- Преподавателю
- Классному руководителю
- Использование ИКТ в работе классного руководителя
Использование ИКТ в работе классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лавринович Н.А. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Использование ИКТ в системе современного образования
Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. В последние годы понятие ИКТ-компетентности часто используется в научно-педагогической литературе и нормативно-управленческих документах в связи с повышением значимости ИКТ в функционировании системы образования и российского общества в целом. Информационно-образовательная среда выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ - компетентности педагогов образовательных учреждений.
На сегодняшний день внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
-
построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
-
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки .
-
организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
-
виртуальные экскурсии
-
обработка результатов эксперимента.
-
разработка методических программных средств.
-
использование ресурсов Интернет.
-
коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.
Внедрение и обучение ИКТ невозможно без материально-технической базы. Каждый год ведется работа по ее улучшению.
Одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ в целях совершенствования различных подходов к обучению, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого в условиях информатизации современного общества.
В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель-предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.
Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя носит развивающий характер. А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной ИКТ - компетентностью, то есть уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современно этапе - это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:
-
доставку обучаемым основного объема изучаемого материала;
-
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
-
предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;
-
оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.
Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:
-
предоставление учебников и другого печатного материала;
-
пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
-
дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
-
видеопленки;
-
трансляция учебных программ по национальной и региональным телевизионным и радиостанциям;
-
кабельное телевидение;
-
голосовая почта;
-
двусторонние видеотелеконференции;
-
односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
-
электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.
Необходимая часть системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.
Использование новых информационных технологий существенно облегчает деятельность учителя:
Во - первых, ведение различной документации (планирования, конспекты занятий, отчеты)
Во - вторых, учитель - предметник, используя компьютер, может готовить разнообразные дидактические материалы.
В - третьих, для учителя открывается возможность использование мультимедиа проектора, интерактивных досок, электронных журналов.
В - четвертых, учитель - предметник может самостоятельно разрабатывать тесты, контролирующие программы. Для создания тестов педагогу не обязательно иметь глубокие знания программирования, так как многие программы предназначены для создания интерактивных тестов на основе бланков.
В - пятых, использование Интернета открывает широкие возможности перед педагогом:
-
участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
-
участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах;
-
использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
-
формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
-
разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.
Компьютер - всего лишь инструмент, использование которого органично вписывается в систему обучения, способствует достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Главная методическая проблема преподавания смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Как гласит древняя китайская мудрость: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я, возможно, запомню, научи меня - и я пойму, отойди в сторону - и я пойду сам»
Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка.