Поурочное планирование (7 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Через звучание таких народных мелодий мы осознаём себя причастными к нашим предкам, самобытности культуры нашего народа, его истории, которая воспевалась из поколения в поколение и пусть не прервётся связь времён. «Живой голос народа» - тема моей исследовательской работы.

Цель - развитие у современной молодёжи интереса к певческим традициям родного края.

Для реализации данной цели выдвигаются следующие задачи:

  • Провести соцопрос среди населения п. Выгоничи

по теме исследования.

  • Интервьюирование со старожилами, жителями посёлка, хранителями народных традиций.

  • Собрать материал о певческих традициях родного края и тексты забытых песен Выгоничского района.

  • Проявить инициативу - ввести эти песни в репертуар детского ансамбля народной песни «Росинка».

  • Методология:

  • Анкетирование

  • Интервьюирование

  • Анализ

  • Обобщение

Актуальность темы не вызывает сомнений, ведь народная песня - это вся жизнь человека. Это простота и сложность жизни, это - радость и горе, семья и общество, это быт и нравы… О роли народной песни очень точно сказал Владимир Владимирович Стасов:

Нигде народная песня не играла и не играет

такой роли, как в нашем народе,

нигде она не сохранилась в таком богатстве,

силе и разнообразии, как у нас.

Лично мне, эта тема интересна, потому что с самого детства народная песня окружала меня повсюду: её напевала мне бабушка, я часто слышала от мамы задушевную русскую мелодию, которая завораживала меня. И поэтому я решила как можно больше узнать о песнях родного края и способствовать их популяризации.

Как правило, народные песни не имеют автора (хотя он есть, или их даже несколько), так как в конце концов он забывается. И поэтому песня, как и многие другие жанры народного искусства, являет собой коллективное творчество.

В нашем посёлке есть коллектив, который является своеобразным хранителем народной песни. Это хор « Ветеран».

Видеоинтервью

Из анализа прочитанного материала я узнала, что большое влияние на певческие традиции края оказали белорусские и украинские народы, произошло взаимопроникновение культур.

Народное песнетворчество Брянщины разделяется на два пласта: песни, возникшие в глубокой древности, и песни более позднего происхождения.

К древним относятся: календарные, свадебные, семейные, песни весенних, летних гуляний - таночные и хороводные.

На территории нашего района самый распространённый жанр - календарные песни. Об этом я узнала из беседы со старожилами нашего посёлка - Шевердиной Валентиной Васильевной и Ретевых Ниной Владимировной.

Видео «Лён»

Весной пели, кликали веснянки и водили весенние хороводы.

Пелись и русальные песни, под них завивали венки, гадали на них.

Целый цикл песен был посвящён свадебному обряду.

Видео

В Выгоничской детской школе искусств есть ансамбль «Росинка», руководителем которого является Марина Васильевна Горшкова. Она старается приобщить ребят к народному творчеству.

Видео

По теме исследования мной был проведён социологический опрос жителей нашего посёлка по следующей анкете.

25% жителей в возрасте от 20-40 лет на вопрос «Знаете ли вы народные песни» ответили утвердительно. На этот же вопрос опрашиваемые в возрасте от 40-60 лет утвердительно ответили 72%.

Так же мной был выявлен рейтинг самых популярных песен жителей нашего посёлка.

Песня «Виновата ли я…»

является любимой у жителей нашего поселка, относящихся

к разным возрастным категориям.

Общие данные анкетирования показали, что население посёлка в большей степени знает народные песни середины XIX в., (так называемые застольные) и лишь 2 % знакомы с исконно русскими старинными песнями, которые я им напевала. А ведь если мы хотим сохранить культурное наследие предков этот показатель очень низкий.

Видео

Исходя из пожеланий участников хора «Ветеран» на зимних каникулах запланировано проведение круглого стола по теме «Песня - душа народа» с уч-ся Выгоничской школы.

Результаты моей работы можно использовать при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий, посвященных нашей малой родине. Видеоматериал работы может стать экспонатом школьной музейной комнаты.

Собранные мною тексты песен уже переданы детскому коллективу «Росинка» для включения их в репертуар.

Вывод:

Конечно, можно назвать очень много красивых по мелодии и тексту современных народных песен, но если мы хотим сохранить самобытную русскую культуру, мы должны изучать, что сохранилось от крестьянской народной песни, собирать то, что ещё пока осталось в памяти народной. Берегите народную песню! Любите народную песню! Живите народной песней!

Под моим руководством была разучена народная песня, текст которой мне удалось узнать от Дробышевской Нины Васильевны, коренной жительницы нашего района.

Исполнение песни





© 2010-2022