Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старших классов. Доклад Мурамщиковой Т. В

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся старших классов.

Доклад Мурамщиковой Т.В.

Ни для кого не секрет, что новая ступень образования предъявляет новые требования к обучающимся:

  • уметь учиться самому;

  • планировать собственную деятельность;

  • проектировать результат;

  • переносить знания в новые ситуации.

В сочетании с особенностями юношеского возраста, такими как изменение личностно-мотивационной сферы, когда пересматриваются детские идеалы, вырабатывается собственный стиль поведения, новые требования школьной жизни могут привести к дезадаптации школьников. А отсюда и потеря интереса к учёбе и всем школьным мероприятиям, соответственно падение успеваемости и неготовность к вступлению в успешную взрослую жизнь.

На данном этапе очень важно и родителям, и педагогам прийти на помощь десятикласснику, поддержать его, помочь.

Старшеклассники выбравшие путь своего дальнейшего образования вступают в совершенно иное образовательное пространство, целью которого является создание личностно - ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, формировать умения адаптироваться к новым условиям жизни; критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность; владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией.

Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации системы психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников в условиях профильного обучения.

Переход к профильному обучению делает актуальной проблему самоопределения, как для ученика, так и для учителя. В первую очередь потому, что ставит перед каждым учащимся проблему выбора профиля обучения и потому, что приводит к необходимости изменения структуры и содержания учебного процесса.

Таким образом, профильное обучение есть путь перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценностей. Качество обучения должно определяться тем, насколько в его содержании представлены основания для развития личностно-ценностного отношения учащегося к изучаемым знаниям, что и активизирует процесс его самоопределения.

Поэтому одной из важнейших составляющих процесса реализации профильного обучения является психолого-педагогическое сопровождение процесса самоопределения учащихся. Цель такого сопровождения понимается нами как содействие формированию личности, способной принять самостоятельное и осознанное решение о выборе жизненной и профессиональной стратегии, через реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении.

Задачами психологического сопровождения на данном этапе выступают следующие моменты:

1.Выявление и профилактика явлений дезадаптации учащихся в новых условиях обучения.

2.Мониторинг эмоционального состояния обучающихся, уровня удовлетворенности выбранным профилем обучения, уровня осознанности сделанного выбора.

3. Изучение степени соответствия изменяющихся интересов старшеклассника выбранному профилю обучения.

Профиль дальнейшего обучения (социально-экономический) учащимися моего класса определился не спонтанно. Этому процессу предшествовала большая работа. Первоначально в 8 классе было проведено анкетирование учащихся на профпригодность. Данное анкетирование показало, что 65% учащихся класса имеют мышление естественно-научного профиля, 22% гуманитарного, 13% технического. Результаты анкетирования обсуждались на родительском собрании, где было принято решение о дальнейшей профилизации учащихся.

Следующим этапом самоопределения является введение пропедевтического курса по экономике в 8 классе, где учащиеся в игровой форме знакомились с основными экономическими понятиями и самой спецификой предмета. Программа данного курса разработана мной и подтверждена ПИППКРО.

Практико-ориентированной задачей на данном этапе сопровождения становится внесение в образовательный процесс средств, помогающих детям «открывать» себя в различных видах деятельности, вхождение учащегося в сложноорганизованное широкое социокультурное пространство (в том числе - через вхождение в мир профессиональных субкультур). Знакомство учащихся класса с миром профессий происходило на классных часах, встречах с родителями, которые рассказывали им о своей профессиональной деятельности. Запомнился организованный круглый стол с ветеранами педагогического труда, где ребятам представилась возможность узнать труд учителя с иной точки зрения. Посещение банка и знакомство с новыми профессиями, так же способствовало их дальнейшему выбору. Таким образом, к профессиональному самоопределению учащиеся класса подошли осознанно, но есть часть ребят, которые не захотели менять коллектив и остались продолжать обучение в классе социально-экономического профиля. Такой процент учащихся есть всегда и они вызывают в дальнейшем наибольшие опасения, так как ослабевает интерес к учебной деятельности и как правило замедляется процесс саморазвития. . Исследования показывают, что если выбранное направление в обучении находится правильно, то повышение требований и увеличение учебной нагрузки не влечет утомления и связанных с ним невротических явлений, а, наоборот, способствует повышению эффективности обучения.

Огромную работу по сопровождению учащихся моего класса провели учителя- предметники, с их помощью организовано профильное обучение как вид личностно-ориентированного обучения, позволяющая раскрыться и реализоваться потенциалу каждого учащегося. Большая часть ребят имеет свои образовательные маршруты, которые позволили достичь хороших результатов в олимпиадах различного уровня. Особенно отличились Загороднюк Валерий, Машуков Георгий, Богатырев Владимир, Бондарь Марина, Купцов Вячеслав.

Важнейшим направлением психолого-педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей.

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:

- формирование установок на здоровый образ жизни;

- развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

- профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, вич/спид, школьного и дорожного травматизма.

Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля.

В данном направлении работа проводится систематически, организуются беседы, классные часы, соревнования, походы, часть учащихся класса входит в состав экологического центра «АСДЕМО» в рамках которого участвуют в молодежных форумах по профилактике ЗОЖ. Конечно эта работа помогает формировать навыки ЗОЖ.

Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются отношения ребенка с сообществом сверстников.

На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.

Специалист сопровождения призван решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например из-за этнических различий, особенностей внешности и др.

Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию, толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы. Как я уже сказала основной костяк класса остался неизменным, в коллектив влились 4 учащихся из 9 «Г» класса и в этом году 2 учащихся с других образовательных учреждений. Важно отметить, что социально-психологические особенности коллектива: характер взаимоотношений, ценностные ориентации, традиции коллектива, социально-психологический климат в связи с вливанием в коллектив новых членов не изменился. Это подтверждает тот факт, что предшествующая работа организованная в течение процесса обучения в основной школе позволила сформировать устоявшийся коллектив и успешно пройти процесс адаптации.



© 2010-2022