«Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».

Б. Шоу.

«Развитие навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Почему я выбрала эту тему? Работаю учителем второй год и мне всё ново и интересно, а ещё, потому что подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Универсальные учебные действия нового стандарта должны способствовать не накоплению знаний, умений, а развитию высокоразвитой личности. Это - умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным.

Вопрос о том, как обучать детей школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не прост и практически не рассматривается в специальной литературе. Программы и методики такого обучения в готовом виде не найти.

Но роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна: познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, это требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;

развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;

воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;

дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всех методических приемов.

Никаких глобальных ещё исследований я не проводила. В первом и втором классах я работаю только с навыками исследовательской деятельности, которые использую на уроках и во внеурочное время.

Считаю, что прежде, чем приступить к каким-либо исследованиям, я должна ребят научить умениями и навыкам : умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи.

В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия.

Достоинства экскурсии подчеркивают утверждение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Она рассматривается как постоянный спутник исследовательского метода обучения.

Что мы и делали в первом полугодие. Мы ходили на экскурсии.

Посетили: пожарную часть, почтовое отделение, магазин, библиотеку, музей.

Посещая экскурсии, мы знакомились с разными организациями нашего посёлка, с профессиями, спецификой их работы и т.д.

Так при посещения музея, мы знакомились с природой нашего края, бытом и т.д.

При посещении библиотеки познакомились с основами работы в библиотеке и принципами работы с литературой . и т.д.

Приглашала на классные часы родителей, бабушек детей, что встреча разных поколений дает возможность узнать историю страны, историю семьи.

Встреча с юным инспектором ПДД развивает интерес к этому роду деятельности.

При завершении экскурсии, встреч давались задания.

- подготовить небольшое сообщение «Кем хочу быть?»

И в итоге у нас в классе пожелали быть в дальнейшем пожарными, продавцами, полицейскими.

Самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук - это умение наблюдать. Так мы в период прогулок наблюдали за сезонными изменениями, за осенними деревьями и листьями (берёзы, рябины, осины), кустарниками (малина, шиповник), . Брали листья в руки и внимательно исследовали, давали характеристику форму листьев, называли к какому дереву , кустарнику этот лист принадлежит, их основные цвета. Говорили и о том, где они растут и почему осенью меняют цвет и опадают с деревьев.

Затем мы выполняли задания:

- рисовали эти листья с натуры, осеннее дерево, осенний лес, писали сочинения, находили стихотворения, загадки, пословицы, делать коллаж, делали портрет мамы из осенних листьев (эти портреты подарили на «День матери»), сделали проект «Золотая осень» (работа в группах (Была защита своих проектов).

С наступлением зимы мы наблюдали за птицами, которые прилетали к школе (голуби, воробьи, синицы, сороки, вороны).

Ставились вопросы. Зачем они так близко к нам прилетают? Какую помощь для них мы можем оказать? Что для этого нужно?

На дом было дано задание: спросить у родителей, посмотреть энциклопедии, заглянуть в компьютер и узнать какие ещё птицы зимуют в нашем крае. Чем питаются птицы зимой. Как они приспосабливаются к зимним условиям и т.д.

Следующим заданием нужно было найти картинку и охарактеризовать эту птицу одним предложением.

Далее было нужно найти стихотворение об этой птице.

Теоретическая ценность состоит в том, что дети из научно - познавательной литературы и интернета узнали очень много интересных фактов из жизни птиц, а так же узнали, какие птицы, кроме тех, которых мы видим, обитают в Мурманской области, и почему многие птицы у нас занесены в Красную книгу.

Практическая ценность заключена в том, что дети совместно с родителями учились делать из подручного материала кормушки, и эти кормушки мы развесили во дворе школы.

И в итоге родился проект, который мы выполнили коллективно. Ребята сами сделали вывод. И на протяжении всего первого года мы подкармливали птиц.

Благодаря этой работе у многих ребят и дома появились кормушки.

Есть серия упражнений, по формированию исследовательских умений и навыков, которыми я пользуюсь на уроках по окружающему миру, русскому языку, математике, литературному чтению.

На уроках русского языка использую такие элементы: «Лови ошибку»

( специально допускаю ошибки в словарных словах, именах собственных и т.д., а дети должны найти, исправить, доказать)

«Знаю. Не знаю». По определению темы.( должен сказать, что об этом знает, а чего не знает)

Упражнение "Продолжай - ка"

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

1)Я начинаю предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант;

2) Я рассказывает историю, но оставляю её незаконченной. Учащиеся должны написать продолжение, закончив определенными словами, которые я предварительно озвучила.

7. Упражнения "По следам идем и ответ найдем"

Цель: развитие логического и аналитического мышления и многие другие.

+ на каждом уроке начиная с первого класса, учимся формулировать тему урока, цель, планируемые результаты.

Таким образом, в процессе проектной деятельности

- создаются условия для творческого развития детей,

- приобретаются навыки совместной деятельности с учителем и сверстниками;

- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию,

- сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.

Хочется сказать, что ни один проект не обходится без исследовательской деятельности.

Все проекты имеют Цель:

• Образовательная - расширить, уточнить и пополнить знания, обобщать полученные знания и применять их на практике;

• Развивающая - развивать умения работать с дополнительной литературой, развивать творческие способности, развивать коммуникативные умения.

• Воспитательная - воспитывать личную ответственность за выполнение своей работы.

И в завершении могу сказать, что все ученики моего класса стали активными читателями детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти нужную книгу, нужного автора, отобрать информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос.

Могут работать с компьютером: войти в интернет, найти необходимую информацию, не быстро, но печатают, создать презентацию из 5 слайдов.

Следующий у меня этап, попробовать исследовательскую работу, но прежде чем я это буду делать, я должна провести работу:

- с родителями, выяснить у детей их интересы и т.д.

К данному материалу прилагается презентация.

Некоторые материалы взяты из интернета.











© 2010-2022