Классный час по теме Моя малая Родина

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час по теме Моя малая РодинаМетодическая разработка классного часа "Моя малая родина"

Учитель начальных классов: Киякина Лидия Анатольевна

В настоящее время Россия переживает нелегкие времена: развал экономики и попытки ее восстановления, смена политической системы. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи. Уровень детской преступности возрастает.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма является важным условием возрождения России. Патриотизм является фундаментом общества и государства, опорой их жизнеспособности и необходимым условием эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Гражданско-патриотическое воспитание является в настоящее время приоритетным направлением образовательной политики государства.

Классный час является одной из форм работы с учащимися для реализации поставленных целей и включает пропедевтику проектной деятельности.

Основные принципы работы:

  1. Принцип вариативности.

  2. Принцип сотворчества.

  3. Принцип созидательной творческой деятельности.

  4. Принцип гуманизма.

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного края.

  2. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.

  2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.

  3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.

  4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.

  5. Содействовать моральному развитию детей.

Форма проведения:

Час общения.

Оформление:

Мультимедийная презентация; рисунки (фотографии) учащихся.



























Ход занятия

Эпиграф:

"Для России наш город - частица,
А для нас он - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем".

I. Вступление. Наш урок я хотела бы начать с легенды Легенда: давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту - путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли. Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по нашей Родине.

Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы - россияне! Россия - огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева "С чего начинается Родина?"

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина - тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина - родной город. Для кого-то - городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение "Малая Родина"

Малая Родина -
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья -
Ласковая малая
Родина моя!

II. Родная улица моя.

Ученик читает стихотворение:

Наверно, климат в этом виноват
И голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре -
Наш город знатными людьми богат.

Их имена в названиях дворцов -
Депальдо, Алфераки и Варваци,
В названьях улиц, что в плену акаций
И в песнях бардов, и в стихах чтецов. (И. Ткачев)

Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали названия улиц нашей округи, улиц, на которых они живут.

Выступление учащихся и показ слайдов

Физминутка:

Учитель предлагает учащимся вспомнить виды активного отдыха в парках и скверах. И вместе с ребятами пантомимой показывает названные варианты (катание на велосипеде, игра в мяч, бадминтон).

III. Достопримечательности.

1. О музеях .

Выступление учащихся обеих подгрупп сопровождается показом слайдов.

IV. Знаменитые люди .

Учитель: Саракташ - это плодородные земли, поля, окрашенные золотом пшеницы, бело-розовые сады весной. Разве это не сказка? Но главное наше богатство - люди.

Ученик:

Они осилят зло и горе,
Добудут свет в кромешной мгле…
Мои герои - главный корень,
Основа жизни на земле.

Выступление учащихся о наших знаменитых земляках, показ слайдов.

Учитель: Мы не перечислили всех наших известных земляков. Но мы гордимся и низко кланяемся землякам, прославившим наш город.

V. Заключение.

Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего города. С заданием вы справились достойно.

А сейчас для вас небольшая викторина о нашем родном крае.

VI. Викторина для учащихся.

VII. Творческие работы в парах.

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что имел в виду английский писатель Джек Лондон, который утверждал, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях "жить" и "существовать"?

Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: "Существовать" - это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. "Жить" - это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.

Недаром говорят: "Где родился, там и пригодился". Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.

Ученик:

О родине - негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она - моя отрада и награда,
Скажу о ней - молитву сотворю:
"Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!"

История села Петровского

В 1780 году семья поручика П. Д. Крашенинникова переселилась со своими крестьянами из Симбирского уезда на границу Оренбургской губернии и Башкирии, и началось строительство села. Так появилось село Петровское, Петровской волости, Оренбургской губернии.
Первый обоз переселенцев прибыл на Петров день, а поэтому и село стали называть Петровским. В народе село называли "Крашенинниково".
Близкое расположение реки Большой Ик, плодородные земли, обильные луга, богатые лесные угодья… Природа и расположение на границе Оренбургской и Уфимской губерний способствовали экономическому развитию села. В воскресные дни в селе проводились базары и ярмарки. Из Башкирии везли жерди, доски, колеса, сани, кули с древесным углем, кадушки, корчаги с медом. Со степей Казахстана подгонялись гурты скота, отары овец, табуны лошадей.
Бурными, шумными были петровские торжища, что способствовало возникновению в селе различных ремесел. Открывались в селе мастерские, маслобойки, сыроварни и мыловарни.
Владения Крашенинникова Петра Дмитриевича перешли по наследству сыну Алексею Петровичу, штабс-капитану, уездному предводителю и кавалеру, создателю храма в селе Петровском. Родился Алексей Петрович в 1794 году, умер в 1844 году. Из списка дворян землевладельцев Оренбургской губернии за 1861 год известно, что наследниками Алексея Петровича остались два его сына: Пётр и Алексей.
Петр служил попечителем девятого попечительства башкирского войска и имел в собственности 148 десятин леса и 1282 десятины пахотной земли при селе Петровском. Второй сын Алексей имел в собственности 1336 десятин земли в районе села Петровского и служил Оренбургским уездным предводителем дворянства. Одной из семейных нерушимых традиций Крашенинниковых было давать первому новорожденному сыну имя Петр.
В 1866 году в Петровском насчитывалось 119 дворов, а население составляло: мужчин - 295, женщин - 337. Имелось: церковь, волостное правление, 11 кожевенных заводов, 8 мельниц, 2 кирпичных завода, мыловаренный завод, 2 корьедробилки, лесопилка, 2 маслозавода, поташный завод, 8 частных гончарных заводов, частные колбасные заводы и хлебопекарни. Проводились еженедельные базары. Здесь можно было выгодно купить сырьё, обменять или продать товар. Село называлось владельческим. У Петра Алексеевича было четверо детей: Мария, Александр, Пётр, Андрей. Крашенинников был очень богат. Село Андреевка было отдано в приданое дочери Марии. Сын Александра Николай известный писатель-демократ. Многие свои произведения он посвятил нашему селу. Это такие произведения, как "Невозвратное", "К земле обетованной". В них он описывает красоту нашего села, соседней Башкирии до революции. Ведь когда-то граница с Башкирией проходила по нашему селу. И многие зажиточные крестьяне скупали у башкир плодородные земли за бесценок, обменивая на сахар, чай, бусы.
Создатель храма в селе Петровском, Алексей Петрович Крашенинников, был похоронен в церковном склепе. До сих пор сохранилась его могильная плита. Дом Алексея Петровича Крашенинникова стоял на барском бугре, что на улице Козловка. Это был самый большой дом в селе. К сожалению, он не сохранился. Было у барина четверо детей: два сына и две дочери. Детей кормила, одевала и обувала прислуга. Барыню с детьми возили кататься на санях зимой, на карете - летом. Летом барыня любила ездить в Верхнюю Акберду, чтобы купить малину и клубнику, прогуляться по горам, ущельям и лесам. Барыня ездила по деревням, селам, городам, чтобы посмотреть, как живут люди. Был здесь дом и другого помещика, Варганова (бывший детский сад).
По селу протекает река Ассель. Речка наша быстрая и чистая. Говорят, когда-то в ней водилась форель. Река берёт своё начало в Башкирии. В центре села находится мост через речку Ассель. Он был построен в 1916 году наёмными рабочими, пленными турками и немцами. Сейчас это одна из старых и главных достопримечательностей нашего села. Говорят, когда его строили, то в раствор бетона добавляли сырые яйца, что придавало крепость. Архитектурный стиль его не похож на остальные мосты в области.
От центра отходят Сладкая, Башманная, Базарная, Кузнечная улицы и Козловка.
В давние времена, ещё до революции, в селе было очень много кустарей. Их насчитывалось около 150 семейств: кузнецы, колесники, вальщики, тарантасники, овчинники, бондари, жестянщики, сапожники, шорники, портные, столяры, плотники, стекольщики. Название улицы Башманной старинное. Когда-то там жили башмачники, сапожники (сшитые в нашем селе сапоги покупались даже в Москве). Отсюда и пошло название улицы. Также с промыслом связано и название Кузнечной улицы. Наше село когда-то было в три раза больше. Его называли вторым Оренбургом. Село было торговым центром. Здесь было 20 торговых точек, три ряда магазинов, три базара: продовольственный, конный и лесной, где продавали бочки, колёса, телеги. В продаже были мука, мясо, уголь, дёготь, крупный рогатый скот. В селе было десять скотопромышленников, которые, скупая скот, формировали гурты и отправляли в разные города России. На базары привозили фрукты и пряности из Средней Азии, рыбу с Аральского моря. С четверга по субботу на базар съезжались люди из различных городов и селений Башкирии, Киргизии. Добирались на лошадях и на верблюдах.
Сельская жизнь - дома, дворы, сады, огороды, речка, поля …Череда деревенских забот, обычаи, праздники - всё связывает человека с землёй, с осмысленной жизнью на ней.
Многое в жизни села изменилось. Есть перемены печальные, есть обнадёживающие.
Многие традиции, обычаи уходят в прошлое невозвратно. Исчезают, оставляя щемящее чувство грусти свидетельства жизни наших предшественников: старинные колодцы, каменные палатки, постройки прошлого века. Всё больше и больше разрушается старинный бетонный мост, главная достопримечательность нашего села.
И всё же деревня остаётся нашей кормилицей, хранителем народных традиций, истоком мудрости, всего, что близко лежит к земле, к естеству жизни, радости бытия.
НАЗВАНИЯ УЛИЦКлассный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая Родина

Улица Советская

Улица Советская, бывшая Кузнечная и Базарная, начинается с участковой больницы. Строительство больницы началось осенью 1902 года. До 1917 года больница была первой земской, до 1936 года районной, до настоящего времени является участковой. Спустя многие годы петровские медицинские работники продолжают главную традицию, заложенную предшественниками - гуманное служение людям.
Название Кузнечной улицы связано с кузнечным промыслом. Когда-то, много лет назад, от больницы до реки Ассель стоял ряд кузниц, где можно было подковать лошадей, сделать домашнюю утварь. Кузнец в те времена был первым человеком на селе. Жаль, что сейчас это ремесло ушло в прошлое.
Каменным магазинам и складам на улице Советской более ста лет. В этих палатках когда-то продавались товары повседневности: керосин, инструменты, стройматериалы, китайский шелк и чай.
Вдоль улицы проводились еженедельные базары. В продаже были бочки, колеса, телеги, уголь, деготь, мука, мясо, крупный рогатый скот. На улице Советской находится самый глубокий старинный колодец-журавль. Настоящая шахта. К счастью, он достаточно хорошо сохранился до наших дней. Люди, проживающие рядом с колодцем, считают его украшением улицы. Их родители здесь стояли в очереди за водой, обсуждали новости, и он по-прежнему продолжает служить людям, сохраняя и напоминая им о прошлом их семьи.
Базарная улица была самым оживленным местом села, где бойко шла торговля у лавок, сновали груженые всякими припасами подводы. На Базарной площади можно было встретить торговых людей из разных концов: Здесь продавались изделия петровских ремесленников и иностранные товары. Были тут ряды: шубный, пушной, овчинный, рыбный, мыльный…
Многие крестьянские дома стали гостиными дворами, где иностранные купцы складывали свои товары. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание и за землю взималась особая пошлина (один сажень стоил один рубль).
Мостовая на улице Советской выложена камнем в 1936 году. Камень добывали в Марьевском карьере.
В селе сохранилось немало добротных купеческих домов. Во время раскулачивания зажиточных крестьян в 1929 году пострадали семьи, проживающие на Базарной улице, такие как Тугузовы, Атяковы, Бардашевы, Годуновы, Маштановы... По линии НКВД как злостный враг народа был арестован Маштанов Захар. Его дом и имущество конфисковали, а семью выслали. В один воскресный день все кулаки под конвоем были согнаны на Козьи горы за рекой Ик, где находился сборный пункт Петровского района. Затем огромной колонной их угнали в далекую Караганду.Классный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая Родина

Улица Луговая

За свою историю улица Луговая носила разные названия. Надвое улицу разделял барский бугор. От центральной площади до бугра шла улица Козловка, после бугра до конца села - Оторвановка (республиканская улица). Это странное название улица получила во время строительства села. Само село строилось на казенной земле, то есть на государственной. А в Оторвановке люди селились на помещичьих землях, были оторваны от основного села. О названии этой улицы существует легенда: "Очень давно все жители нашего села ездили вместе в лес за дровами. Но однажды жители этой окраины не собрались в назначенный срок. Их долго ждали и, не дождавшись, уехали без них, а когда приехали в лес, то увидели, что они уже там. Их стали называть оторванцами, а улицу - Оторвановкой.
На Оторвановке, рядом с домом Горячевых стоит купеческий дом. В этом доме жила семья ветеринара Жвалова.
О Петровском, в частности Оторвановке пишет накануне Масленицы в 1876 году корреспондент "Оренбургского листка": "В наших захолустных местах есть явления, достойные занесения в хронику. К таким явлениям мы относим обычай кулачных боев.
Если вам случится быть в селе Петровском и видеть кого-либо из крестьян с приплюснутым до невозможности носом, со скулой, набок свернутой, и с фонарным под глазами освещением, то знайте, что все это есть творчество рук человеческих. Если же вы захотите видеть, как всё это производится, то в воскресный или праздничный день после крестьянского обеда выйдите на площадь, отделяющую собственно село Петровское от так называемой Оторвановки, и воочию увидите, как совершается это мордобитие…
Сначала удовольствием этим занимались мальчуганы, но потом к ним присоединились любители кровопускания из холостежи… Должен сказать, что за это удовольствие три-четыре человека поплатились жестоко. По всей вероятности, оно было полнейшее потому, что счастливцы при каждом прикосновении к их физиономиям постороннего кулака находили себе поддержку только в сугробах снега…
В развлечениях этих принимают участие и люди пожилые, приобретшие уже известную сноровку в увеченье ближнего. Чтобы ощущение удовольствия чувствовалось сильнее, бойцы засовывают в варьги и рукавицы что-нибудь твердое. Вот тогда-то уже начинается настоящее расквашивание носов, выбивание зубов и навешивание фонарей. Озлобление дерущихся доходит до того, что установленное ими правило - лежачего не бить - не только не соблюдается, но лежачему от кулаков и каблуков дерущихся достается более других.
Я немало был удивлен, когда узнал, что в селе Петровском при полюбовных побоищах не было ни одного случая убийства. Отсутствие убийств, по моему мнению, происходит от того, что кулачные бои появились здесь недавно и не успели еще хорошо организоваться. Появились они в Петровском с заселением Оторвановки переселенцами из внутренних губерний. До этого времени крестьяне села Петровского, бывшие прежде помещичьими, не знали подобных развлечений…"Классный час по теме Моя малая Родина

Улица Садовая

Садовая улица когда-то называлась Сладкой. Версий о названии улицы две. По одной версии: здесь находился небольшой сахарный завод, где изготовляли патоку. Завода давно нет, а название улицы осталось. Другая версия: на улице жили любвеобильные женщины, их любили мужчины, как сладости.
С какой любовью об улице рассказывает Леванова Ксения Ильинична.
"Родилась я в 1937 году за Аполлоновкой, в деревне Добровольная. Закончила 7 классов в Петровской школе и устроилась работать дояркой. Дали тогда мне 20 первотелок. Никакой механизации не было, все делалось на ферме вручную. Бригадиром у нас был Начкин Петр. Вечерами бегала в клуб на танцы. Электричества не было в нашей деревне, а девчонкам хотелось красиво выглядеть. В темноте мы пудрились зубным порошком. Однажды в клубе я познакомилась с красивым парнем, и он посмеялся над тем, что я слишком напудрена. Я обиделась, но проводить меня до дома ему разрешила. Он хорошо играл на гармошке. Вскоре мы поженились. Сами дом построили и прожили в нем вместе 50 лет. У нас взрослые дети: дочь Галя и сын Сергей, два внука, один внук и одна правнучка. Все живут в Саракташе.
Наша улица богата детворой и долгожителями. Семьи Бояровых, Швецовых, Роговых, Денисовых, Рыбаковых многодетные. С утра до вечера слышны на улице детские голоса. На Башманной этого нет.
У многих наших бабушек была нелегкая судьба, но долгая жизнь. Уторина Матрена Игнатьевна прожила 89 лет, Леванова Мария Павловна - 90 лет, Снатенковой Вере Тимофеевне сейчас 83 года. С дорогами раньше проблем не было. Жил директор МТС Шевцов Александр Константинович на нашей улице. На работу и с работы всегда ходил пешком. Он сам не ездил на машинах и тракторах по дорогам и другим запрещал. Дороги были ровными красивыми. А сейчас о дорогах никто не заботится, весной и осенью непролазная грязь. Трактора разбили дороги донельзя.
И славилась улица травкой-муравкой. Сорняки тогда не росли по селу. Вся улица - сплошной зеленый ковер. Траву не мяли, берегли. Муравка сейчас повсюду вытоптана, а в нашем дворе осталась такой же, как прежде. Мы за ней ухаживаем, поливаем. Кто к нам приезжает в гости, удивляется ее красоте. Всем хочется пройтись по ней босиком и полежать".
Сегодня на Садовой много старинных низких саманных домов с маленькими окнами. Во многих из них уже никто не живет, и выглядят они игрушечными.Классный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая Родина

Улица Заречная

Улица Заречная раньше называлась Репьевкой.
Это название связано с глубоким оврагом. В овраге росли огромные лопухи, в которых дети играли в прятки. Сейчас овраг завален мусором и не пользуется у детей прежней популярностью. Улица тянется вдоль берега реки Ассель. Улица была зеленой, шумной, чистой. У уличных было принято называть людей по роду занятий. Так Филипповых звали Подрядчиковыми, так как они подряжались валять валенки. Евлампиевы считались Паяловыми за то, что они чинили, то есть паяли кастрюли и чайники. Зимой и летом не смолкали здесь детские голоса. На репьевской улице дружно играли семеро Сухоруковых, четверо Паршиных, четверо Тарасовых, трое Комаровых… Напротив дома Евлампиевых, через дорогу, место в реке было самым глубоким, местами "с ручками". Репьевские ребята разбегались от дороги и с криками прыгали с берега в воду.
На задах улицы Заречной находился кожевенный завод. От него в земле остались огромные чаны, где когда-то вымачивали кожу. На месте кожзавода позже был построен маслозавод. Сюда съезжались бить масло со всего района и Башкирии. Маслозавод был построен из камня. Рядом с масленкой стояла каменная постройка, где проживала семья Жирковой Натальи Васильевны. Наталья Васильевны принимала постояльцев. Приезжие занимали очередь и жили какое-то время на ее постоялом дворе. Работали на масленке жители репьевской улицы, а заведующим был Киселев Костя. Дети любили бегать на маслозавод за жаренками и ядрышками.
На самом краю улицы стоит старое здание - бывший молочный завод. На заводе делали масло, сыр, брынзу. Теперь оно пустует, растаскивается и разваливается.
Улица славится долгожителями. От 90 до 100 лет прожили на ней Жиркова Наталья Васильевна, Евлампиева Александра, Филиппова Клавдия.
Весной эта улица сильно страдает от разлива реки Ассель. Ассель меняет русло, смывая огороды жителей улицы.Классный час по теме Моя малая Родина

Улица Трудовая

Раньше улицу Трудовую называли Задеваловкой.
Говорят, что такое название улица приобрела в связи с проживающими здесь задиристыми хулиганами.
На этой улице было немало купеческих домов. Самое старое здание детского дома - дом купца Тихова. Когда-то в подвале дома была оборудована пекарня. Дом и подвал до сих пор находятся в хорошем состоянии.
Один из купеческих домов стоял флигелем там, где сейчас посажен огород.
Центральное здание детского дома появилось в 1949 году.
В 1954 году рядом со старыми постройками было построено новое двухэтажное здание. На этом месте раньше стоял купеческий дом. Под фундаментом старого купеческого дома было найдено золотое кольцо.
Напротив детского дома находится старый аптечный склад. Он уже много лет пустует. Двери у него мощные и в тоже время ажурные. Это все что осталось от аптеки. Сама аптека сгорела. В аптеке жили и работали Красильниковы Вера Ивановна и Федор Евгеньевич.
Рядом с аптекой, там, где стоит сейчас дом Соколовской Екатерины Ивановны, находился частный кирпичный завод. О нем напоминают бесчисленные находки кирпича во дворе дома.
В Задеваловке, недалеко от аптеки, помещалось учреждение, на вывеске которого было написано, довольно загадочное слово "Чусоснабарм". Это слово означало: чрезвычайно уполномоченный по снабжению Армии.
В то время существовало и еще одно учреждение не менее загадочным наименованием: "чеквалоп", что означало - чрезвычайная комиссия по заготовке для армии валенок и лаптей. В те годы в стране была такая большая разруха, а численность армии все росла, что никакой возможности не было обуть красноармейцев в кожаную обувь - сапоги или ботинки. Поэтому комиссия и занималась заготовкой лаптей.Классный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая Родина

Улица Школьная

Раньше улицу Школьная называли Башманной. Когда-то здесь жили башмачники и сапожники. Отсюда и пошло название улицы. Сапоги Семена Михайловича Лыткина, Серова Андрея, Будикова Ильи славились хорошим качеством. Они делали сапоги на любой заказ: со шнурками, с пестонками, на каблуках…
Люди жили очень бедно. На этой улице было опасно ходить и ночью, и днем. Люди, проживающие на улице, часто устраивали беспорядки, драки, кражи.… Не случайно здесь стояла кутузка.
На Башманной улице до революции стоял дом владельца корьедробилки Кадыкова.
На центральной площади стоит памятник воинам,погибшим в годы Великой Отечественной войны.Памятник сделан по проекту известного местного художника Сергея Андреевича Варламова. Памятник имеет вид приспущенного Красного знамени, что означает скорбь о погибших солдатах. На мраморной плите надпись: "Воинам, погибшим во время войны". Торжественное открытие памятника состоялось 7 ноября 1967 года. В дни воинской славы и государственных праздников у памятника проходят торжественные мероприятия и митинги.
На месте сегодняшней школы находилась мельница Аристова Петра. Она была полностью деревянной. Вода шла по канаве, обшитой деревом. На мельнице всегда был порядок. У сруба крутились три колеса. С шумом лилась на колёса вода. У плотины стояли подводы с мешками, мальчишки удили рыбу. Только после революции на мельнице Аристова были поставлены турбины.
На крутом берегу реки находились "парники". В этих парниках ремесленники "парили" древесину вяза, дуба, клена и березы, из которой потом гнули ободы для колес, санные полозья и дуги.
Выход с улицы Башманной означал вступление в пределы башкирской земли.Классный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая РодинаКлассный час по теме Моя малая Родина

Улица Березовая

Улица Аполлоновка - старое название улицы Березовой. Однако жители села до сих пор величают её именно так. На Аполлоновке жил купец Аполлон, в честь которого и была названа улица. У него был большой дом, много работников. Аполлон бросал свою жену с детьми, заводил новых жен и снова возвращался к первой, только на старости лет остепенился.
До 1914 года земля Аполлоновки была куплена у башкир богатыми мужиками. Эту землю сдавали бедным крестьянам по клочкам в аренду. Так образовался хутор Ново-Покровка. (назван он был по празднику "Покров день"). Хуторяне были овчинниками и земледельцами. Пахали на лошадях и коровах, сеяли пшеницу. Работа в поле начиналась спозаранку и длилась дотемна. В Ново-покровском хуторе была мельница. В 1930 году на Аполлоновке был создан колхоз "15 лет Октября". Первым председателем был Булгаков Иван Панкратович. Руководил он четыре года. На основе коллективизации происходило раскулачивание зажиточных крестьян. Житель Аполлоновки Питомцев Иван Никитович был избран в числе 15 человек в земледельческий комитет, чтобы конфисковать, обмерять и разделять землю богачей: помещиков, купцов и кулаков. Однажды он лег дома спать, как вдруг страшный удар в висок вроде железной гири оглушил его. Кровь хлынула фонтаном, залив лицо. И челюсть, и зубы - все было выбито. Потерявшего сознание Питомцева, вытащили из дома и закопали в свежую пашню. Нашли Питомцева недалеко от дома, он был засыпан землей. В больнице он пришел в себя и выздоровел. До самой старости Питомцев работал в колхозе.
Урожайность в 1935 году в колхозе "15 лет октября" составляла 21 центнер с гектара. На озимых и яровых полях колхозницы расставляли снопики. По норме колхозница должна была связать и расставить в день 500 снопиков. Мария Смолянина, Матрена Истомина, Елизавета Криворотова организовали между собой соревнование. Но больше 700 снопиков в день никто из них не связал. Только ударницы Матрена Краснова и Марфа Люлькина могли вязать до 1000 снопов в день. Вязки для снопов были заготовлены с лета из осоки и колхозницы спешили как можно раньше получить их в колхозной кладовой, чтобы опередить других и начать работу раньше подруг. Когда Матрена Истомина и Мария Смолянина стали вязать по 1000 снопов, то в стремлении догнать их Мария Боброва забыла о качестве. Ее снопики разваливались и колышки, к которым она второпях прикрепляла снопики, ставились непрочно. Это было обнаружено инспектором по качеству Иваном Криворотовым. Марию Боброву заставили все переделать. На производственном совещании ее решили занести на черную доску. Погоня за количеством в ущерб качеству была прекращена. На севе, прополке и уборке работали по красному флажку. Он был сигналом на равнение. Ударницы старались переработать норму, которая постоянно поднималась. Ежедневно колхозникам записывали трудодни. И раз в пятидневку их вносили в трудовую книжку. В поле был организован культурный полевой стан, где оборудовали столовую, кухню, читальню. Со стана домой не ездили. На этом колхоз получил экономию в 4 тысячи трудодней.Классный час по теме Моя малая Родина

Улица Шутлаевка

Мы живем в сельской местности, где всё и все на виду, как в песне: "От людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас".Классный час по теме Моя малая Родина

Странное название улицы неслучайное. Говорят, что на этой улице жили колдуны, и принимать их у себя и ходить к ним в гости люди боялись. Шут их знает, что у них в голове и никаких отношений с ними односельчане старались не заводить. Отсюда и пошло название улицы. Недобрая слава осталась о Моте Губастой и Нюре Абрамовой. Если они выходили на улицу, их боялись, как черных кошек. Стоило им было дотронуться до кого-нибудь рукой при разговоре, рука болела и отнималась несколько месяцев. А когда они смотрели на чей-нибудь огород, на урожай хозяева уже не надеялись. Им боялись продать и отдать что-либо. Легко ли жилось той женщине, кому досталась слава колдуньи?
Все это говорит о суеверности и излишней фантазии петровчан.
На улице Шутлаевка (одни говорят, что сейчас на этом месте стоит водонапорная башня и растет репис, другие указывают место Шутлаевки там, где расположен детский сад) жили земледельцы. Их саманные дома, постройки для хранения зерна, сараи были покрыты соломой. Для большинства крестьян выращивание хлеба и скота было невыгодным делом. Они не вылезали из долгов, надрывая спину непосильным трудом.
Однако зажиточный крестьянин и купец Карпенков, проживающий на этой же улице в двухэтажном особняке, имел конюшню и большие добротные амбары, заполненные пшеницей. Прибыль он получал и от торговли сладостями и другими мелочами. После революции на улице построили свиноферму. Здание свинофермы позже переоборудовали в птичник, где разводили несушек, а яйца колхоз сдавал государству.
Сегодня от улицы Шутлаевки ничего не осталось. Здесь растут прекрасные березы и среди них есть поляны, где петровчане собираются по большим праздникам в дни рождения села, дни работников сельского хозяйства.

Вблизи села Петровское расположена высокая гора Альянка. По башкирской легенде жил парень по имени Альян, который полюбил девушку и поехал к ней свататься, но родители уже решили отдать её замуж за богатого. Альян поскакал на коне на вершину горы, доказывая свою любовь, но сорвался и разбился. С тех пор эту гору называют Альянкой.

За церковью находится гора поменьше-Бахчанка. Раньше жители села сажали за этой горой много бахчей-дыни, арбузы. Уже давно заброшены те поля, но гора сохранила своё название. Каждый год выпускники школы ходят по традиции встречать рассвет на горе Бахчанка.

Между сёлами Петровское и Андреевка находится Марьевский бугор, названный по близлежащему ранее селу Марьевка. Вблизи от него есть родник Марьевский с чистой холодной водой.


© 2010-2022