Классный час в 5 классе по теме Скверные слова

Сегодня ненормативная лексика прониклав литературу и кино, в тексты песен и средства массовой информации. Современные школьники слышат «скверные слова» сами того не желая. В силу своего возраста школьники запоминают и повторяют такие слова. Целью данного классного часа является воспитание у обучающихся негативного отношения к ненормативной лексике.
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по теме «Скверные слова»

Ф.И. О. классного руководителя: Серкина М. С.

МКОУ СОШ № 10 г. Россоши Воронежской области

Класс: 5 «В»

Дата: 18.01.2016 г.

Тема: «Скверные слова»

Цель: Формирование речевой культуры школьника через негативное отношение к ненормативной лексике.

Задачи:

- объяснить учащимся понятие "ненормативная лексика";

- познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи;

- способствовать просвещению учащихся о пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека;

- обсудить возможные юридические и административные наказания за использование ненормативной лексики;

- создавать условия для воспитания критического отношения к вредным привычкам;

- обсудить методы и приемы, которые могут помочь избавиться от вредной привычки.

Подготовительная работа с детьми: Организовать группу учеников класса, которые представят информацию по теме одноклассникам.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, наглядны материал.

Оформление класса: На доске записана эпиграмма: Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи).

План классного часа.

  1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

  2. Знакомство с понятием «нецензурная лексика» и историей ее возникновения.

  3. Обсуждение влияния нецензурной лексики на здоровье человека.

  4. Объяснение возможных последствий использования нецензурной лексики.

  5. Обсудить возможные способы искоренения вредной привычки.

  6. Рефлексия. Подведение итогов.

Ход классного часа.

1.Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Вступительное слово классного руководителя: Здравствуйте ребята! Я рада сегодня приветствовать вас на нашем классном часе. Сегодня мы с вами попробуем разобраться в одном очень важном и болезненном вопросе.

Давайте попробуем определить тему нашего классного часа, для этого посмотрите на слайд. Объясните, что вы видите и как понимаете послание, скрытое в изображениях? (Ответы учеников). Назовите тему классного часа: (Дети формулируют тему, и классный руководитель записывает ее на доске). Попробуйте определить основные вопросы, которые мы с вами рассмотрим сегодня (Ответы детей). Как вы думаете, какая цель нашего классного часа? (Ответы учеников).

2.Знакомство с понятием нецензурная лексика и историей ее возникновения.

Для начала разберемся, что такое сквернословие? Ваши одноклассники помогут нам в этом. (Выступает первый ученик)

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными и непристойными выражениями и словами. У этого явления множество определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле в русском народе нецензурная лексика именуется сквернословием, от слова «скверна».

Толковые словари дают следующие определения:
Словарь Ожегова: «Сквернословие - речь, наполненная скверными, непристойными словами».

В словаре Владимира Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина; смрад; вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Брань - это оскорбительные, ругательные слова.

Ненормативная (нецензурные выражения) или обсценная лексика (от лат. obscene - непристойный, распутный, безнравственный) - это грубейшие вульгарные выражения, табуированные слова, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную, обычно неприятную ситуацию, слова, действия.

Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.
Мат (матерщи́на, ма́терный язык) - разновидность ненормативной лексики в русском и других славянских языках.

Выступление ученика по вопросу: История возникновения сквернословия.

Нецензурная лексика возникла еще в далекой древности, когда Русь была языческой страной. Во времена язычества нецензурная лексика представляла собой слова-заклинания, которые имел право произносить только жрец на праздниках. И ни одному человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух.

Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких.

Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает». Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века являлось уголовно наказуемым. Позднее, сквернословящего человека подвергали публичной порке.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни. При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. Нелишне будет вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

Сегодня ненормативная лексика проникла и в литературу, и в кино, в средства массовой информации и даже школьники позволяют себе произносить эти слова. А вот о том, каковы последствия подобного словоблудия, знают немногие.

3.Обсуждение влияния нецензурной лексики на здоровье человека.

Давайте разберемся как скверные слова влияют на наше здоровье? (Выступление третьего ученика)

Слова, сказанные нами, несу в себе много информации, которая влияет на животных, растения и самого человека.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом.
Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Известный врач - психофизиолог, член Всемирной экологической академии Л. Китаев - Смык уже более 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составной частью. По словам учёного, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики.В институте квантовой генетики учёные с помощью специальной аппаратуры представили слова в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на ДНК, Молекулы ДНК слышат человеческую речь, они небезразличны к получаемой информации. Одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет любви, пробуждают резервные возможности, а проклятия повреждают даже те программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

4.Объяснение возможных последствий использования нецензурной лексики.

Как вы думаете можно ли произносить нецензурную лексику в общественных местах безнаказанно? (Выступление четвертого ученика) За использование нецензурной лексики в присутствии публики, а в юридической терминологии - «нецензурной брани в общественных местах» в РФ предусмотрена административная ответственность:

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Если школьники используют в речи нецензурную лексику….

Если школьник использует нецензурную лексику, то в присутствии родителей, классного руководителя инспектор полиции составляет протокол по факту использования нецензурной лексики в общественном месте. Родители ученика должны оплатить штраф от 500 рублей и выше (в зависимости от нецензурной лексики) согласно Статье 20.1 КоАП РФ -мелкое хулиганств. Протокол можно составить с 16 лет. И еще постановка на учет в инспекцию по несовершеннолетним (п. 34.1.2 - ведоственого приказа полиции №569).

Если школьник не достиг 16 лет, то в отношении него, можно вынести постановление об отказе в возбуждении административного производства, в связи с недостижением возраста ответственности. Такое постановление направляется в комиссию при администрации. Школьника поставят на учет в полицию.

5. Обсудить возможные способы искоренения вредной привычки.

Нецензурная лексика, иногда, становится вредной привычкой, от которой нужно избавлять как это можно сделать? (Выступление пятого ученика)

  1. Контролировать свою речь.

  2. Больше читать книги.

  3. Найти замену своим наиболее «любимым» матерным выражениям в виде безобидных, легко запоминающихся слов, включая их в свою речь каждый раз, когда Вам в очередной момент захочется выругаться. Однако заходить слишком далеко тоже не стоит, ведь слова паразиты, пусть и безвредные, не слишком украшают русский язык.

  4. Не бояться делать замечания окружающим, конечно, очень ненавязчиво и правильно оценивая ситуацию. Это вполне может, кроме всего прочего, добавить Вам веса в компании друзей и знакомых и поднять самооценку.

  5. Наказывать самого себя штрафами за каждое ругательство - тоже весьма эффективный способ отучиться ругаться матом. Но лучше, если эти взимания, особенно в самом начале процесса, будут не слишком большими, иначе это нанесёт непоправимый вред Вашему материальному благополучию.

6.Рефлексия. Подведение итогов.

Заключительное слово классного руководителя:

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Давайте составим памятку, которая будет нам напоминать о вреде нецензурной лексики.

Следующие вопросы помогут нам в этом (После заполнения памятки, классный руководитель предлагает поместить ее на информационную доску в классе).

Что такое нецензурная лексика?

Нецензурная лексика - это

Как возникал нецензурная лексика?

В древности нецензурная лексика являлась

Как влияет нецензурная лексика на наше здоровье?

Основные последствия использования нецензурной лексики:

Какое наказание предусмотрено за использование нецензурной лексики в общественных местах (в том числе школе)?

Согласно закону

Как бороться с вредной привычкой?

1.

2.

3.


(Организует рефлексию по методике «Рефлексивный экран». Заполняют таблицу письменно).

Класс:

Возраст:

Я узнал (а) ……

Мне понравилось …..

Я могу …

Я (не) готов (а) отказаться использования в речи нецензурной лексики …..

Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Спасибо за внимание, и спасибо выступающим за интересный и познавательный классный час!

Список литературы

  1. Эмото Масару. Любовь и вода. - М.: София, 2008.

Интернет -источники

  1. Лекция о сквернословии. oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

  2. Сквернословие // Centre Magik. magik.ru/s68.asp

  3. liveinternet.ru/users/alfijushka/post67412745

  4. oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html










Приложение

Классный час в 5 классе по теме Скверные слова

Классный час в 5 классе по теме Скверные слова

Классный час в 5 классе по теме Скверные слова

Классный час в 5 классе по теме Скверные словаКлассный час в 5 классе по теме Скверные слова

Слово «Ангел» Слово «Демон» Слово «Люблю»

Классный час в 5 классе по теме Скверные слова

Злые слова







© 2010-2022