Программа воспитательной работы Мы будущее России

Программа гражданско – патриотического воспитания « Мы – будущее России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении  МБОУСОШ №4 и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский

«Согласовано»

Зам. директора по УВР __________.Колеватова Н.Д. «___»_____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУСОШ № 4 г. Советский _______В. И. ЭДЕЛЬ «___»______________20___ г.

Программа воспитательной работы Мы будущее России






Программа управления развитием и воспитанием

ученического коллектива

« - будущее России»

Программа воспитательной работы Мы будущее России







Составитель:

Созонова Екатерина Ивановна,

Срок реализации: 5 лет






г. Советский

2013 год.

Содержание:



  1. Пояснительная записка.

  2. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

  3. Цель, задачи программы, принципы реализации программы.

  4. Этапы реализации программы.

  5. Содержание программы по направлениям.

  6. Предполагаемый результат.

  7. Механизм реализации программы.

  8. Работа с родителями

  • Персональные сведения о родителях

  • Список родительского комитета.

  • Родительские собрания.

  • Мероприятия, проведенные совместно с родителями.

  1. Профилактическая работа с учащимися.

  • социальный паспорт семей класса;

  • план работы с детьми «группы риска»;

  • занятость учащихся во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании, в классных воспитательных мероприятиях)

  1. Приложения к программе .

  • Устав классного коллектива, заповеди, традиции, почетные звания, эмблема, гимн, девиз.

  • Список класса, должностные обязанности в классе и т.д.

  • Диагностическая карта определения уровня воспитанности учащихся;

  • Диагностика развития классного коллектива.

  • Сценарии мероприятий;

  • Грамоты, дипломы, фотоматериалы.




  1. Пояснительная записка.



Воспитание - великое дело:

им решается судьба человека.

(В. Белинский)

Культура - это умение ткать свой узор жизни в сочетании с узорами других жизней.

(В.Г.Кротов)

Нищете материальной

нетрудно помочь, нищете души

невозможно.

(М.Монтель)

Истинный показатель цивилизации - это не уровень богатств и образования,

не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитанного страной.

(Р.Эмерсон)Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее России



«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский

Введение

Программа гражданско - патриотического воспитания « Мы - будущее России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»;Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении МБОУСОШ №4 и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Современная социокультурная ситуация характеризуется множеством инновационных изменений в сфере образования: возникают образовательные учреждения нового типа, меняются приоритеты содержания обучения и воспитания, иными становятся педагогические технологии, критерии оценки деятельности классного руководителя.

В общественно-педагогическом сознании утверждается мысль о том, что образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, научить жизнетворчеству.

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.

Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.

В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания учащихся, то есть учет индивидуальных особенностей как учащихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Поскольку время стремительно меняется, то меняется и общество и отношения между людьми. А также меняются дети. Одно поколение детей не похоже на другое. И к каждому поколению нужен особый подход, как особый подход в воспитательной работе нужен к каждому ребенку.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье.

Организовывать воспитательную деятельность нужно таким образом, чтобы она повышала активность ребят, их ответственность за порученное дело. Классный руководитель в процессе работы может вносить коррективы в воспитательный процесс с целью формирования коммуникативных навыков и организаторских способностей детей.

Участие в работе данного проекта способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, в школе, в стране. Данный проект является своеобразной ступенькой, подготавливающей ребят к последующей гражданской деятельности, приобретению социального опыта. Ребята учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав.

Поэтому, данный проект направлен на развитие личности каждого ребенка, на создание условий, при которых происходит взаимодействие, сотрудничество родителей, педагогов, воспитанников. В итоге реализации программы сформируется личность, способная к позитивному преобразованию мира.

Программа рассчитана на период 2013-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи.

  1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

В 5(7) а классе 11 учеников. Из них 9 мальчиков, 2 девочки. Дети в основном 2001 и 2002 года рождения. Все 10 учащихся пришли из 4(7) а класса, классным руководителем которых была Красноперова Т.С.

В этом учебном году к нам поступил новый ученик Амиров Ильнар, который прибыл из 5б класса. Дети приняли Ильнара дружно.

В основном преобладает в классе хорошее настроение, ровное отношение к учёбе. С классным руководителем сложились доверительные, добрые, дружеские отношения.

Что касается поведения, то можно сказать, что положительного в общении - доброжелательности, отзывчивости, чуткости - у детей больше, чем агрессивности, эгоизма,грубости.
Особое внимание, по поведению обращает на себя Дубов Денис. Ребенок очень агрессивен, может неадекватно реагировать на замечания учителей и шутки одноклассников. Ответная реакция у него одна - проявлять агрессию к оппоненту и притом только одну - физическое насилие.

В классе есть 2 лидера Маковский Влад и Проценко Андрей. Отверженных, униженных, отвергаемых -нет. Есть замкнутые - Абдурахмонов Сухроб, даже можно сказать, что Сухроб просто скромный мальчик, но это качество характера не мешает ему общаться тепло и ровно с одноклассниками и учителями.

В целом коллектив выглядит сплочённым, идёт процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе развивается не только критика, но и самокритика. В классе ребята больше ценят познавательную активность, дружелюбие, чем эгоизм, равнодушие и лень.

Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - ( у мальчиков) интерес к футболу, у девочек - к рисованию. Мальчики так же интересуются компьютерными играми и техникой, особенно Дубов Денис.

Дети подвижные, на уроках активные, обладают высокой работоспособностью и средней сообразительностью, характерную для детей занимающихся по программам 7 вида обучения.

Большинство детей стремятся получить новые знания, в силу своих возможностей. Несколько равнодушное отношение к учебе наблюдается у Маковского Влада и Боровкова Павла, хотя стремление получить высокую оценку и похвалу от учителя у мальчиков есть. Внимание большинства учащихся на уроке устойчивое. Особое внимание обращает на себя Боролис Роман, у этого ребенка наблюдаются спады в учебной деятельности время от времени, но в целом Роман может учиться на 4 и 5. Активное и позитивное отношение к учебе проявляет Рахимова Азиза, Абдурахмонов Сухроб, Проценко Андрей. Харыбина Валерия так же имеет позитивное отношение к учебной деятельности, но время от времени.

К систематическому выполнению домашних заданий ответственно относятся большинство учащихся класса, исключение составляет Маковский Влад, он может систематически не выполнять домашние задания по всем предметам.

В основном у детей класса смешанный тип внимания, памяти и мышления.

Обучающиеся становятся самостоятельными, сами выбирают, как им поступать в определённых ситуациях, стараются следовать правилам поведения учащихся и нормам поведения в коллективе, обществе.

Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии, выдумки.

В классе дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Дисциплина на уроках хорошая. На перемене неплохая. Этому способствует система работы самоуправления в классе и система работы с родителями.

Почти все родители стараются создать лучшие условия для всестороннего развития своих детей. Они активно участвуют на родительских собраниях и помогают детям во время внеклассных мероприятий.

Учащиеся нашего класса планируют участвовать в школьных и районных мероприятиях. В коллективе ведется и трудовое воспитание. Развитию трудовых навыков подчинен процесс дежурства, забота о комнатных растениях, уборка класса, бережно относится к школьному имуществу.

Главная задача класса - воспитание коллективизма, требовательность к себе и друг другу, честности и правдивости, доброты и принципиальности.

Инициаторами проведения классной жизни являются Проценко Андрей, Боровков Павел, Рахимова Азиза.

Девочки в классе стараются быть дружными, умеют помогать друг другу в трудную минуту.

Мальчики требуют постоянного контроля, многие очень подвижные, вспыльчивые и эмоциональные.

Работа над повышением показателей личностного роста класса и отдельных учащихся - одна из основных задач коллектива и классного руководителя.

Классный руководитель Созонова Е.И..


  1. Цель, задачи программы и принципы ее реализации.

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее России» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Цель воспитательной программы - воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией

В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:

  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся

  • формировать гражданско-патриотические качества личности

  • воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию

  • формировать культуру здоровья

  • воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности

  • воспитывать чувство уважения к родителям, семье

  • воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству

  • воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности

  • формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами

Программа предусматривает

  • воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе

  • воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.

  • воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей

  • посещение театров и музеев, выставок

  • воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.

Формы реализации задач:

  • изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования); организация групповых занятий со школьным психологом

  • посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;

  • тематические классные часы,

  • дискуссии, диспуты, конференции

  • ролевые, деловые, образовательные игры;

  • экскурсии, походы, уроки в музее

  • соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны;

  • проектные игры;

участие в общешкольных и городских благотворительных

Принципы реализации программы:


Принцип гуманистической направленности воспитательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.

Принцип сотрудничества и сотворчества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач - помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих способностей. Важно побудить и поддержать стремление к проявлению и развитию своих природных возможностей

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации

Принцип субъективности. Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта

Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешный ученик - успешный учитель - успешная школа».

Принцип гуманизации - признание неповторимости каждого человека, признание его права на свободу, счастье и творческое проявление своих сущностных сил, предполагает доброжелательность и терпимость отношений друг к другу, диалоговый характер общения, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, культуре и традициям;

Принцип культуросообразности- создание условий для принятия воспитанниками культурных норм в соответствии с той ступенью на котором находится развитие культуры;

Принцип природосообразности - учет возрастных, половых, индивидуальных особенностей, признание за ребенком права на собственный темп и формы обучения, воспитания, принятие его таким, каков он есть;

Принцип успешности - создание ситуации успеха;

Принцип учета в воспитании особенностей различных категорий населения района.

Принцип сочетания в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого.

Программа воспитательной работы Мы будущее России






  1. Этапы реализации программы:

1 этап - подготовительный

Аналитико-диагностическая деятельность.

Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом модели успеха.

Изучение современных воспитательных технологий

Определение стратегии и тактики деятельности.

2 этап - практический

Апробация и использование в воспитательном процессе ориентированных технологий успеха, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса.

Развитие коммуникативных умений и навыков, формирование активной жизненной позиции учащихся через включение их в игровую творческую деятельность по разным направлениям программы.

Моделирование системы мониторинга и его осуществление.

Моделирование системы ученического самоуправления.

3 этап - обобщающий

Подведение итогов, анализ и рефлексия процесса и результатов воспитательной работы по данной программе за 1 год, 3 года и 5 лет.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития классного коллектива.

Программа воспитательной работы Мы будущее России



Участники механизма реализации программы.


Кадровое обеспечение: зам.дир. по ВР, классные руководители, учителя - предметники, родители, орган самоуправления - Ученический совет

Заместитель директора по воспитательной работе - разрабатывает план воспитательной работы, обеспечивает разработку и организацию мероприятий по успешности учащихся.

Классный руководитель - отвечает за реализацию программы воспитательной работы, планирует воспитательную работу с учётом интересов и способностей класса, вовлекают учащихся в различные виды деятельности, предусмотренные программ мой, оказывают поддержку учащимся в самоопределении по отношению к участию в программе, отслеживают результаты учащихся.

Учителя - предметники - строят работу, которая будет интересна детям, оказывают индивидуальную педагогическую помощь при возникновении межличностных конфликтов со сверстниками и педагогами, учат с ориентацией на успех.

Родители - оказывают помощь в вопросах семейной педагогики, активно участвуют в жизни школы.

Орган самоуправления - влияют на организацию и реализацию воспитательного процесса, выдвигают различные идеи, совместно ищут решения проблем

Программа воспитательной работы Мы будущее России

Программа воспитательной работы Мы будущее России





Программа воспитательной работы Мы будущее России









Программа воспитательной работы Мы будущее России

Программа воспитательной работы Мы будущее России










Охватываемые сферы воспитательного процесса:



Ученик

традиции

Культура общения

Россия - моя страна

история

Малая Родина

Культура других стран и народов

Культура образования

современность

Знаменитые люди п.Сиверский Пп.Сиверский

природа

Исторические места и памятные даты

Со сверстниками

В семье

С другими людьми

Культура досуга

спорт

Культура здоровья

Эстетическое воспитание







































  1. Содержание программы по направлениям

Гражданско-патриотическое

Программа воспитательной работы Мы будущее России


Социокультурное и медиакультурное воспитание




Программа воспитательной работы Мы будущее России


Правовое воспитание и культура безопасности

Программа воспитательной работы Мы будущее России


Здоровье-сберегающее воспитание

Программа воспитательной работы Мы будущее России



Характеристика направлений:Программа воспитательной работы Мы будущее России

  1. Гражданско-патриотическое

Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, краеведческое, духовно-нравственное развитие творческих детских инициатив.

И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания - учить миру.

А это значит:

• помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

• вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей гимназии уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нашей гимназии одной из главных.

Задачи направления:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  • ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;

  • любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

  • уважение к защитникам Родины;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • элементарные представления об основных профессиях;

  • ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.



  1. Социокультурное и медиакультурное воспитание

Социокультурное культурное образование - это условие воспитания социокультурной толерантности. Именно поликультурное образование создает условия:

  • для овладения детьми культурой своих предков и другого народа;

  • формирования у них представлений о многообразии культур в России и мире;

  • воспитания положительного отношения к культурным различиям, самореализации личности;

  • развития способов эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

  • воспитания ребенка в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Социокультурное воспитание, определяющее содержание воспитательного процесса, создает предпосылки не только для воспитания социокультурной толерантности, но и для зарождения национального самосознания на основе усвоенных ценностей социума и этноса, сопричастности к истории (гражданский долг, национальное достоинство, честь и др.), самооценки себя как личности, как гражданина и, наконец, активной жизненной позиции, выраженной в личной ответственности за свои действия.
Особое место среди многообразия факторов процесса воспитания занимают произведения искусства, литературы, исторические памятники, музеи и т. п., отражающие ментальные ценности народа, которые обеспечивают формирование внутренней мотивированности к восприятию и познанию ценностей другой нации, способностей их оценить и принять, расширить пространство межкультурных коммуникаций, что рождает национальную совместность и терпимость. Именно социокультурная толерантность детей является базовой ценностью при формировании их национального самосознания на основе освоения культурных ценностей и осознания себя как субъекта истории.

Задачи направления:

1.формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);

2.формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве. Программа воспитательной работы Мы будущее России


  1. Правовое воспитание и культура безопасности



Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Программа воспитательной работы Мы будущее России

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Воспитание законопослушного гражданина - одна из центральных задач российской школы. От её решения во многом зависит успех всей воспитательной работы. Одним из важных средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе, в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Задачи направления:

1.Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2.Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.

3.Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.

4.Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.

5.Раскрытие творческого потенциала воспитанников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.



  1. Здоровьесберегающее воспитание.


Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

Задачи направления:Программа воспитательной работы Мы будущее России

  • Сформировать у учащихся смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения

  • Создать элементарное представление об основных понятиях здорового образа жизни

  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения(на уровне первоначального умения и навыка)

  • Предупредить учащихся о непонимании основных понятий здорового образа жизни на примерах сопоставления вредных привычек и здорового образа жизни

  • Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения и навыках физического развития

  • Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков для поддержания должного уровня психического и физического здоровья

  • Добиться выполнения правил здоровьесбережения учащимися в соответствии с требованиями их практического использования

  • создание условий для сохранения физического и психического здоровья обучающихся

  • Пропаганда среди обучающихся и родителей принципов здорового, рационального питани





Форма реализации Программы



Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Программа воспитательной работы Мы будущее России


  1. Предполагаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость



В результате реализации программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:

    • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

    • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

    • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

  2. В образе ученика:

    • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

    • в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

    • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

    • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.



Механизм реализации программы.

Программа реализуется через комплекс программ гражданско-патриотического воспитания, взаимосвязанных между собой.







9. Профилактическая работа с учащимися



«Если ваше собственное сердце, ваши собственные привычки, ваша собственная жизнь не может служить вашим детям образцом, то все будет потерянными усилиями и напрасным старанием»


И. Кампе


«Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя»

А.Н. Островский



«Воспитание детей - рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим»

Демокрит


В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Любая проблема лучше решается комплексно. Именно комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска и их семьями имеет две основные составляющие:

· выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;

· непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

· перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной, воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);

· воспитание нравственно-правовой убежденности;

· формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;

· развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;

· включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

· организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);

· предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

· обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

· способствование заполнению пробелов в знаниях.

Вся воспитательная работа по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» строится на принципах


Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей «группы риска» предполагает следующие функции:

Развивающую, направленную на изменение мотивации детей «группы риска» к учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;

Интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;

Управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессионального роста педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;

Защитную, способствующую созданию обстановки сочувствия, сопереживания, взаимопонимания;

Компенсирующую, коммуникативную, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, установления эмоциональных контактов;

Корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности.

Вся работа с детьми «группы риска» и их семьями начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих "трудных" учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором, завучами, социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками, классным родительским комитетом и т.п.).

На каждого учащегося, состоящего на внутришкольном учете составляется Программа индивидуальной реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, которая включает в себя общие сведения ребенка, отражается работа классного руководителя, социального педагога, психолога, администрации школы, учителей предметников, индивидуальный план сопровождения. Куратор организует всю работу с учеником, а координатор контролирует своевременное выполнение ИПС.

Выявление и учет учащихся «группы риска» и СОП ведется систематически в течение всего учебного года. Постановка на учет - основа для дальнейшей профилактической и коррекционной работы.

Все дети рождаются одинаковыми…Программа воспитательной работы Мы будущее России


Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее России

Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее России


а

становятсяПрограмма воспитательной работы Мы будущее России

разными…












Протоколы родительских собраний

(2013-2014 уч.год)



Программа воспитательной работы Мы будущее России


















Программа воспитательной работы Мы будущее России



Социальный паспорт семей класса

Программа воспитательной работы Мы будущее России




Программа воспитательной работы Мы будущее России



Занятость детей во внеурочное время

Программа воспитательной работы Мы будущее России





Индивидуальная работа с родителямиПрограмма воспитательной работы Мы будущее России





  1. Беседы

  2. Консультации.

  3. Приглашение в школу.

  4. Посещение семей.


Тема индивидуальной беседы

дата

Роспись родителей

Роспись кл.рук.







































































  1. Приложения к программе.


  • Устав классного коллектива, заповеди, традиции, почетные звания, эмблема, гимн, девиз.

  • Список класса, должностные обязанности в классе

  • Диагностическая карта определения уровня воспитанности учащихся;

  • Диагностика развития классного коллектива.

  • Сценарии мероприятий;

  • Грамоты, дипломы, фотоматериалы.

Программа воспитательной работы Мы будущее России




Заповеди класса:

НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.

МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.

НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.

ПОМНИ:

  • Наша школа самая лучшая потому, что она - наша.

  • Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.

  • Если тебе хорошо, поделись с товарищем.

  • Поспешишь - весь класс насмешишь.

  • Заходя на урок, не думай о секундах свысока.

  • Дорожи дружбой ребят в классе - это твоё «ежечасное трёхразовое питание»

«Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе»


  • Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.

  • Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.

  • Помни, что учитель - твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.

  • Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.

  • Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).

  • Помни - твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.

  • Помогай учителю в организации досуга.

  • Принимай участие в ежедневной уборке класса.

  • Не будь в стороне от интересных дел.

  • Будь ответственным: пообещал - сдержи слово.

  • Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.

  • Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.



Традиции класса, которые могут творить чудеса


Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?

  • традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания: "Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!" "Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!"

Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.

  • традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класс:

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?

Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

  • традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе "Книги рекордов Гиннеса", в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям. Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.

  • традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

  • традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно, говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.

  • традиция, когда в классе существует "Праздник добрых пожеланий", который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

Законы класса


1. Закон Правды.

Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.

2. Закон Добра.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

3. Закон Заботы.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.

4. Закон Любви.

Любовь - одно из древнейших и уважаемых чувств. Не стесняйтесь ее.

5. Закон Милосердия.

Тебе сегодня хорошо, а другим, может быть, плохо - не забывай о них.

6. Закон Памяти.

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

7. Закон Уважения.

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.

8. Закон Старости.

Помни: старость уважается у всех народов. Будь цивилизованным.

9. Закон Свободы.

Будь свободным и отстаивай свою свободу, не забывая о свободе других.

10. Закон Смелости.

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.

11. Закон Чести.

Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, достоинстве.


ЭМБЛЕМА

КЛАССА

Программа воспитательной работы Мы будущее России




  1. Глобус, компьютер -«Мы хотим учиться и узнавать новое!»

  2. Кисточки, карандаши - «Мы творческие личности»

  3. Футбольный мяч- "Мы за здоровый образ жизни!»

  4. Береза (Дерево- символ России)- «Мы -патриоты своей Родины!»

  5. Подсолнечник (олицетворяет радость, солнечность) -«Мы хотим быть счастливыми людьми!»

девиз: не шагу назад, не шагу на месте!а только вперед и только все вместе!!

ДЕВИЗ КЛАССА:


Ни шагу назад, ни шагу на месте!


А только вперед и только все вместе!!

Программа воспитательной работы Мы будущее России



Гимн:


Мы доброй сказкой входим в дом,

с собой несем неугомон.

Мы любим смех и спору нет-

мы покорили целый свет.

Ведь нас повсюду узнают,

и с нами вместе все поют!



Диагностическая программа изучения развития классного коллектива.

Тест "Пьедестал".

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: "Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?"

Программа воспитательной работы Мы будущее России

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в классном коллективе.

Методика "Цветик-семицветик"

(составлена И.М.Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний.

Обработка результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив таблицу:

Ф. И.

Желание

для себя

для родных и близких

для класса и школы

для всех людей

1. Корниенко И.

4

1, 3, 5

2, 7

6

Игра "Магазин"

(подготовлена О.В.Соловьёвым)

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

Ход проведения. Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде "купли-продажи". Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. "Купля-продажа" осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведённой "купли-продажи" классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы "приобретённые", "купленные" положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

Результаты первого этапа фиксируются в таблице:

№п/п

Ф.И.

"Приобретённые" Положительные качества

"Проданные" отрицательные качества

1.

2.

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается "приобрести" те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить "ненужные вещи", т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагог заполняет следующую таблицу:

№п/п

Ф.И.

Закреплённые положительные качества

Оставшиеся отрицательные качества

1.

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности классного сообщества, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива. Для удобства фиксации результатов "купли-продажи" можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

Методика "Приглашение в гости".

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: "Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?"

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

Методика "Психологическая атмосфера в коллективе"

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки: Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее России

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

Методика "Какой у нас коллектив".

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

  1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

  2. Наш класс дружный.

  3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

  4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

  5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

  6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Диагностическая методика "Анкетирование"

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы

Оценка за 1ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Анализ анкетирования:

25-30 баллов - высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24 балла - хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11 баллов - положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов - низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.







Сценарии мероприятий

Программа воспитательной работы Мы будущее России






Участие во внешкольных и классных мероприятиях

5(7)а класса.


Название мероприятия

дата

Где проводилось

Участие детей класса

(кол.)

  1. «Посвящение в пятиклассники»

27.09.13

Актовый зал школы

10

  1. День именинника

2.11.13

к. 302

10

























































































Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее России

Наши победы!

Программа воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее РоссииПрограмма воспитательной работы Мы будущее России

© 2010-2022