Статья на тему Создание среды для развития личности ребёнка при работе по ФГОС НОО

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЗДАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

И. В. Гладких

МБОУ СОШ №88 с УИОП

Ребёнок должен научиться жить

П. П. Болонский

Сколько волнений, тревог и надежд переполняет душу первоклассника в ночь перед первым сентября. Но и я волнуюсь не меньше. Каких ребят подарит мне судьба, смогу ли я научить их тому, чему должна? Как сделать процесс обучения интересным, успешным и эффективным? Я много размышляю над этими вопросами, и у меня сложились определённые взгляды на профессиональную деятельность, которой посвятила свыше 20 лет жизни. Школа для ребёнка - это часть жизни, и, понимая это, я приучаю своего ученика самостоятельно решать любые проблемы, учиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике, помогаю войти в мир реальных человеческих отношений. Во время уроков, заглядывая в глаза детей, вижу отражение огромного мира желаний и страха, любопытства и гордости, доброжелательности и недоверчивости, тайн и откровений. Отдаю себе отчёт в том, что воспитать и научить человека - это значит, забыть о себе, научиться не обижаться, терпеть, переносить и быть примером. Существует определённая психологическая закономерность: если хочешь, чтобы ребёнок был добрым, честным, ответственным - начни с себя. Если учитель, заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством - к этому будут стремиться и его ученики. Поэтому, обучая детей, я постоянно учусь сама и стараюсь не потерять стремления к знанию. Я помню о том, что на уроке я всего лишь дирижёр, музыка звучит из уст моих воспитанников. Но, чтобы достичь этой цели, нужно общение, а общение предполагает отношения. Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что в своей работе я придерживаюсь таких принципов в отношениях с учениками: верь в своего ученика; вселяй в ребёнка веру в себя, стимулируй к самосовершенствованию; понимай и принимай его таким, какой он есть; уважай ученика и будь требовательным к нему; искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам. Хочу поделиться и некоторым заповедям в отношении своей профессиональной деятельности: я - педагог; не бойся совершенства, достичь его невозможно; я всегда готова встать рядом, протянуть руку помощи, вернуться к отставшим; умей перешагнуть через усталость и боль; умей правильно оценивать внутреннее состояние другого человека; не ищи легкого пути в общении с детьми, находи трудный стиль общения с каждым ребёнком, добивайся его расположения и взаимопонимания; не имей любимчиков, люби всех и каждого в отдельности; умей подняться после неудачи. Младший школьный возраст - это период наиболее благоприятный в нравственном становлении личности, когда осваиваются новые социальные роли: ученик, член школьного коллектива. Велика роль классного руководителя - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. Поэтому ставлю перед собой основную задачу - быть помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. Статистика свидетельствует о разрушении традиционного семейного уклада, снижении жизненного уровня и социальной защищенности большинства семей, чрезмерной занятости родителей и, вследствие этого, повышении напряженности в семьях. Статистика указывает на ухудшение состояния здоровья детей. Всё это становится сдерживающим фактором для развития школы. На мой взгляд, развитие школы связано с повышением активности участия семьи в образовательном процессе. Считаю, что в современных условиях особая роль в развитии сотрудничества между образовательным учреждением и семьёй принадлежит начальной школе. Однако, большинство родителей не профессиональные воспитатели. Необходимо позаботиться о создании специальных условий для подготовки родителей к включению в школьную жизнь. Этап подготовки родителей к участию к школьной жизни начинаю проводить во время адаптационного периода в первом классе. В период адаптационного периода ставлю перед собой такие задачи: разработать внедрить в практику разнообразные формы и методы взаимодействия учителя с семьёй; способствовать активному вовлечению родителей в воспитательно-образовательном процессе. При первой беседе с родителями в августе месяце приняли совместно решение организовать «Школу заботливых родителей», занятия которой проводятся в различной форме с привлечением специалистов: школьного врача, логопеда, психолога. Родители моего класса - мои единомышленники, помощники, союзники во всём. И я им за это искренне благодарна. Наряду с детьми родители становятся участниками одного из проектов, тема которого «Школа в жизни моей семьи». Ребята вместе со своими родителями анализируют роль школы в жизни семьи, приводят примеры, когда совместная деятельность родителей и ребёнка приводила к сплачиванию семьи, а также к раскрытию их некоторых способностей и увлечений. Раз в четверть проводятся родительские собрания, которые стараюсь строить не только на анализе проделанной работы, но с использованием нетрадиционных форм общения с родителями. Например, в форме круглого стола, с обязательным родительским практикумом; вечерами вопросов и ответов; совместное собрание с детьми. Такие формы общения с родителями мне кажутся наиболее эффективными. Самыми интересными, на мой взгляд, были следующие родительские собрания: «Трудности адаптации первоклассников в школе», «Семейные традиции и способности ребёнка трудиться», «Значение проектной деятельности в развитии личности ребёнка», «Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника». Важное место в своей работе классного руководителя я отвожу деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни. ЗОЖ определяется правильными взаимоотношениями человека с самим с собой, с другими людьми, с природой и обществом. Для того чтобы дети моего класса были успешны в учёбе, я как учитель начальных классов понимаю - они должны быть здоровы. В нашем классе много комнатных растений, которые очищают воздух, установлены баллоны с питьевой водой и организован питьевой режим. Парты регулируются по росту детей, класс проветривается и моется. В классе всегда имеется жидкое мыло, одноразовое полотенца. Проводятся динамические паузы для снятия усталости глаз, мышечной усталости тела, музыкальный массаж пальцев и многое другое. В классе появились традиции проведения семейных праздников «Папа, мама, я - спортивная семья», дней здоровья, семейных походов в театр, на экскурсии. Огромное значение в воспитательной работе уделяю проведению классных часов, позволяющих наладить взаимоотношения в коллективе, привить любовь к прекрасному, разобраться в самих себе и познать друг друга, заинтересовать ребёнка к углубленному изучению тех или иных знаний. Тематику подбираю в соответствии с возрастом ребят, их интересами, календарными датами и текущими проблемами в классе. Приведу примеры классных часов и бесед: о невежах и вежливости, что такое «хорошо» и что такое «плохо», история моей дружбы, традиции класса, мир моих увлечений, о лени и лентяях, люди мира и их открытия, душевность и бездушие. Неотъемлемой частью воспитательной работы считаю проведение классных праздников. Все праздники проводятся совместно с родителями, что положительно влияет на психологический климат в классе, сплачивает родительский и детский коллектив. По результатам анкетирования родителей именно эти мероприятия имеют самый высоких рейтинг. Что касается технология, применяемых в образовательном процессе, одной из самых популярных и освоенных учителями начальных классов, является игровая методика. Данный вид работы снимает стресс, зажатость, скованность, развивает интерес, даёт возможность легко и качественно изучать предложенный материал. Игра с использованием наглядности и сочетанием коллективных и индивидуальных форм работы создаёт благоприятные условия для активной работы всех учащихся, которые забывают, что это урок. Действенным средствам сохранения интереса к исследованиям в начальной школе становиться творческое проектирование. У ребят рождается множество идей, замыслов, они сталкиваются с необычными проблемами, преодолевают их, узнают много нового, используют свои знания. Творческими работами в начальной школе могут быть: рисунок, поделка, рассказ, считалка, загадка, газета, книга. В школе я апробирую учебно-методический комплект «Школа 2100», являющейся хорошей основой для развития проектной деятельности. В данных учебниках проектная деятельность выступает как основная форма внеурочной деятельности. При презентации работы дети обучаются умению вести беседу, отвечать на вопросы, формулировать выводы, аргументировать их. Не последнюю роль играет и художественно-эстетическое оформление работы, в котором, конечно же, на первых ступенях обучения принимают активную роль родители моих учеников. Работая над оформлением своего проекта, мои ребята осваивают компьютерные технологии, используя компьютер и в подготовке домашних заданий по разным предметам. Компьютер является моим верным помощником, как в учебном процессе, так и вовне урочной работе. Мой кабинет оборудован всем необходимым для проведения качественной работы с использованием компьютерных технологий. Незаменима программа Word, которая позволяет быстро готовить проверочные работы, дополнительный материал для различных уроков, составлять планы работы на четверть и каникулы, список литературы. Работа с использованием ПК позволяет повысить плотность урока, интерес детей, их внимание к материалу урока. С помощью ПК веду оформление портфолио класса, где отражается и учебный процесс, и внеклассная работа каждого года обучения.

4


© 2010-2022