Методические рекомендации по работе с неуспевающими студентами

В пояснительной записке приводятся рекомендации по организации работы с неуспевающими студентами в техникуме. Содержание непосредственно методической разработки имеет практическую направленность - обобщает опыт преподавателя по данному вопросу: какие именно обучающие технологии им используются, какая работа проводится как классным руководителем. В приложении содержатся разработка урока, на котором используется технология критического мышления; индивидуальные задания по экономике организации, пре...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕЦЕНЗИЯ

на методические рекомендации по работе с неуспевающими студентами, разработанные преподавателем Бочаевой О.О.

Рекомендации носят практический характер - в пояснительной записке представлены теоретические аспекты проблемы, предложены разносторонние направления деятельности всех звеньев образовательного процесса в техникуме относительно решения проблемы, а вот сами рекомендации содержат конкретные предложения, отвечающие на вопрос «Как можно повысить успеваемость студентов?».

Преподавателем предложены варианты использования в работе с неуспевающими студентами различных инновационных и традиционных технологий и методов обучения: технология критического мышления, дифференцированного обучения, модульно-рейтингового, проектного.

В приложении имеются разработка занятия с использованием одной из технологий, конспект тематического классного часа, направленного на решение проблемы неуспеваемости, а также задания по одной из дисциплин, имеющие дифференцированный характер.

Методические рекомендации целесообразно использовать в образовательном процессе ГБПОУ ВО «БТПИТ», т.к. они способствуют решению острой проблемы, связанной с наличием неуспевающих студентов.

Рецензент: Попова Т.В. _______________________

Пояснительная записка

Среднее специальное образование - наиболее востребованный в нашем обществе уровень образования. Специальные средние знания в России должны стать основным звеном в профессиональной деятельности, а средние специальное образование- ведущим производителем кадров. Именно на это и должна быть направлена модернизация среднего специального образования. От выпускника среднего специального заведения требуются хорошо отработанные конкретные умения и навыки, осознанность решений, быстрота и точность выполнения действий, ответственность и способность к самоконтролю. Это значит, что каждый студент должен ответственно относиться к учебе, а преподаватели должны помогать студентам, т.е. активно работать с неуспевающими студентами.

Неуспеваемость - отставание в учении, при котором студент не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин.

В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности студентов, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями. Чтобы преподаватель мог выявить процесс неуспеваемости у студентов, ему необходимо знать ряд типологий неуспевающих студентов, например:

Типы неуспевающих студентов по результатам диагностики

Помощь неуспевающим студентам

1.Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.),

сочетается с положительным отношением к учению

Студентам первой группы рекомендуются специально организованные занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, Главное в работе с ними - учить учиться.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению

Для студентов второй группы важна мотивация. Будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению

Студентам третьей группы поможет позитивная психология.

У каждого студента есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Необходимо найти эти качества и сконцентрировать внимание студента на том, что он действительно может

Работа с неуспевающими студентами должна проводиться по следующим направлениям: педагогическая профилактика, педагогическая диагностика, педагогическая терапия и воспитательное воздействие.

Целью разработки данных методических рекомендаций является обобщение опыта работы по указанным направлениям.

Следует отметить, что только лишь усилий преподавателя (классного руководителя) недостаточно для того, чтобы неуспевающий студент повысил эффективность учебной деятельности, для этого необходимы и старания самого студента - его желание и мотивы. Т.о., можно сформулировать перечень мер по предупреждению неуспеваемости со стороны прподавателей, классных руководителей, а также и самих студентов.

Меры предупреждения неуспеваемости студента

  • Всестороннее повышение эффективности каждого занятия

  • Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов

  • Индивидуальный подход к студенту

  • Специальная система домашних заданий

  • Усиление работы с родителями

  • Привлечение актива группы к работе по повышению ответственности обучающегося за учение.

Работа с неуспевающими студентами в техникуме должна начинаться с опроса студентов:

Какие из следующих проблем Вас особенно волнуют? Что мешает Вам хорошо учиться?

  1. Неудовлетворение организацией учебного процесса,

  2. Неудовлетворительное преподавание по некоторым предметам.

  3. Неудовлетворительная работа администрации.

  4. Высокие цены в столовой.

  5. Плохое здоровье.

  6. Нежелание учиться вообще.

  7. Распространение наркотиков.

  8. Отсутствие условий для проведения досуга.

  9. Возможные подработки во внеурочное время.

  10. Престижно ли учиться в нашем колледже.

  11. Другие проблемы.

Из данного опроса можно выяснить причины, которые, по мнению самих студентов, мешают им хорошо учиться. Чаще всего это- отсутствие мотивации, слабое развитие волевой организации, слабое здоровье, низкое развитие интеллекта.

Решение данной проблемы должно быть ориентировано на разработку программы деятельности администрации и педагогов техникума со слабоуспевающими студентами и его родителями.

Что касается мер классного руководителя по отношению к неуспевающим студентам, то следует обозначить следующее:

1.Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости студента через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу, заведующему отделением (методы работы: анкетирование студентов, родителей, собеседование). К возможным причинам неуспеваемости можно отнести:

  • пропуск занятий (по уважительной или неуважительной причине)

  • недостаточная домашняя подготовка

  • низкие способности

  • нежелание учиться

  • недостаточная работа на занятии

  • необъективность выставления оценки на занятии

  • большой объем домашнего задания

  • высокий уровень сложности материала

  • другие причины

2.В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная).

3. Классный руководитель должен проводить тематические классные часы, направленные на усиление мотивации студентов к успешной учёбе, в т.ч. и слабоуспевающих.

3. Программа деятельности студента.

1.Студент обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять преподавателю на проверку письменные задания.

2.Студент обязан работать в течение занятия и выполнять все виды упражнений и заданий на занятии.

3.Студент, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения студент может обратиться к преподавателю за консультацией.

Также в техникуме должна реализовываться программа деятельности родителей по повышению успеваемости:

1. Родители обязаны явиться в колледж по требованию классного руководителя или заведующего отделением.

2.Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания студентов и его посещение колледжа.

3.Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с преподавателем-предметником в случае отсутствия студента на занятиях по болезни или другим уважительным причинам .

4.Родители имеют право посещать уроки, по которым студент показывает низкий результат.

5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, заведующему отделением, администрации колледжа.

Аналогичные программы рекомендуется разрабатывать для социального педагога, психолога, администрации и всех иных звеньев образовательного процесса. Только в случае такого комплексного подхода к вопросу неуспеваемости можно будет решить эту весьма актуальную и сложную проблему.





















РАБОТА С НЕУСПЕВАЮЩИМИ СТУДЕНТАМИ

Проблема работы со слабоуспевающими студентами настолько велика и сложна, что во многих учреждениях СПО осуществляется работа по разработке специальных программ деятельности администрации и педагогов учебного заведения со слабоуспевающими студентами и их родителями.

Подобные программы обычно включают в себя несколько пунктов, а именно:

  1. Программа деятельности преподавателя со слабоуспевающими студентами и их родителями.

  2. Программа деятельности классного руководителя.

  3. Программа деятельности студента.

  4. Программа деятельности родителей.

  5. Программа деятельности заведующих отделениями, социального педагога, психолога ( если таковые имеются).

  6. Программа деятельности администрации техникума.

  7. Контроль за соблюдением разработанной программы.

Что касается моего личного опыта в данном вопросе, то в рамках реализации пункта 1 вышеприведённого перечня программ, я акцентирую внимание в своей работе на следующих моментах.

  1. Работа с неуспевающими студентами ( НС) должна проводится систематически и комплексно. Т.е. обязательно реализовывать такие направления деятельности, как: педагогическая профилактика ( активные методы обучения), педагогическая диагностика ( контроль и оценка результатов обучения); педагогическая терапия ( дополнительные занятия со студентами); воспитатательное воздействие ( беседы, работа с родителями).

1.Педагогическая профилактика (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

В первую очередь я применяю работу с опорными конспектами , особенно, когда материал достаточно сложный и объёмный - это помогает слабым студентами не потерять «нить объяснения», ведь перед глазами всегда находятся ключевые понятия, названия блоков материала, а также наглядный материал, позволяющий уяснить сущность сложных терминов и понятий ( маркетинг, статистика, менеджмент). Особенно актуально при изучении статистики, где наглядность при объяснении новых тем играет исключительно важную роль. Стараюсь увязывать изучаемые вопросы с жизненным опытом студентов, с обыденными, бытовыми ситуациями - зачастую это помогает уяснить сложные, на перывй взгляд, совсем непонятные студентам, вопросы .

Также достаточно часто мною применяется технология «Развитие критического мышления». Данная технология очень актуальна в условиях современного образования. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Особенно эффективно её применение на уроках экономики организации в группах 2БУ, 3БУ (специальность «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)».

В 2015-2016уч.г. в ГБПОУ ВО «БТПИТ» появилась возможность реализовывать такой современный метод обучения как проведение интерактивных уроков с использованием симулятора Business Wars. БТПИТ стал одним из участников инновационного проекта «Карьерный компас», реализуемого по всей России ООО «МГ Систем» г.Тольятти. Трое преподавателей техникума, в т.ч. и я, прошли дистанционное обучение проведению интерактивных уроков с использованием симулятора Business Wars и получили соответствующие сертификаты, которые дали право учебному заведению на бесплатное использование симулятора в течение 2015-2016уч.года. Интерактивные уроки успешно были проведены мною по дисциплине «Экономика организации» в группах 4П специальности «Прикладная информатика» и 3БУ специальности «Экономика и бухгалтерский учёт(по отраслям)». Планируется дальнейшее использование симулятора на уроках экономики организации в группе 2БУ. Такого рода занятия активизируют деятельность студентов, в т.ч. неуспевающих, вызывая интерес и стремление к продуктивной работе.

2.Педагогическая диагностика (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Мероприятия по педагогической диагностике я реализую, например, в использовании алгоритмов решения задачи ( материал уже изучен и его закрепление, а также оценка результата обучения целесообразны с помощью решения практических задач), а также мини-проектов , т.к. считается, что групповая, коллективная творческая работа студентов, предполагающая самостоятельный поиск информации, её обработку, систематизацию, формулирование выводов и т.д., повышает активность мыслительной деятельности и мотивацию, что и является залогом успешного обучения ( мини-проекты по предмету «Маркетинг» - «Рекламная кампания», «Современные виды продвижения товаров», «Психология цвета в рекламе»).

Педагогическая диагностика предполагает также использование технологии дифференцированного обучения (ТДО) . При ее применении учащихся группы делятся на звенья. При формировании звеньев учитывается личностное отношение учащихся к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета. Создаются разноуровневые задания, различающиеся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам их выполнения, а также для диагностики результатов обучения. Примером использования мною элементов ТДО является разработка индивидуальных заданий по дисциплине «Экономика организации» для группы 3БУ с целью диагностики результатов обучения.

Весьма актуально в современных условиях использование модульно-рейтинговой технологии. Стараюсь внедрять в свою практику её элементы, которые способствуют повышению познавательных устремлений отстающих и ещё более активной работе остальных, более благополучных категорий студентов. Например, по предмету «Маркетинг» мною разработан список требований к освоению курса по основным его разделам, включающий практический, теоретический блоки, блок самостоятельной работы ,а также такие условия, как обязательное посещение наиболее важных занятий ( семинары, контрольная работа, практические занятия) и обязательное наличие ответов (устных или письменных) на таких занятиях .

3.Педагогическая терапия.

Педагогическая терапия предполагает проведение дополнительных занятий, причём, это не только контроль знаний по пропущенным, а затем проработанным студентом темам, но и индивидуальная работа - объяснение непонятого на уроке, выдача индивидуальных заданий, контроль их выполнения. Дополнительные занятия очень эффективно организовывать, используя технологию коллективного взаимообучения . Основными преимуществами такой технологии являются:

  • в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

  • каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

  • повышается ответственность не. только, за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

  • отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;

  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

4. Воспитательное воздействие (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

Наиболее значимым в работе преподавателя с неуспевающими студентами, на мой взгляд, является именно воспитательное воздействие. Особенно актуально это для студентов, относящихся ко 2 группе по Мурачковскому ( высокое качество мыслительной деятельности на фоне отрицательного отношения к учёбе). Имея достаточно высокий мыслительный потенциал, такие студенты, отвергая информацию по учебным дисциплинам, с интересом склонны выслушать, и даже подискуссировать, на отвлечённые, как ему может показаться, темы, которые на самом деле имеют глубокий поддекст, позволяющий постепенно вывести сознание студента в нужное направление, а именно, разбудить в нём желание самосовершенствоваться, развивать в себе целеустремлённость, чувство долга, стремление к освоению всего нового. В связи с этим, в индивидуальных беседах, а лучше групповых, т.к. это полезно абсолютно всем студентам ( например, на классных часах), мы обсуждаем такие темы, как «Как заставить себя что-то сделать», «Чувство ответственности - как оно помогает нам в жизни», «Как сделать карьеру», «Как пройти собеседование», «Как стать лучше», «Кто Я» , «Как запомнить большой объём информации» и т.п.

Изучив немало материала по данному вопросу, а также обобщив свой опыт, я пришла к выводу, что, на мой взгляд, самыми значимыми направлениями в работе с неуспевающими студентами являются:

во-первых, активизация умственной деятельности на уроке, которая способствует усвоению материала всеми категориями учащихся, развитию мышления, формированию самостоятельности мыслительной деятельности; в обобщённом виде это можно назвать - «совершенствование методики преподавания»;

во-вторых, проведение воспитательных мероприятий, которые направлены на обретение мотивации студента, если именно её отсутствие повлекло за собой проблемы в успеваемости;

в-третьих, очень важно в работе с неуспевающими студентами уметь встать на позиции ученика. А для этого нужно соблюдать такие педагогические постулаты:

  • НЕТ насмешливому тону!

  • Уметь вести со студентом непринуждённый диалог.

  • Использовать средства невербального общения ( опорные сигналы, таблицы, схемы, план).

  • Учить работать со справочной литературой.

  • Как можно чаще создавать ситуации успеха, чтобы повысить самооценку студента.

  • Не допускать оскорблений и издёвок в адрес студента.

  • Стимулировать стремление к творчеству, к работе в группе.

  • Поддерживать любую, даже едва проявившуюся инициативу студента в отношении освоения предмета.

Весьма полезны нам, преподавателям советы психологом в этом вопросе, например:

  • Не ставьте студента в ситуацию неожиданного вопроса, не требуйте быстрого ответа на него.

  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени , разнообразный, сложный материал. Нужно постараться разбить его на блоки, и давать их постепенно, по мере усвоения.

  • Как можно чаще применяйте метод проектов.

  • Обязательно контролируйте и оценивайте самостоятельную работу студентов.

Задача преподавателя в работе с неуспевающими студентами чрезвычайно сложна ещё и тем, что работать приходится одновременно с разными категориями студентов - и «сильными», и «слабыми», и «средними». Как сказал один из выдающихся педагогов : «Малоспособный к изучению дисциплины ученик - это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретной ситуации помощи. Игнорирование индивидуального подхода может привести к тому, что более способные и развитые учащиеся будут задерживаться в своём развитии, а слабо подготовленные учащиеся будут не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» учеников.»

Поэтому, ещё одним важным выводом ( в-четвёртых!) по изученному вопросу, является убеждённость в том, что в основе работы со слабоуспевающими студентами ( и не только со слабоуспевающими, но и всеми их категориями) лежит дифференцированный, индивидуальный подход.





ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспект урока по дисциплине «Экономика организации» в группе 2БУ специальности «Экономика и бухгалтерский учёт(по отраслям)» на тему «Роль левериджа в финансовом менеджменте» с использованием технологии «Развитие критического мышления»





Тема урока: «Леверидж и его роль в финансовом менеджменте»

Цели урока:

1) обучающие:

-определение роли левериджа в финансовом менеджменте;

-закрепление знаний по вопросам: «Понятие левериджа», «Производственный леверидж», «Финансовый леверидж», «Комбинированный леверидж»;

-обобщение знаний по взаимоувязанным темам: «Долгосрочное финансирование», «Дивидендная политика фирмы», «Леверидж»;

2) развивающие:

-создание условий для развития критического мышления (Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология КМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения, письма, прослушивания);

-формирование навыков выявления межпредметных связей;

-создание условий для развития умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы;

-обеспечение условий для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

3)воспитательные:

-создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;

-обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

-создание условий, обеспечивающих формирование у студентов навыков самоконтроля;
-способствование овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Оборудование урока:

- компьютер, проектор, экран (для демонстрации презентации);

-раздаточный материал( листы-заготовки для формирования конспекта в течение урока);

-варианты заданий для проведения письменной проверочной работы по вопросам изученной темы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Этапы урока и разбивка во времени

  1. Организация работы (5 мин)

  2. Актуализация знаний (проверка домашнего задания, повторение пройденного материала) (25мин)

  3. Изучение нового материала (30 мин)

  4. Систематизация полученных знаний (15 мин)

  5. Закрепление полученных знаний (10 мин)

  6. Подведение итогов урока: оценивание учащихся, задание на дом (5 мин)

Содержание этапов урока

  1. Организация работы.

  • Отметка отсутствующих;

  • формулировка темы и цели урока;

  • знакомство с листами-заготовками для формирования ОК в ходе урока.



  1. Актуализация знаний.

  • Проверка домашнего задания по теме «Леверидж»:

А) Устный индивидуальный опрос(4 человека)

1.Понятие левериджа, его виды. Характеристика производственного левериджа ( на доске начать запись схемы взаимосвязи ПЛ,ФЛ и КЛ).

Дополнительные вопросы к отвечающему:

-что представляет собой классификация затрат по элементам?

-о каких процентах идёт речь в 4 пункте схемы взаимосвязи?

-что значит - постоянные расходы? Привести пример переменных расходов.

Вопросы к группе (фронтальный опрос):

-что значит - «высокотехнологичные производства»? Как бы вы, предположительно, охарактеризовали перспективы развития такого высокотехнологичного предприятия?

-как вы думаете, почему чем выше доля постоянных расходов в структуре себестоимости, тем больше риск ЦБ фирмы?

-а если ЦБ фирмы высокорисковые, то какой уровень стоимости они имеют?

-если бы вы были финансовым менеджером фирмы, какого бы подхода при выборе дивидендной политики вы придерживались бы в случае высокого уровня ПЛ? (теории иррелевантности, «синицы в руках» или налоговой дифференциации)?

-охарактеризуйтен (кратко) указанную теорию.

2. Понятие левериджа. Финансовый леверидж ( на доске продолжить запись схемы взаимодействия ПЛ,ФЛ,КЛ).

Дополнительные вопросы к отвечающему:

-почему мы говорим, что ФЛ обычно повышает ожидаемый доход на акцию? И почему при этом увеличивается степень риска ЦБ фирмы?

-с одной стороны, чем выше величина дохода на акцию, тем выше её стоимость. Но иногда фирме приходится при этом, наоборот, снижать стоимость акции, почему? К чему это приведёт в дальнейшем?

-итак, уровень ФЛ зависит от соотношения величин собственных и заёмных средств. А каковы могут быть источники заёмных средств? (ответ: кредиты банков, займы у других предприятий, лизинг).

Вопрос к группе ( фронтальный опрос):

-что такое лизинг?

3. Сообщение ( с презентацией) на тему «Лизинг, его сущность».

Формулировка выводов по теме «Лизинг»:

-какие возможности даёт лизинг производителю?

-почему для российской экономики использование лизинга является приоритетным направлением?

4. Характеристика комбинированного левериджа (на доске продолжить работу со схемой взаимосвязи всех видов левериджа, записать формулу КЛ).

Дополнительные вопросы отвечающему:

-привести примеры операций по прочей реализации, внереализационных операций, финансовых операций;

-что такое ФЛ? Т.е., речь идёт о соотношении собственных и заёмных средств компании. Источники заёмных средств мы сегодня вспомнили, а каковы источники собственных средств? (ответ: уставный капитал, различные фонды, формируемые на предприятии за счёт прибыли, нераспределённая прибыль, эмиссионный доход, целевое финансирование, благотворительные взносы и т.д.);

-что такое инвестиции? Какие виды инвестиций тебе известны?

Вопрос к группе (фронтальный опрос):

-что такое дисконтирование?

3. Изучение нового материала.

Продолжение изучения темы «Леверидж»: роль левериджа в финансовом менеджменте.

Заполнение листа-заготовки для формирования конспекта на тему «Роль левериджа в финансовом менеджменте (см. Приложение)

4.Систематизация полученных знаний ( по результатам заполнения таблицы)

5. Закрепление полученных знаний.

Проведение письменной проверочной работы (варианты заданий см.в Приложении)

6.Подведение итогов урока

-оценивание учащихся по результатам устного индивидуального опроса, фронтального опроса (в ходе проверки домашнего задания, а также в ходе изучения нового материала), проверочной работы;

-домашнее задание:

работа с конспектом;

по учебнику М.В.Кудиной «Финансовый менеджмент» стр.180-187;

самостоятельная работа по вопросу 7 таблицы;

поиск и конспектирование информации по вопросу «Налоговый кредит: понятие, основания для предоставления».



Список литературы



  1. М.В.Кудина «Финансовый менеджмент», М., ИНФРА-М, 2011г.

  2. Маркина Н.А., Аркин В.Г. «Финансовый менеджмент», М.: Юнити-Дана, 2013г.

  3. Басовский Л.Е. «Финансовый менеджмент», М.: ИНФРА-М., 2010г.

Интернет-ресурсы:

  1. Бизнес-словарь: businessvoc.ru.

  2. economic-info.biz

  3. revolution.allbes. ru

  4. referatwork.ru










Лист-заготовка

для формирования конспекта


Тема: «РОЛЬ ЛЕВЕРИДЖА В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

Вопросы, раскрывающие тему

Ответы

Комментарии, примеры

  1. Что такое леверидж?




















  1. Понятие ПЛ




  1. Почему изменение

величины с/с влечёт за собой изменение прибыли? Объясните этот механизм взаимосвязи.






  1. ПЛ высок, если

высока доля именно постоянных расходов в структуре с/с. Что значит - постоянные расходы?






  1. Т.о., фирме с

высоким уровнем ПЛ очень важно держать объём производства на оптимальном уровне, т.к. его снижение приведёт к снижению прибыли или, вообще, к отрицательному финансовому результату. ПОЧЕМУ?


  1. Итак, высокий

уровень ПЛ + снижение объёмов производства влечёт за собой…

(с точки зрения размера прибыли, риска в деятельности фирмы и цены акции)





Производственные риски - это вероятность потерь в результате неблагоприятных изменений в производственной сфере организации (н-р, риск увеличения с/с, необходимость снижения объёмов пр-ва из-за резкого падения спроса на продукцию, остановка технологического процесса из-за сбоя работы оборудования)

  1. Почему говорят, что

произв.риск обусловлен особенностями бизнеса? Т.е. фирмы с высоким уровнем ПЛ должны особенно тщательно выбирать сферу деятельности.

Произв.риск в большей степени определён отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые компания решила вложить свой капитал.

Он зависит от влияния многих факторов, например:

-региональные особенности,

-конъюнктура рынка

-национальные традиции и т.д.

(Объяснить влияние этих факторов на примерах - Д/З)


  1. Что такое ФЛ?




  1. Объясните, почему

размер кредитов влияет на величину прибыли.





10.Что может предпринять фирма, пытаясь уменьшить долю банковских кредитов в структуре источников финансирования?











11.Какие виды рисков существуют у фирмы, имеющей большую долю заёмных средств в структуре пассивов?

Кредитный риск - опасность неуплаты предприятием основного долга и процентов по нему.

Процентный риск - опасность потерь, связанная с ростом стоимости кредита.

Инвестиционный риск - это вероятность того, что вложение заёмного капитала в производство принесёт меньшую прибыль, чем планировалось.

Стоимость кредита - это затраты по обслуживанию кредита, выраженные в процентах и включающие в себя непосредственно проценты за пользование кредитом, а так же различные комиссии и другие издержки в соответствии с Соглашением о кредитовании и Тарифами Банка.

12. ИТАК, ЛЕВЕРИДЖ - это мощный аналитический инструментарий, позволяющий :

















13. Вспомните принципы деятельности предприятия в условиях рынка





Налоговый кредит (tax base) - перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Налоговый кредит предоставляется на том этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и рассчитан размер причитающегося налога.

14. Т.о., определение уровня левериджа способствует…















Варианты заданий для проведения проверочной работы по теме «Леверидж и его роль в финансовом менеджменте»

В-1

  1. ПЛ - это…

  2. Налоговый кредит - это…

  3. Зависимость доли заёмного капитала в структуре пассивов фирмы и уровня ФЛ

  4. Примеры постоянных расходов

В-2

  1. ФЛ - это…

  2. Инвестиционный риск - это…

  3. Зависимость уровня ПЛ и производственного риска предприятия

  4. Примеры источников заёмных средств предприятия

В-3

  1. КЛ - это…

  2. Лизинг - это…

  3. Зависимость уровня ПЛ и доли постоянных расходов в структуре себестоимости

  4. Примеры способов сокращения доли заёмных средств в структуре пассивов предприятия










ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Индивидуальные задания по дисциплине «Экономика организации» для группы 3БУ для подготовки к итоговому контролю по изученному курсу. Задания разработаны с применением технологии дифференцированного обучения (ТДО).





Индивидуальные задания по дисциплине «Экономика организации» (группа 3БУ)

Уровень «удовлетворительно»

  1. Реферат по теме ( объём не менее 10 страниц формата А4, шрифт 14, Times New Roman, межстрочное расстояние - 1,5. Содержание: введение, основные вопросы, заключение, список литературы. Оформление титульного листа, листа содержания и текста - аналогично требованиям оформления курсовой работы)

  2. Глоссарий по теме (титульный лист; материал, по которому составлен глоссарий; список литературы. Количество определений - не менее 5)

  3. Презентация по теме (на диске, на флешке; титульный лист, материал, по которому разработана презентация, список литературы. Количество слайдов - не менее 8)

  4. Тестовые задания по теме (титульный лист, список литературы, ключ к тестам; материал, по которому составлены задания. Количество заданий - не менее 10).

  5. Лист ответов на вопросы уровня «удовлетворительно»

Уровень «хорошо»

  1. Реферат по теме ( объём не менее 10 страниц формата А4, шрифт 14, Times New Roman, межстрочное расстояние - 1,5. Содержание: введение, основные вопросы, заключение, список литературы. Оформление титульного листа, листа содержания и текста - аналогично требованиям оформления курсовой работы)

  2. Глоссарий по теме (титульный лист; материал, по которому составлен глоссарий; список литературы. Количество определений - не менее 5)

  3. Презентация по теме (на диске, на флешке; титульный лист, материал, по которому разработана презентация, список литературы. Количество слайдов - не менее 8)

  4. Тестовые задания по теме (титульный лист, список литературы, ключ к тестам; материал, по которому составлены задания. Количество заданий - не менее 10).

  5. Лист ответов на вопросы уровня «хорошо»

  6. Кроссворд по теме ( лист с кроссвордным заданием, лист с ответами, материал, по которому составлено задание, список литературы)

Уровень «отлично»

  1. Реферат по теме ( объём не менее 10 страниц формата А4, шрифт 14, Times New Roman, межстрочное расстояние - 1,5. Содержание: введение, основные вопросы, заключение, список литературы. Оформление титульного листа, листа содержания и текста - аналогично требованиям оформления курсовой работы)

  2. Глоссарий по теме (титульный лист; материал, по которому составлен глоссарий; список литературы. Количество определений - не менее 5)

  3. Презентация по теме (на диске, на флешке; титульный лист, материал, по которому разработана презентация, список литературы. Количество слайдов - не менее 8)

  4. Тестовые задания по теме (титульный лист, список литературы, ключ к тестам; материал, по которому составлены задания. Количество заданий - не менее 10).

  5. Лист ответов на вопросы уровня «отлично»

  6. Кроссворд по теме ( титульный лист, лист с кроссвордным заданием, лист с ответами, материал, по которому составлено задание, список литературы)

  7. Конспект по самостоятельно изученной теме ( титульный лист, план конспекта, список литературы, материал, по которому составлен конспект. Объём - 1-2 страницы)

Темы для разработки рефератов, презентаций, глоссариев, кроссвордов.



  1. Предприятие, его роль в экономике.

  2. Типы предприятий.

  3. Промышленность РФ, её ведущая роль в развитии экономики страны.

  4. Производственный процесс: понятие, классификация, структура.

  5. Формы организации производственного процесса.

  6. Методы организации производственного процесса (поточный, партионный, индивидуальный).

  7. Длительность производственного цикла, пути его сокращения.

  8. Типы организации производства (массовое, серийное, единичное).

  9. Основные фонды, их роль в производстве.

  10. Пути улучшения использования основных фондов.

  11. Производственная мощность предприятия, её использование и расчёт.

  12. Структура оборотных средств и их экономическая сущность.

  13. Оборачиваемость оборотных средств и пути её ускорения.

  14. Материалоёмкость продукции и пути её снижения.

  15. Нормирование оборотных средств. Пути совершенствования нормативной базы предприятия.

  16. Кадры предприятия: понятие, структура и роль в эффективности работы предприятия.

  17. Пути повышения производительности труда на предприятии.

  18. Роль повышения производительности труда на микро- и макроуровне.

  19. Бестарифные системы оплаты труда.

  20. Взаимосвязь оплаты труда и производительности труда.

  21. Себестоимость продукции, её значение. Пути снижения себестоимости.

  22. Ценовая политика предприятия.

  23. Ценовые стратегии предприятия.

  24. Цена как экономическая категория.

  25. Методы ценообразования.

  26. Прибыль как конечный результат деятельности предприятия. Пути максимизации прибыли.

  27. Виды прибыли. Алгоритм формирования прибыли.

  28. Рентабельность. Показатели рентабельности.

  29. Финансовый менеджмент: значимость, функции.

  30. Сущность левериджа. Взаимосвязь левериджа и доходов предприятия.

  31. Факторы увеличения прибыли предприятия.

  32. Влияние инвестиционной политики государства на развитие экономики.

  33. Инвестиционный климат в экономике России на современном этапе.

  34. Проблема качества на российских предприятиях.

  35. Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения.

  36. Стратегии управления качеством продукции.

  37. Методы государственного регулирования ВЭД предприятий.

  38. Экономическая сущность планирования. Классификация планов.

  39. Бизнес-план предприятия: назначение, структура.



Темы для самостоятельного изучения (уровень «отлично»).

  1. Инвойс-дискаунтинг, его отличие от факторинга.

  2. Ко-маркетинг: цели, особенности, примеры.

  3. «Роза Петерса».

  4. Экономический пузырь: понятие, причины, последствия.

  5. Бенчмаркетинг.

  6. Логистика: понятие; виды бизнес-логистики.

  7. Фьючерс.

Лист ответов уровня «удовлетворительно»

№п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое основные фонды? Приведите примеры объектов ОФ.

2

Экономическая сущность основных фондов.

3

Фондоотдача: формула. Причины низкой фондоотдачи.

4

Что такое оборотные средства?

5

Что такое оборотные фонды?

6

Состав оборотных средств.

7

Коэффициент оборачиваемости: формула расчёта.

8

Что такое оборачиваемость оборотных средств? Как её можно ускорить?

9

Что такое производительность труда?

10

Выработка: определение и формулы расчёта.

11

Трудоёмкость: определение и формула расчёта.

12

Что такое себестоимость? Привести примеры путей снижения себестоимости продукции.

13

Какие вам известны методы ценообразования? Опишите их.

14

Алгоритм формирования прибыли.

15

Что такое рентабельность? Каким образом можно увеличить рентабельность?

16

Бизнес-план: понятие, цели составления, структура.

17

Основные принципы функционирования предприятия в условиях рынка.

Лист ответов уровня «хорошо»

№п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое основные фонды? Приведите примеры объектов ОФ.

2

Экономическая сущность основных фондов.

3

Фондоотдача: формула. Причины низкой фондоотдачи.

4

Что такое оборотные средства?

5

Что такое оборотные фонды?

6

Состав оборотных средств.

7

Коэффициент оборачиваемости: формула расчёта.

8

Что такое оборачиваемость оборотных средств? Как её можно ускорить?

9

Что такое производительность труда?

10

Выработка: определение и формулы расчёта.

11

Трудоёмкость: определение и формула расчёта.

12

Что такое себестоимость? Привести примеры путей снижения себестоимости продукции.

13

Какие вам известны методы ценообразования? Опишите их.

14

Алгоритм формирования прибыли.

15

Что такое рентабельность? Каким образом можно увеличить рентабельность?

16

Бизнес-план: понятие, цели составления, структура.

17

Основные принципы функционирования предприятия в условиях рынка.

18

Решите задачу. Сколько дополнительной продукции произведет фирма при увеличении использования основных фондов на 2%, если годовой объем реализации 180 млн. руб., средняя величина основных фондов 120 млн. руб.

19

Решите задачу. По данным за отчетный год средний остаток оборотных средств предприятия составил 800 тыс. руб., а стоимость реализованной за год продукции в действующих оптовых ценах предприятия составила 7200 тыс. руб.

Определите коэффициент оборачиваемости, среднюю продолжительность одного оборота (в днях) и коэффициент загрузки оборотных средств.

Лист ответов уровня «отлично»

№п/п

Вопрос

Ответ

1

Что такое основные фонды? Приведите примеры объектов ОФ.

2

Экономическая сущность основных фондов.

3

Фондоотдача: формула. Причины низкой фондоотдачи.

4

Что такое оборотные средства?

5

Что такое оборотные фонды?

6

Состав оборотных средств.

7

Коэффициент оборачиваемости: формула расчёта.

8

Что такое оборачиваемость оборотных средств? Как её можно ускорить?

9

Что такое производительность труда?

10

Выработка: определение и формулы расчёта.

11

Трудоёмкость: определение и формула расчёта.

12

Что такое себестоимость? Привести примеры путей снижения себестоимости продукции.

13

Какие вам известны методы ценообразования? Опишите их.

14

Алгоритм формирования прибыли.

15

Что такое рентабельность? Каким образом можно увеличить рентабельность?

16

Бизнес-план: понятие, цели составления, структура.

17

Основные принципы функционирования предприятия в условиях рынка.

18

Решите задачу. Сколько дополнительной продукции произведет фирма при увеличении использования основных фондов на 2%, если годовой объем реализации 180 млн. руб., средняя величина основных фондов 120 млн. руб.

19

Решите задачу. По данным за отчетный год средний остаток оборотных средств предприятия составил 800 тыс. руб., а стоимость реализованной за год продукции в действующих оптовых ценах предприятия составила 7200 тыс. руб.

Определите коэффициент оборачиваемости, среднюю продолжительность одного оборота (в днях) и коэффициент загрузки оборотных средств.

20

Решите задачу. Стоимость реализованной продукции в предыдущем году составила 2000 тыс. руб., а в отчетном году по сравнению с предыдущим годом возросла на 10% при сокращении средней продолжительности одного оборота средств с 50 до 48 дней.

Определите средний остаток оборотных средств в отчетном году и его изменение (в %) по сравнению с предыдущим годом.

21

Решите задачу. Определить производительность труда, запланированный прирост производительности труда на предприятии, удельный вес прироста объема производимой продукции за счет роста производительности труда и планируемое соотношение между приростом производительности труда и средней заработной платы по следующим данным:

Показатели

Значение

1. Объем товарной продукции, тыс. ден. ед.:

а) отчет

56312

б) план

62800

2. Фонд оплаты труда по отчету, тыс. ден. ед.

11950

3. Норматив оплаты труда на 1 ден. ед. продукции по плану, коп.

19

4. Численность промышленно-производственного персонала (ППП), чел.:

а) отчет

5224

б) план

5236

ВНИМАНИЕ!!!!!!!

  1. Темы, выбранные вами для рефератов, презентаций, кроссвордов и составления глоссария НЕ ДОЛЖНЫ СОВПАДАТЬ ДРУГ С ДРУГОМ И С ТЕМОЙ ВАШЕЙ КУРСОВОЙ РАБОТЫ!!!!!



  1. Все 39 тем должны быть вовлечены в работу группы, т.е. все эти темы должны быть рассмотрены!!!!!



  1. Индивидуальные задания следует сдавать в единой папке (титульник см. ниже).







Образец титульника папки.

ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий»









Индивидуальное задание

по дисциплине «Экономика организации»

Специальность: «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»



Выполнила: Попова Ирина Александровна

Группа: 3БУ

(Уровень сложности: «хорошо»)

Проверил: преподаватель Бочаева О.О.















Борисоглебск, 2015















ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рекомендации студентам «Как запомнить большой объём информации»





















Как запомнить большой объем информации

В течение жизни люди запоминают огромное количество информации, однако случается так, что вам нужно запомнить очень много в кратчайшие сроки. Особенно часто такое случается со студентами, когда за ночь до экзамена они пытаются выучить все содержание курса, потому что не занимались должным образом во время семестра. В любом случае, умение запоминать большой объем информации пригодится и в других жизненных ситуациях.

Инструкция

1

1.Один из способов запомнить большой объем информации -ретрансляция запоминаемого материала. В зависимости от типа вашей памяти (визуальная или аудиальная) вы можете переписать или записать на аудио носитель для последующего прослушивания те данные, которые вы хотите заучить.2

После этого попробуйте проконтролировать, что из запоминаемого отложилось у вас в голове. Запишите все, что вы сможете вспомнить.

А затем сравните записанное с первоисточником.

В любом случае, повторение и переписывание - очень эффективно для сохранения информации.

3

2. Еще одна техника для запоминания большого объема данных - это определение главное мысли. Например, если вам нужно запомнить некий абзац информации, вы должны его прочитать, тщательно обдумать, выделить и записать главное. Одно это предложение будет отсылать ваш мозг к остальной информации, которая не будет записана.

4

3. Продвинутая техника для запоминания большого объема информации- попытаться написать первые буквы всех слов текста, который вы хотите запомнить. Запишите буквенный код, а затем попытайтесь воспроизвести все, что записано. Затем снова посмотрите на полный текст, а потом опять вернитесь к коду. Звучит невероятно, но такая техника, при постоянной тренировке, действительно работает

4. Выберите оптимальное время для изучения новой информации.

Для большинства людей это период с восьми до десяти утра, а также с восьми до одиннадцати вечера.

В зависимости от вашего режима дня, пики активности могут смещаться. Понаблюдав за собой, вы сами быстро найдете время, когда учить вам легче всего.С

оветСовС22

5. Зачастую учащиеся не могут запомнить материал, потому что не способны на нем сосредоточиться. При отсутствии железной силой воли вам лучше найти помещение, где ничто не будет отвлекать вас от учебника, и попросить домашних не беспокоить вас, пока вы не закончите. Уберите с рабочего стола художественную литературу, диски, сувениры - все то, что ваш мозг может посчитать более интересным, чем подготовка к занятию.

6. Разбейте весь материал на несколько частей. Сложно «впихнуть» в себя за раз огромное количество новой информации. Если вы станете делать небольшие перерывы после заучивания отдельных глав, дело пойдет гораздо быстрее.

4

7. Если после прочтения главы учебника вам кажется, что вы ничего не поняли, попробуйте объяснить полученную информацию кому-нибудь (другу, собаке, плюшевой игрушке). Объясняя материал несведущему человеку, вы будете выбирать наиболее легкие формулировки. Все, что вам казалось сложным и запутанным, станет простым для понимания.

5

8. Определяйте для себя «сроки хранения» заученного материала. Материал, вызубренный вами только для того чтобы сдать экзамен, забудется вами через пару дней. Если же вы поймете, что эти знания необходимы вам в дальнейшем, усвоенное сохранится на долгие годы.

6

9. Повторение - мать учения. После того, как вы заучили весь материал, бегло просмотрите его и повторите через сорок минут. Затем прочитайте еще раз тему на следующий день. Теперь вы можете быть уверены, что эти знания останутся с вами надолго.

1

10. Настройте себя на то, что вам необходимо что-то запомнить. Не вся информация вам нужна, поэтому вы не обращаете на нее внимания и не запоминаете ее. Если же вы дадите мозгу сигнал, что вам нужно заострить внимание на этом тексте, телефонном номере или фразе, то эта информация с большей вероятностью отложится в вашей памяти.

2

11. Просмотрите оглавление книги или содержание текста, который вам нужно запомнить. Это позволит вам мысленно сформировать структуру информации. Потом вам будет значительно проще соединять смысловые блоки между собой, если вы будете точно знать, что и за чем следует.

3

12. Сформулируйте основные вопросы, ответы на которые вы должны найти в данном материале. Тогда ваше внимание будет заостряться на них, и вы с большей вероятностью запомните необходимую информацию с первого раза.

4

13. Внимательно прочитайте текст. Обязательно выделяйте важные места и основные мысли. Такое детальное прочтение оставит в вашей памяти важные элемент информации, уцепившись за которые вы потом сможете воссоздать всю картину. Если вы почувствуете, что отвлеклись, начните чтение с того момента, который помните.

56

14. Откажитесь от механического запоминания, основанного на зрении, слухе и т.д. Оно не рассчитано на долговременную память и уже через 2-3 недели вы не сможете вспомнить, о чем шла речь.

1

15. Читайте текст, который вам нужно запомнить, вслух. Когда вы читаете про себя, текст запоминается намного хуже. Это происходит потому, что в этом случае задействованы только зрительные органы. Когда вы проговариваете текст вслух, то работают еще и речевые, и слуховые рецепторы. Получается, что вы одновременно и читаете, и говорите, и слушаете информацию, которую нужно запомнить.

2

16. Представляйте себе то, о чем идет речь. У людей с творческими способностями больше развито образное мышление. Так, если вы будете представлять себе то, о чем читаете, шансов запомнить текст у вас будет значительно больше. К тому же такое восприятие информации делает процесс самого чтения более эффективным: если вы будете полностью увлечены этим занятием, то вы с меньшей вероятностью будете отвлекаться на посторонние мысли.

3

17. Возвращайтесь к тем фрагментам текста, которые после прочтения остались непонятыми. Запомнить текст будет значительно труднее, если вы не будете в полной мере понимать, о чем идет речь. К тому же, когда вы перечитываете тот или иной отрывок, он запечатлевается в вашей памяти. Потом для вас не составит труда вспомнить то, о чем шла речь.

4

18. Если в тексте присутствуют непонятные слова, посмотрите их значение в словаре. В большей степени это относится к статьям, которые носят научный характер. Чтобы запомнить текст, вы должны знать значение всех слов, присутствующих в изучаемом материале.

12

19. Освойте мнемотехнику (от греческого мнемос - память). Запоминание по этому методу основывается на ряде закономерностей между уже имеющимися знаниями и новой информацией: логическая связь, различные виды ассоциаций (звуковые, цветовые и так далее), связь букв и слов, повторение. Эти способы запоминания хороши для тех, у кого развито логическое мышление.

Помните, что усвоенная информация особенно быстро забывается сразу после запоминания, затем темп забывания значительно замедляется, поэтому имеет смысл повторить материал спустя несколько часов после запоминания!

33

20. Пишите трудно запоминающиеся фразы, слова на стикерах и развешивайте в квартире, разместите их в тех местах, где вы часто появляетесь. Это может быть холодильник, зеркало в ванной или телевизор. Постоянно попадающиеся на глаза яркие стикеры помогут вам отложить информацию в памяти уже на следующий день.

44

Для эффективного запоминания информации нужно, чтобы сам процесс был осмысленным. При этом активизируется логическая память, позволяющая прочно закрепить материал и при необходимости быстро восстановить его содержание. Выработав у себя привычку осознанного продуктивного запоминания, развив ассоциативную память и автоматический анализ полученных данных, можно значительно увеличить объем обрабатываемых сведений и качество их усвоения.

5

21. При наличии большого количества разноплановой информации целесообразно составить план ее изучения, разделив весь объем по тематикам и срочности, с которой она должна быть переработана. При возможности лучше для каждой отдельной дисциплины отводить определенный день, к концу которого повторить краткий обзор изученного материала.

6

Приступать к обработке информации лучше в позитивном настроении, хорошо выспавшимся и отдохнувшим. Не стоит оставлять занятия на вечерние часы. Следует делать перерывы в работе для отдыха и расслабления - отдохнувший мозг продолжит деятельность с большим эффектом.

ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ В УЧЁБЕ!!!!!!!!





Список литературы

  1. docme.ru/

  2. festival.1september.ru/articles/610848/

  3. informio.ru/























© 2010-2022