работа в парах

ФО

ПР

.11


13

В сказочном подводном царстве (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

ФО

ПР

.12


14

Сказочный букет.

1

Тренировочный урок

Фронтальная работа

ФО

ПР

.12


15

Готовим наряд для сказочной елки (работа в карандаше).

1

Вводный урок

Фронтальная коллективная работа

Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.

ФО

ПР

.12


16

Готовим наряд для сказочной елки (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

ФО

Т

.12


«Труд и отдых людей зимой и весной»-10ч

17

Труд людей зимой.

1

Вводный урок (беседа о зимнем труде города).

Фронтальная работа

Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.

Знать названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.

ФО

СР

.01


18

Городские и сельские стройки.

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

ФО

.01.


19

Орудия труда человека.

1

Тренировочный урок

Самостоятельная работа

ИК

.01


20

Весёлые игрушки.

1

Вводный урок

Фронтальная работа

Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.


СК

.02


21

Весёлые игрушки (практическая работа).

1

Комбинированный урок, межпредметная связь (литература).

Работа в группах

ФО

СР

.02


22

Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в карандаше).

1

Вводный урок

Фронтальная работа

Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.

ВК

ПР

.02



23

Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в цвете).


1

Комбинированный урок

Фронтальная работа

ФО

ПР

.02


24

Домашние животные (работа в карандаше).

1

Комбинированный урок, межпредметная связь (ОБЖ).



Индивидуальная

Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш.

Свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

ФО

ПР

.03


25

Домашние животные (работа в цвете).

1

Комбинированный урок



Самостоятельная работа

ФО

.03


26

Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Комбинированный урок, межпредметная связь (литература).


Фронтальная работа

ФО

ПР

.03


«В каждом рисунке - солнце» - 7ч

27

Полет на другую планету (работа в карандаше).

1

Вводный урок

Фронтальная работа

Применять приёмы рисования кистью. Правила смешения цветов.

Разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность.

ФО

ПР

.04


28

Полет на другую планету (работа в цвете).

1

Комбинированный урок




Работа в группах

ИК

ФО

ПР

.04


29

Ветка вербы.

1

Комбинированный урок



Фронтальная работа

ФО

ПР

.04


30

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в карандаше).

1

Вводный урок

Индивидуальная работа

Передача простых форм, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Разводить и смешивать краски.


ФО

ВК

СР

.04


31

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа

ФО

ПР

ИК

.04


32

Весна в произведениях русских художников.

1

Вводный урок

Фронтальная работа

Названия главных и составных цветов, правила смешения цветов. Правильно держать лист бумаги и карандаш. Свободно работать карандашом - без напряжения провод. линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

ИК

ФО

.05


33

Пусть всегда будет солнце (работа в карандаше).

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

ФО

ПР

.05


34

Пусть всегда будет солнце (работа в цвете).

1

Комбинированный урок

Индивидуальная работа

ФО

ПР

.05


Сокращения, используемые в рабочей программе:

Виды контроля:

ФО - фронтальный опрос. СР - самостоятельная работа. ПР - проверочная работа.

Т - тестовая работа. ИК - индивидуальный контроль ВК - взаимоконтроль



V. Требования к уровню подготовки обучающихся.


В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  • понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;

  • простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

  • доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);

  • начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

  • чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

  • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

  • выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

  • чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

  • выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

  • творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;

  • использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

  • расписывать готовые изделия согласно эскизу;

  • применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

VI. Средства контроля.


Материалы для контроля

Работы учащихся





VII. Перечень литературы.

Класс

Учебники

(автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

1

2

3

3

Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2013. - 125 с.

Кузин В. С. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство, 3 кл.

В.С. Кузин и др. Изобразительное искусство. Программа ОУ Начальные классы, ч.2 Просвещение 2010г.



Ресурсы Интернета, репродукции картин


© 2010-2022