Эссе Быть учителем - моя судьба

Учительская династия. Так любовно и уважительно называют нашу семью, в которой благородная педагогическая профессия переходит из поколения в поколение.Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Я видела в моей семье нелёгкий и кропотливый труд учителей, отданный детям. Но, несмотря на это, меня тянуло к профессии учителя. Свершилась моя заветная мечта! Получив диплом педагога, вернулась в свою родную школу. В моей работе добрыми помощниками были мои р...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Быть учителем - моя судьба

Учитель!

Сколько надо любви и огня,

Чтобы слушали, чтобы верили,

Чтобы помнили люди тебя…

Эти душевные строчки из любимой песни нашей семьи. На любых семейных торжествах, как гимн, звучит эта песня. Все её поют от души, пропуская каждое слово через своё сердце, потому что в семье много педагогов. Недаром про семью нашу говорят - это целая династия педагогов. Общий стаж династии больше 270 лет!

Учительская династия… Так любовно и уважительно называют нашу семью, в которой благородная педагогическая профессия переходит из поколения в поколение: от родителей к детям, от детей к их внукам и правнукам тянется цепочка деятелей «разумного, доброго, вечного».

В детстве всегда я себе задавала вопрос: «Почему же мои родные выбирают эту трудную профессию учителя. А профессия эта нелегкая, требующая терпения, трудолюбия?» Удивляло, как все они очень преданны своей работе, очень любят её и много рассказывают о ней. Поэтому вопроса «Кем быть?» для меня не существовало.

Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Ведь эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома. Я видела в моей семье нелёгкий и кропотливый труд учителей, отданный детям. Но, несмотря на это, меня тянуло к профессии учителя. Как хотелось мне, девчонке, быть похожей на своих предков-педагогов! Сколько себя помню, представляла и представляю и сейчас себя только учительницей. Игра с подругами была только «в школу», и роль учительницы была, конечно, моя. Меня привлекали детские доверчивые глаза, школьные сутолоки и шум. Ведь что может быть лучше общения с детьми, понимания, что каждый ребёнок-это целый мир со своими радостями, бедами. Однажды я мечтала зайти в класс учительницей и сказать очень простые слова: «Здравствуйте, дети!»

Так что ориентиры для меня были заданы с детства.

Прошли годы, мои детские школьные годы. Поступила в педагогический институт, закончила. Вернулась в свою родную школу теперь уже учителем. Свершилась моя заветная мечта! В руках у меня диплом педагога!

А смогу ли я быть настоящим учителем- Учителем с большой буквы, воспитывать в ребёнке Человека тоже с большой буквы, Человека думающего, творчески мыслящего - ведь таковы требования и запросы нашего времени.

Понимала, что решать эту задачу учитель должен начать с себя, ибо, как говорится, чего нет в Творце, того не может быть и в творенье.

В моей работе добрыми помощниками были родители, у которых общий педагогический стаж составляет 78 лет, отданные детям Юманайской средней школы.

Отец считал, что для педагога главное достижение - это успех его учеников. Он участник Великой Отечественной войны. Ещё до войны работал в Юманайской школе 1 год, и его призвали в 1938 году в Советскую Армию. А затем война… Отец прошёл трудные дороги войны. Трижды был ранен, контужен. За боевые заслуги был награжден 3 орденами и 13 медалями.

После войны в 1946 году он вновь начинает работать в родной (теперь уже средней) школе. Он преподает уроки русского языка и литературы. Больше 20 лет работал директором школы, воспитывал много достойных людей различных профессий, которые до сих пор вспоминают и благодарят его. Например, академик Иваничев Юрий Александрович, всемирно-известный врач-невропатолог, бывший его ученик, приезжая в родные места, обязательно старается встретиться со своим наставником. Он пишет теплые благодарственные письма.

В семейном архиве хранятся его письма: «Я всегда помню ваши уроки - уроки добра, справедливости. Помню, мы писали сочинение. Вы пришли на урок и сильно хвалили мое сочинение за хорошее содержание, за творческий подход. Я радовался, и гордая улыбка сияла на моем лице. Открыл тетрадку, а там… 5/2. Оказывается за содержание - «5», а за орфографию - «2».

Читая эти письма, я начинала понимать, что хороший учитель помогает ребенку высказаться, раскрыть себя, побуждает к творчеству, создаёт теплую, задушевную атмосферу общения. Также обладает выдержкой, доброжелательностью, чуткостью, тактом, сопереживанием.

Моя мать тоже на педагогическом поприще работала 38 лет. Показать красоту чувашского языка, познакомить их с творчеством лучших чувашских писателей и поэтов, научить любить свой родной язык и край, а главное - научить детей стать Человеком с большой буквы - вот такие задачи ставила она в своей педагогической деятельности. Работала учительницей чувашского языка и литературы. Всегда преданная детям и своему предмету, она трудилась с полной отдачей своих сил и способностей.

Были такие времена, когда к чувашскому языку даже некоторые вышестоящие чиновники относились с пренебрежением. Даже в школу однажды пришло такое распоряжение, чтобы и во внеурочное время дети общались только на русском языке.

Как тяжело было учительнице, преданной своему делу, пропустить через свое сердце такие явления. Необходимо было поднять престиж родного языка, прежде всего - свой авторитет - такую задачу ставила неутомимая учительница. Учительский дар был дан ей от Бога. Изо всех сил старалась она сделать все возможное, чтобы дети с любовью относились к своему родному языку и народу и гордились, что они чуваши.

Дети так увлеклись чувашским языком, что стали писать стихи, басни и рассказы в школьный литературный журнал «Çамрăк хунав».

Моя мама - натура широкая, одаренная, беззаветно любящая чувашский народ и свой край, поклонница всего чувашского, народного. Она обладает организаторскими способностями, музыкальным слухом, играет на баяне. Эти способности передала и нам, детям.

Чтобы продолжить лучшие традиции чувашского народа, Ольга Александровна организовала фольклорную группу, куда входили учащиеся школы, сельская молодежь, родители. Члены кружка собирали местные фольклорные материалы, выступали с концертами среди населения, участвовали в смотрах художественной самодеятельности района и республики, несколько раз снимались на телевидении.

Я никогда не забуду слова матери перед её уходом на заслуженный отдых: «Доченька, теперь ты учительница, постарайся продолжить начатое нами дело. Знания и опыт можно приобрести, а доброта и преданность профессии должны быть главными чертами каждого педагога». Этому учит и своих детей, снох, а теперь и внуков, которые пошли по стопам своих родителей, стали педагогами. Учит и своих правнуков Янину и Максима, которые учатся в Чувашском педагогическом университете имени И.Я. Яковлева.

В своей работе я много опыта переняла и от творчески работающих учителей. Именно они открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Поэтому я стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях.

Мне кажется, в моей работе немалую роль сыграли и личные качества: стремление к знаниям, сильная воля, и, главное, любовь к выбранному делу и детям, большое желание научить их всему.

А многому научилась у самих ребят. Жить детской жизнью, быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, не быть перед ребенком чем- то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самой с ними учиться - этому стремилась и стремлюсь в течении всей своей педагогической деятельности.

Работая 33 года в школе, выступала в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, а вторая- воспитателя. Работала старшей пионервожатой: интересной была эта работа, интересно было вести детей в пионерскую романтику. Работала классным руководителем, заместителем директора по воспитательной, затем учебной работе. Сколько мероприятий было проведено, не сосчитать! И всегда от всей души старалась, чтобы они прошли интересно, а самое главное - полезно в воспитании детей.

Продолжая дело родителей, организовывала фольклорные группы, где участвовали дети, родители и сельские жители.

Чтобы повысить интерес и любовь к народным традициям, развивать творческие способности детей, проводила фольклорные вечера, посиделки, конкурсы «Играй, гармонь» с приглашением заядлых гармонистов школы и села. В календарные праздники «Масленица», «Сурхури», « Рождество» и т. д. организовывала выставки, оформленные работами умелых рук: вышивками, кружевами, пряжами, предметами домашней утвари. Вместе со всеми участвовала во всех этих мероприятиях: пела, танцевала, играла на баяне, всегда была ведущей. На таких ярких праздниках старалась показать мудрость народную, у детей и родителей повысить интерес к народным традициям, прикладному творчеству, создавать атмосферу любви, радости и добра.

А на уроках стараюсь построить «фундамент» успешности для будущего развития детей, сформировать умение учиться и создать такие условия, при которых обучение станет средством самовыражения ребёнка. Поэтому тщательно продумываю ход и содержание уроков, применяю эффективные формы, методы обучения, подбираю занимательный материал и включаю игровые моменты в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

А какое я испытываю чувство удовлетворения, когда нахожу новые формы, приёмы, нестандартные задания, интересные познавательные игры, которые помогают детям получать знания! Так приятно гордиться своими учениками, которые одерживают маленькие победы на каждом уроке, когда с лёгкостью ориентируются в новом материале, не боятся творить и ошибаться.

И трудно выразить словами чувство восторга, когда видишь сияющие глаза детей и не можешь выбраться из тесного круга ребят, желающих что-то спросить, что-то сказать, просто постоять рядом. Именно в эти минуты начинаешь чувствовать, что ты нужна детям, что они очень нуждаются в тебе и ждут любого слова одобрения, похвалы, чтобы улыбнуться в ответ своей детской улыбкой. Ради таких мгновений и стоит жить, ведь именно в такие моменты жизни у меня поёт, ликует душа! Это ли не счастье?! Для меня быть учителем - это значит жить и быть счастливым.

Судьба распорядилась так, что я с 2010 года стала работать в школе-интернате с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Каждый ребёнок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания, им необходима наша помощь и поддержка. Это - «особые» дети. У них свой мир, свои понятия об окружающей действительности. Легко любить красивого, умного и здорового ученика. А как принять «особого» ребёнка-сироту, ребёнка из неблагополучной семьи? Как помочь ему в этой жизни? Полюбить надо такого ребёнка, помочь ему адаптироваться в этой жизни, исправить его поведение, поддержать и наставить на правильный жизненный путь. Полюбить как своего родного ребёнка. Ведь я для них и мама, и папа, и бабушка в одном лице.

Вот с такой категорией учащихся я и работаю сейчас. Признаюсь, очень переживала, когда начинала работать с ними. Ведь я долгие годы работала в массовой школе, с другой категорией детей. Невольно, внутренне задавала себе вопрос: «Получится ли у меня? Чем я могу помочь им, как изменить их судьбу?». И здесь мне помогла мама-педагог-наставник. Она сказала мне: «Не бойся трудностей, не спеши делать выводы. Поработай год, и ты сама поймёшь, твоё ли это призвание». И я прислушалась к её совету. Осталась. И ни минуты об этом не жалела. Знакомилась, изучала, вникала… Постоянная ответственность перед этим «особым» ребёнком, перед своей совестью, перед обществом за него заставляла меня постоянно учиться, совершенствовать своё педагогическое мастерство, стремиться постичь глубину дефектологии, олигофренопедагогики, специальной психологии.

Дети открыли мне свои сердца, начали доверять мне. Каждый день после уроков они провожают меня до школьных ворот словами: «А завтра придёте?». Машут мне своими маленькими ручонками и ждут ответа. От боли сжимается сердце, и я, пряча слёзы, отвечаю: «Обязательно приду, ждите…» А завтра начинается новый день. Я и они - мы вместе.

Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности, требует терпения, снисходительности, тактичности. Ведь важно не только дать знания, но и веру в то, что тебя понимают и принимают окружающие, научить доверять миру, помочь найти место в мире для себя - такого непохожего на всех! Дети сами мне помогли понять, что им нужна вера и особый подход. Фундамент моей работы - любовь к детям. И я вижу, как они с радостью и желанием идут ко мне на урок. Для меня это высшая награда в моей профессии.



© 2010-2022