- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников»
«Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алексеева Г.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».
Б. Шоу.
«Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников»
Почему я выбрала эту тему? Работаю учителем второй год и мне всё ново и интересно, а ещё, потому что подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию высокоразвитой личности. Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным.
Вопрос о том, как обучать детей школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не прост и практически не рассматривается в специальной литературе. Программы и методики такого обучения в готовом виде не найти.
Но роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна: познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, это требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;
развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всех методических приемов.
Никаких глобальных ещё исследований я не проводила. В первом и втором классах я работаю только с навыками исследовательской деятельности, которые использую на уроках и во внеурочное время.
Считаю, что прежде, чем приступить к каким-либо исследованиям, я должна ребят научить умениями и навыкам : умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи.
В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия.
Достоинства экскурсии подчеркивают утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения.
Что мы и делали в первом полугодие. Мы ходили на экскурсии.
Посетили: пожарную часть, почтовое отделение, магазин, библиотеку, музей.
Посещая экскурсии, мы знакомились с разными организациями нашего посёлка, с профессиями, спецификой их работы и т.д.
Так при посещения музея, мы знакомились с природой нашего края, бытом и т.д.
При посещении библиотеки познакомились с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой . и т.д.
Приглашала на классные часы родителей, бабушек детей, что встреча разных поколений дает возможность узнать историю страны, историю семьи.
Встреча с юным инспектором ПДД развивает интерес к этому роду деятельности.
При завершении экскурсии, встреч давались задания.
- подготовить небольшое сообщение «Кем хочу быть?»
И в итоге у нас в классе пожелали быть в дальнейшем пожарными, продавцами, полицейскими.
Самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук - это умение наблюдать. Так мы в период прогулок наблюдали за сезонными изменениями, за осенними деревьями и листьями (берёзы, рябины, осины), кустарниками (малина, шиповник), . Брали листья в руки и внимательно исследовали, давали характеристику форму листьев, называли к какому дереву , кустарнику этот лист принадлежит, их основные цвета. Говорили и о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.
Затем мы выполняли задания:
- рисовали эти листья с натуры, осеннее дерево, осенний лес, писали сочинения, находили стихотворения, загадки, пословицы, делать коллаж, делали портрет мамы из осенних листьев (эти портреты подарили на «День матери»), сделали проект «Золотая осень» (работа в группах (Была защита своих проектов).
С наступлением зимы мы наблюдали за птицами, которые прилетали к школе (голуби, воробьи, синицы, сороки, вороны).
Ставились вопросы. Зачем они так близко к нам прилетают? Какую помощь для них мы можем оказать? Что для этого нужно?
На дом было дано задание: спросить у родителей, посмотреть энциклопедии, заглянуть в компьютер и узнать какие ещё птицы зимуют в нашем крае. Чем питаются птицы зимой. Как они приспосабливаются к зимним условиям и т.д.
Следующим заданием нужно было найти картинку и охарактеризовать эту птицу одним предложением.
Далее было нужно найти стихотворение об этой птице.
Теоретическая ценность состоит в том, что дети из научно - познавательной литературы и интернета узнали очень много интересных фактов из жизни птиц, а так же узнали, какие птицы, кроме тех, которых мы видим, обитают в Мурманской области, и почему многие птицы у нас занесены в Красную книгу.
Практическая ценность заключена в том, что дети совместно с родителями учились делать из подручного материала кормушки, и эти кормушки мы развесили во дворе школы.
И в итоге родился проект, который мы выполнили коллективно. Ребята сами сделали вывод. И на протяжении всего первого года мы подкармливали птиц.
Благодаря этой работе у многих ребят и дома появились кормушки.
Есть серия упражнений, по формированию исследовательских умений и навыков, которыми я пользуюсь на уроках по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению.
На уроках русского языка использую такие элементы: «Лови ошибку»
( специально допускаю ошибки в словарных словах, именах собственных и т.д., а дети должны найти, исправить, доказать)
«Знаю. Не знаю». По определению темы.( должен сказать, что об этом знает, а чего не знает)
Упражнение "Продолжай - ка"
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
1)Я начинаю предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;
2) Я рассказывает историю, но оставляю её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые я предварительно озвучила.
7. Упражнения "По следам идем и ответ найдем"
Цель: развитие логического и аналитического мышления и многие другие.
+ на каждом уроке начиная с первого класса, учимся формулировать тему урока, цель, планируемые результаты.
Таким образом, в процессе проектной деятельности
- создаются условия для творческого развития детей,
- приобретаются навыки совместной деятельности с учителем и сверстниками;
- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию,
- сотрудничать друг с другом;
- совместно планировать свои действия.
Хочется сказать, что ни один проект не обходится без исследовательской деятельности.
Все проекты имеют Цель:
• Образовательная - расширить, уточнить и пополнить знания, обобщать полученные знания и применять их на практике;
• Развивающая - развивать умения работать с дополнительной литературой, развивать творческие способности, развивать коммуникативные умения.
• Воспитательная - воспитывать личную ответственность за выполнение своей работы.
И в завершении могу сказать, что все ученики моего класса стали активными читателями детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти нужную книгу, нужного автора, отобрать информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос.
Могут работать с компьютером: войти в интернет, найти необходимую информацию, не быстро, но печатают, создать презентацию из 5 слайдов.
Следующий у меня этап, попробовать исследовательскую работу, но прежде чем я это буду делать, я должна провести работу:
- с родителями, выяснить у детей их интересы и т.д.
К данному материалу прилагается презентация.
Некоторые материалы взяты из интернета.