Сценарий устного журнала по теме Лес - наше богатство

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области












СЦЕНАРИЙ

УСТНОГО ЖУРНАЛА

«ЛЕС - НАШЕ

БОГАТСТВО»





























Автор: обучающаяся 9 класса Огородникова Анастасия

Руководитель: Беленькова Светлана Анатольевна

2015 год



Цели и задачи:


  • формирование экологического мировоззрения и активной жизненной позиции подрастающего поколения;

  • привлечение внимания к проблемам окружающей среды Курской области;

  • воспитание экологической культуры;

  • вовлечение детей в активную природоохранную деятельность;

  • привитие навыков агитационной работы;

  • развитие творческих способностей детей.

Оформления зала:

выставка художественной и научно-популярной литературы о природе;

картины художников о лесе: И.И.Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и других.

на плакатах высказывания замечательных людей о лесе, народные пословицы, поговорки, афоризмы:

"Много леса - не губи, мало леса - береги, нету леса - посади!"

"Без леса не было бы жизни на земле". (Л.Леонов.)

"Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки - это творчество. Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека". (Ф.Гладков.)

"Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней." (Л.Толстой.)

"Любовь к родной стране без любви к природе невозможна". (К.Паустовский.)

"Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша". (А.Чехов.)

"Каждый обязан в жизни вырастить дерево, выстроить дом, воспитать человека". (Восточная мудрость)

Думы о зелени - думы о будущем.

Яблоко съешь, а семена сохрани и посей.

Сажай лес в поле - будет хлеба боле.

Сухое дерево горит - сырое урожай дарит.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, презентация «Лес - наше богатство», музыкальные отрывки из произведений П.И. Чайковского и М.И. Глинки.

Действующие лица:

Учитель

Ведущие - 2 чел.

Чтецы - 2 чел.

Лекторы - 3 чел.

Агитбригада - 7 чел.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель. Ребята! Нас окружает прекрасный, удивительный мир: леса, поля, реки, океаны, горы, небо, солнце, животные, растения. Это природа! Наша жизнь неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе. И сегодня старшеклассники подготовили для вас мероприятие о природе, экологических проблемах и защите наших лесов. Устный журнал называется «Лес - наше богатство».

СТРАНИЦА 1

«Значение леса в жизни человека»


Ведущие.

1 - Трудно представить себе Землю без лесов.

2 - Лес - чудесное творение природы.

1 - Почему мы с лесом дружим,
Для чего он нужен людям?

2 - Лес - наше богатство.

1 - Лес - это зеленый наряд нашей Земли.

2 - Там, где лес, всегда чистый воздух.

1 - Лес - это дом для зверей и птиц.

2 - Лес - это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

1 - Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Учитель.

Лес играет в жизни человека и человечества очень важную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. Это - экологическая, или средообразующая роль леса. С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений. Это - экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках. Это - социальная роль леса.

Для человечества в целом одинаково важны все эти роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение.


Лектор 1.

Экологическая роль леса.

Лес во многом определяет качество окружающей среды и то, насколько эта окружающая среда подходит для удобного и здорового существования человека. Общеизвестна роль леса как "зеленых легких планеты": лес поглощает и связывает из атмосферы углекислый газ, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей - они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.

Не менее известна роль леса в сохранении чистой пресной воды - главного природного ресурса XIX века, нехватка которого все больше ощущается в самых разных частях Земли, в том числе во многих регионах России. Лес играет большую роль в глобальном распределении осадков: испаряемая деревьями влага возвращается в атмосферный круговорот, чем создаются условия для ее более дальнего переноса от океанов и морей вглубь континентов. Современные исследования показывают, что если бы не было лесов, то удаленные от морей и океанов территории были бы значительно более засушливыми или даже пустынными, мало пригодными для жизни людей и для развития сельского хозяйств. Лес эффективно задерживает таяние снега весной и сток воды после сильных ливней, тем самым "сглаживая" подъем воды в реках, предотвращая разрушительные наводнения и пересыхание рек и ручьев в засуху. Лес надежно защищает берега рек и ручьев от эрозии, тем самым предотвращая загрязнение водоемов частицами почвы.

Леса, лесополосы и даже отдельные деревья имеют большое значение для защиты и сохранения плодородия прилегающих сельскохозяйственных земель, сохраняя землю и сельскохозяйственные культуры от вредного воздействия сильных ветров, поздних заморозков, иссушения, эрозии и других неблагоприятных воздействий. Особенно заметно влияние леса на сельскохозяйственные земли в зонах рискованного земледелия - там, где климат не очень благоприятен для выращивания большинства сельскохозяйственных культур. Леса и лесополосы, при наилучшем их размещении среди сельскохозяйственных земель, способны обеспечивать благоприятные для сельского хозяйства условия на площади, которая многократно (до 10-20 раз) превышает площадь, занятую самим лесом.

С лесами связано существование основной доли биологического разнообразия Земли - разнообразия существующих на нашей планете живых организмов и экосистем. Леса являются главной средой обитания примерно для трех четвертей всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете, и большинство этих видов без леса существовать просто не может. Сохранение разнообразия лесов Земли, и в первую очередь - диких лесов, до сих пор живущих по законам дикой природы при минимальном вмешательстве человека, имеет ключевое значение для сохранения всего разнообразия жизни.

По мере развития человеческой цивилизации, увеличения численности населения, требований к качеству окружающей среды, потребностей в чистой воде, воздухе и тому подобных благах, даваемых лесом, средообразующее значение леса в жизни человечества возрастает. А самое главное - на смену простому осознанию этой роли постепенно, хотя и очень медленно, приходит готовность что-либо делать для того, чтобы роль леса в сохранении благоприятной окружающей среды никогда не иссякла.

Лектор 2.

Экономическая роль леса.

Лес издревле является источником множества разнообразных материальных ценностей и продуктов, без которых человечество обойтись не может и вряд ли сможет в обозримом будущем, и основой существования целой отрасли промышленности, которая так и называется - лесная промышленность. Лес является источником древесины и продуктов ее переработки: строительных материалов, мебели, бумаги, разных видов древесного топлива и других, многочисленных пищевых и лекарственных ресурсов и многих других материальных ценностей. Основным материальным ресурсом леса, используемым людьми, в большинстве стран и регионов мира является древесина; однако, нередко основой существования целых деревень и поселков является использование других ресурсов леса - грибов, ягод и разнообразных плодов.

Когда-то человечество в принципе не могло обойтись без использования древесины: она была одновременно и главным строительным материалом, главным источником тепла и основой для массового производства "главного спутника прогресса" - бумаги. Сейчас, конечно, ситуация изменилась: современное жилье при необходимости может быть построено вообще без использования изделий из древесины, дрова, как источник энергии, почти утратили свое былое значение, и даже бумага отчасти потеряла свою былую роль из-за широкого распространения электронных носителей информации.

Однако, полностью от использования древесины человечество отказаться не может, да и вряд ли к этому будет стремиться в сколько-нибудь обозримом будущем. Дело в том, что мало от чего можно отказаться "просто так" - почти всегда нужна какая-то замена: например, на смену деревянным домам приходят каменные, на смену дровам - ископаемое топливо, на смену бумажной упаковке - пластик. Далеко не всегда такая замена оказывается благом. Например, ресурсы ископаемого топлива, пришедшего на смену дровам, истощимы, их использование связано с необратимым ростом концентрации углекислого газа в атмосфере и всеми вытекающими из этого последствиями, да и стоимость этого топлива, по мере истощения его запасов, неуклонно растет. Массовое использование пластика вместо бумажной и деревянной упаковки резко обострило проблему мусора - в отличие от дерева и бумаги, пластик в природной среде почти не разлагается. Древесина и большинство других ресурсов леса - возобновимы (разумеется, лишь при правильном обращении с лесами), продукты их переработки легко и без остатка разлагаются в природной среде, как правило, совершенно безопасны для здоровья человека и обладают многими другими достоинствами. Поэтому сейчас, в эпоху осознания средообразующей роли леса, происходит не отказ от использования материальных лесных ресурсов, а наоборот - увеличение их использования вместо невозобновимых природных ресурсов или продукции, производство которой связано с наиболее "грязными" технологиями.

Использование древесных ресурсов леса для некоторых целей (производство целлюлозы и бумаги, лесопиление) требует создания крупных производственных комплексов, для обслуживания которых необходимы сотни, а иногда и тысячи работников. Благодаря этому крупные предприятия лесной отрасли нередко являются "градообразующими" - то есть служат главными работодателями в городе или поселке, основными источниками доходов жителей и городских или поселковых бюджетов. Жизнь таких городов и поселков в очень большой степени зависит от работы этих лесных предприятий, а значит, от того, насколько эти предприятия могут быть обеспечены древесиной нужного качества и на подходящих для них условиях. Таким образом, получается, что жизнь таких городов и поселков в целом зависит от использования древесных ресурсов леса.

Лектор 3.

Социальная роль леса.

Лес является неотъемлемым элементом той природной среды, под воздействием которой исторически формируются культура и самосознание народов, населяющих лесные территории. В сказках, легендах, преданиях народа любой лесной страны самое видное место отводится если не лесу как таковому, то, по крайней мере, его обитателям, реальным и вымышленным. В истории лесных народов трудно найти хоть какой-то вид деятельности, который не был бы тем или иным образом связан с лесом - или с непосредственным использованием леса и его ресурсов, или с постоянной конкуренцией с лесом за землю. Во многом это обусловило традиционно двойственное отношение лесных народов к лесу: с одной стороны, как к защитнику, источнику разнообразных благ и полезностей, а с другой стороны - как к главному конкуренту за землю, символу дикости и запустения. Это двойственное отношение к лесу местами можно заметить у людей и в наше время, когда лес почти начисто утратил способность конкурировать за землю с человеком, вооруженным современной техникой и огнем.

Несмотря на такую "историческую память", для большинства людей лес является одним из любимых мест отдыха - особенно в сочетании с водоемами и минимальной инфраструктурой. Это особенно ценно в регионах с высокой плотностью населения и в окрестностях больших городов - именно благодаря лесу многие люди все еще имеют возможность хотя бы иногда вырваться из "каменных джунглей" и увидеть своими глазами, как выглядит живая природа.

Современная медицина вполне официально признает ценность нахождения в природной среде для восстановления и поддержания здоровья человека, причем особая роль в этом уделяется именно лесу, с его вековым спокойствием и благоприятным микроклиматом, формирующимся под пологом деревьев. Чем выше плотность населения в той или иной местности, и чем меньше в ней леса - тем обычно выше ценится ценность леса как места отдыха по сравнению со всеми другими его ценностями и полезностям. Например, в самом густонаселенном регионе России - Московской области вместе с Москвой - количество людей, хотя бы иногда использующих леса и лесопарки для отдыха, в2,5-3 тысячи раз превышает количество людей, занятых в лесном и лесопарковом хозяйстве или профессионально связанных с использованием природных ресурсов подмосковного леса.

Лесное хозяйство и использование лесных ресурсов в значительной степени обеспечивает занятость населения и обеспечивает людей средствами к существованию, причем в первую очередь там, где эта занятость наиболее важна, а проблемы, связанные с безработицей, наиболее болезненны - в сельских населенных пунктах. В лесном хозяйстве очень много ручного, слабо механизированного труда, причем некоторые виды работ вообще с трудом поддаются механизации: лесовосстановление, уход за молодыми лесами, противопожарное обустройство и борьба с лесными пожарами, создание инфраструктуры для отдыха и туризма, охрана лесов, лесоустройство и другие. С одной стороны это плохо, поскольку ручной труд обычно тяжел и утомителен. С другой стороны это хорошо - поскольку позволяет, и даже делает необходимым, обеспечивать работой большое количество людей самой разной квалификации, даже тех, кто не имеет необходимого профессионального образования. Это очень важно для тех деревень и поселков, где постоянной, устойчивой работы нет или почти нет: развивающееся лесное хозяйство является, или может стать, источником такой работы. Для многих деревень в лесных регионах России, особенно в зоне рискованного земледелия, развитие полноценного лесного хозяйства является практически единственным шансом сохраниться и выжить.

Лес является одним из защитников свободы и независимости народа. Исторически лес нередко становился последним убежищем тех, кто боролся за свою свободу или пытался избежать какого бы то ни было угнетения или притеснения - со стороны государства, помещиков или иноземных завоевателей. В наше время эта роль леса проявляется все реже и реже, хотя и сейчас лес нередко становится последним убежищем отшельников, не находящих себе места в современном обществе. Однако, сохраняется роль леса как одного из источников экономической самостоятельности граждан. Разнообразные ресурсы леса (не только древесина, но и грибы, ягоды, лекарственные растения, береста и другие материалы для мелких поделок) обеспечивают работой, доходами и отчасти едой значительную часть жителей лесных деревень и поселков. Это позволяет людям даже в условиях кризисов и катастрофических перемен не становиться иждивенцами государства, а самостоятельно обеспечивать себя хотя бы необходимым минимумом условий для достойной жизни. В странах с развитой индивидуальной частной собственностью на леса доходы от лесных владений способствуют формированию слоя экономически самостоятельных, благополучных и независимых граждан-собственников. В странах с преобладанием общественной собственности на леса аналогичную роль может выполнять аренда лесов - разумеется, при наличии разумного и справедливого лесного законодательства. Благополучные и независимые граждане, в свою очередь, являются главным оплотом любого развитого и успешного государства - поскольку именно они в первую очередь заинтересованы в грамотных законах и эффективно работающих чиновниках.

СТРАНИЦА 2

«Природа

в зеркале искусств »

Ведущие.

1 - А сейчас мы предлагаем вам вспомнить о том, как воспевают красоту природы выдающиеся художники, поэты, писатели и музыканты.

2 - А поможет нам в этом страница вторая «Природа в зеркале искусств».


Чтец 1:

Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою…
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы -
И до земли ей поклонись.
Лишь только солнышко весной
Лучи рассыплет над полями -
Уже ручей звенит струной!
Уже гроза гремит громами!

Чтец 2:

А там лесные соловьи
Опять засвищут до восхода!...
Ты слышишь: дарит нам природа
Напевы лучшие свои.
Где красота - там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым
И если хочешь быть красивым,
Ты добротою поделись!

Ведущие.

1 - Вы прослушали стихотворение В. Суслова. Многим знакомы произведения К. Паустовского, Л. Толстого, Д. Мамина - Сибиряка, И. Соколова - Микитова, М. Пришвина, А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева и других великих писателей и поэтов. 2 - Мы предлагаем вспомнить и прочитать стихи известных поэтов, которые раскрывают красоту родной природы. Может быть, у кого - то есть свои стихотворения о природе?

(Обучающиеся читают свои любимые стихи)

Чтец 1:

Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают
Мне очень жалко тех людей,
Которых на свете ничего не удивляет!
Рождаются великие творенья
Не потому ли, что порою где - то
Обычным удивляются явленьям
Ученые, художники, поэты.


Чтец 2:

Я удивляюсь и цветам, и птицам,
Хоть мне их не понять, как ни пытаюсь.
Я удивляюсь и словам, и лицам,
Чужим стихам и птицам удивляюсь.
Текут ручьи, звенят их голоса,
Я слышу моря гул и птичье пенье,

Земля нам дарит щедро чудеса
И ждет взамен труда и удивленья.

Ведущие.

1 -Это замечательные стихи Кайсына Кулиева. Тот, кто любит природу, наблюдает за ней постоянно. И каждый раз видит удивительные события.


2 - С незапамятных времен люди пытались изображать на стене пещеры, на камне то, что казалось им прекрасным. В своих творениях они отражали мир человека и природы.
Совершим небольшое путешествие в природу с помощью картин великих художников.

(Демонстрируется выставка картин И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи и других художников о лесе).

Лекторы рассказывают о картинах.


Чтец 1:

Я хочу увидеть музыку,
Я хочу услышать музыку.
Что такое это, музыка?
Расскажите мне скорей!
Птичьи трели - это музыка,
И капели - это музыка,
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.

Чтец 2:

Видишь, лист кленовый кружится,
Тихо кружится под музыку,
Видишь, тучка в небе хмурится -
Будет музыка дождя.
И у ветра, и у солнышка,
И у тучи, и у дождика,
И у маленького зернышка
Тоже музыка своя.


Учитель:

Ребята, назовите известные вам музыкальные произведения о природе.

А теперь прослушайте и попробуйте представить картины, услышать звуки природы в следующих музыкальных отрывках.

(Прослушиваются фрагменты музыкальных произведений П.И. Чайковского, М. И. Глинки и др.)





СТРАНИЦА 3

«В родном краю… »

Ведущий 1: К. Паустовский писал: «...Родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа»

Ведущий 2: Располагаясь в пределах лесостепной зоны, Курская область издавна имела благоприятные условия для произрастания как лесной, так и степной растительности. В настоящее время большая часть области распахана и занята посевами сельскохозяйственных культур. Естественная растительность покрывает около 23% территории, в том числе леса и кустарники - около 10%, травянистые и болотные сообщества - 13%.

Ведущий 1: Растения. Они всегда с нами: первый весенний цветок, сосновая ветвь, густые луговые травы, скромный кустик лесных ягод, тяжёлые гроздья рябины и маленький проросток дуба, который может стать мощным деревом, если никто не оборвёт эту только что начавшуюся жизнь.

Ведущий 2: Флора области насчитывает около 1500 видов высших растений. Низшие растения до сих пор полностью не выявлены, имеются только некоторые сведения о них. Преобладающими группами растений являются многолетние и однолетние травы. На долю деревьев приходится 5,5% видов флоры, кустарников - 7,1%, кустарничков и полукустарничков - 2,6%, многолетних трав - более 50%, однолетних - более 25%.

Ведущий 1: Лесные массивы распределены по территории неравномерно. Больше всего лесов на северо-западе области, меньше всего в юго-восточных районах. Так, вЖелезногорском и Дмитриевском районах леса занимают 17-20% площади, Мантуровском, Черемисиновском, Советском районах - от 1,5 до 3,5 %. В целом по области лесистость составляет более 8%.

Ведущий 2: Дубравы являются основным типом лесов области. На их долю приходится 60% всех лесных насаждений. Дубовые леса покрывают отдельными массивами водоразделы (водораздельные дубравы), крутые берега речных долин (нагорные дубравы), поймы (пойменные дубравы), балки и овраги (байрачные леса).

Ведущий 1: Основной породой является дуб обыкновенный, который имеет две формы - раннюю и позднюю. Ранний дуб распускается дней на 20 раньше позднего и осенью сбрасывает листву. У позднего дуба высохшие листья не опадают в течение всей зимы. Дуб имеет мощные корни, уходящие в почву на глубину более десяти метров. Он неплохо переносит засуху, является одним из самых красивых и долговечных деревьев, хорошо выполняет водоохранную и почвозащитную роль. Дуб имеет прочную древесину, что послужило причиной его вырубок. Вместе с дубом в лесах растут клён остролистный, ясень обыкновенный, вяз гладкий, липа мелколистная. Под пологом этих деревьев произрастают клён полевой и клён татарский, а на более светлых недостаточно увлажнённых участках - груша обыкновенная, яблоня дикая, рябина обыкновенная, ива козья, ильм шершавый.

Ведущий 2: В дубравах чаще всего встречаются лещина обыкновенная (орешник), бересклеты (бородавчатый и европейский), крушина ломкая, реже шиповник, малина обыкновенная, калина обыкновенная, жимолость лесная, свидина кроваво-красная, на опушках леса - заросли тёрна. Богат травянистый покров дубрав. Ранней весной здесь зацветают эфемероиды - многолетние растения с коротким периодом вегетации и длинным периодом покоя:пролеска сибирская, чистяк весенний, ветреница лютичная, первоцвет весенний, гусиный лук. В дубравах распространены сныть обыкновенная, ландыш, осока волосистая, копытень европейский, звездчатка дубравная, папоротники, майник двулистный; из злаков - бор развесистый, перловник поникший. В конце лета в лесах растут белые грибы, сыроежки, лисички, подберёзовики. Мхов и лишайников мало. В результате вырубок дуба формируются мелколиственные леса, чаще всего берёзовые.

Ведущий 1: Берёзовые леса занимают всего 3,1% лесной площади. Древостой в березняках состоит из берёзы повислой. Подлесок почти всегда отсутствует. Травяной покров здесь представлен в основном злаками (мятлик лесной, полевица обыкновенная, овсяница луговая, душистый колосок) и разнотравьем (лютик едкий, земляника лесная, тысячелистник обыкновенный), реже бобовыми.

Ведущий 2: Осиновые леса являются тоже вторичными, выросшими на месте вырубок. Они занимают около 6% лесо-покрытой площади. Эти леса приурочены в основном к влажным пониженным участкам пойменных дубрав и степным западинам. В трявяном покрове осветлённых осинников широко распространены сныть обыкновенная, купырь лесной, борщевик сибирский, лютик едкий.

Ведущий 1: Сосновые леса приурочены в основном к песчаным террасам Сейма, Свапы, Псла, и занимают около 6% лесопокрытой территории. Естественные сосновые леса сохранились только в урочище Обжи Хомутовского района, а также небольшие площади в окрестностях Курска (в Горелом и Харьковском лесах) и Льгова; большая часть сосновых лесов создана человеком. Много таких лесов в Дмитриевском, Рыльском, Железногорском, Льговском, Глушковском районах. Здесь имеются насаждения до 150-летнего возраста.

Ведущий 2: Травянистый покров очень разрежен и представлен мятликом лесным, тонконогом стройным, цмином песчаным, очитком едким, заячьей капустой. В сосновых лесах у Михайловки, Карыжа, Кудинцево, в Горелом лесу имеются виды северной флоры - черника, брусника, клюква, грушанка круглолистная, плаун булавовидный, мох сфагнум. Из грибов в сосновых лесах преобладают маслята. Сосняки, как и другие виды лесов, являются ценным природным ресурсом, поэтому их надо охранять от пожаров и самовольных порубок.

Ведущий 1: Ольшаники приурочены к пониженной притеррасной части поймы и представлены в основном ольхой клейкой. Деревья увиты хмелем и паслёном сладко-горьким. В ольшаниках можно обнаружить кусты смородины и малины. В травянистом покрове распространены различные виды осок, таволга вязолистная, папоротники.

Ведущий 2: Ивняки расположены в основном в прирусловой части пойм. Заросли их состоят из различных видов (до 20) ив, увитых "лианами" (паслён, хмель и др.). Здесь произрастают осоки, лютики, тростники, камыши.

Ведущий 1: Для повышения продуктивности лесов предприятия Управления лесами выполняют комплекс лесохозяйственных мероприятий по своевременному восстановлению лесов высокоценными породами (дуб, сосна), реконструкции малоценных и низкопродуктивных насаждений, проведению рубок ухода и санитарных рубок. В лесах сельхозпредприятий и сельских населенных пунктов нередки случаи самовольных порубок и захламления, лесохозяйственные мероприятия проводятся редко.

Ведущий 2: На территории области есть растения, которые в прошлом были широко распространены, а в настоящее время сохранились в отдельных местах в небольшом количестве и отнесены к охраняемым растениям Курской области. К ним относятся растения, произрастающие только в нашей области и на Среднерусской возвышенности: волчник боровой, дендрантема Завадского, проломник Козо-Полянского, а также растения, которые используются человеком в разных целях: лекарственные (валериана русская, золототысячник красивый), красиво цветущие (кувшинка белая, гвоздика пышная) или же растения на крайней границе своего распространения (северные виды: брусника, клюква, ель обыкновенная; южные виды: пион тонколистный, каштан татарский, ковыль украинский).

Ведущий 1: В настоящее время на территории области около 200 видов флоры являются редкими, более 60 видов - охраняемыми. Из них занесены в Красную книгу СССР (1974 г.) следующие виды: башмачок настоящий, волчник боровой, шиверекия подольская, пион тонколистный, прострел луговой, ятрышник шлемоносный, пыльцеголовник длиннолистный, проломник Козо - Полянского. Некоторые виды исчезают в результате усиленного сбора лекарственных растений.

Ведущий 2: Наша область обладает значительными запасами и разнообразием лекарственных растений и задача заключается в том, чтобы эти запасы использовались рационально. В области разработан режим заготовок лекарственных растений по административным районам. При заготовке лекарственного сырья надо помнить, что нельзя срезать все растение и тем более вырывать с корнем. Надо срезать только цветущую часть стебля. Неурегулированный сбор лекарственных растений может привести к их исчезновению.

Ведущий 1: Сегодня Курская область еще очень далека от экологического благополучия: не остановлен процесс деградации почвенного покрова; природная среда загрязняется отходами производства и потребления, выбросами и сбросами вредных веществ при эксплуатации транспорта и производственного оборудования; остаются актуальными проблемы Михайловского горнообогатительного комбината, Курской атомной электростанции, комплекс градостроительных проблем; не залечены раны, нанесенные аварией на Чернобыльской АЭС; особую тревогу вызывает нарушение геологической среды, гидрологического и гидрогеологического режимов и многое другое.

Ведущий 2: Вместе с тем, перечисленные проблемы не относятся к числу нерешаемых. При наличии достаточных экологических знаний и убеждений у руководителей и специалистов всех уровней, а также при достаточном финансировании возможно развитие современной промышленности и ведение продуктивного сельского хозяйства наряду с надежной охраной природы.

Учитель: Помните слова М.М.Пришвина, обращенные к вам:
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы… рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину».

СТРАНИЦА 4

«Мы за всё в ответе!»

( ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ)

Вместе: (выход с песней)

Вместе весело шагать по просторам,

И природу защищать лучше хором.

Воздух чистый нужен всем - это знаем мы

Нельзя реки засорять - все признать должны.

От пожара лес спасти сможем без труда

И зверюшек не обидим никогда!

Вместе весело шагать по просторам,

И природу защищать лучше хором.

1 - Леса топорщатся и степь клубится,

2 - Жара изводит и снега блестят.

3 - Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

4 - Мы не хотим стоять в стороне,

Мы за порядок на нашей земле!

5 - Вот экология -модное слово,

Раньше природа не знала такого.

6 - Банки, бутылки в кусты не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали.

7 - Те, кто на свалках сжигают отходы,

Все отравляют, и воздух, и воду!

1 - Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

2 - Если хотите, чтоб мир был зеленым,

Не вырубайте березы и клены!

3 - А знаете ли вы, что из осины делают спички?

4 - А берёзу используют для изготовления лыж!

5 - А клён имеет такой же сладкий сок, как и берёза!

6 - Ель используют для изготовления пианино!

7 - А сосновая смола, пролежавшая миллионы лет в земле - это янтарь, из него делают украшения и скульптуры.

1 - Леса богаты ягодами и грибами!

Песня (на мотив «Голубой вагон»)

А леса у нас все вырубаются
Встречи с ними ты уже не жди.
Слой озоновый почти кончается
Что же будет с нами впереди?

Тоннами, тоннами все деревья рубятся
И собираются в целые моря.
Каждому, каждому в лучшее верится
Что не останется без лесов Земля.

Вместе: Берегите лес!

2 - Внесите свой вклад в его сохранение!

3 - Соблюдайте правила: (плакаты)

4 - В лесу будьте осторожны с огнем,

5 - Охраняйте, берегите муравейники, они - санитары леса,

6 - Не оставляйте мусор на лесных полянах!

7 - Собирайте макулатуру!

1 - 60 кг макулатуры сохраняет жизнь взрослого дерева, имеющего возраст 50-60 лет!

2 - Ребята! Мы должны не только чувствовать красоту и величие природы.

Вместе: Мы должны беречь это богатство!

3 - Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,


4 - Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.


5 - Давайте сохраним
Ромашку на лугу


6 - Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.


7 - Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,


1 - Давайте - ка мы все
Навек объединимся,


2 - Давайте наши души сохраним,


3 - Тогда мы на земле
И сами сохранимся.

4 - Леса - среда обитания для животных.

5- А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1т. хлеба?

6 - А знаете ли вы, что 1 гектар леса за один день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?

7- А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?

1-А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

Песня «Учат в школе».

Рисовать осу, пчелу.
Узнавать грибы в лесу.
Учат в школе.
Птиц подкармливать зимой,
А потом встречать весной.
Учат в школе.

С экологией дружить
И воспитанными быть.
Учат в школе.
Гнёзда птиц не разорять.
Из рогаток не стрелять.
Учат в школе.

В реки мусор не бросать.
Всех животных охранять.
Учат в школе.
С экологией дружить
И воспитанными быть.

Учат в школе.

2- Ребята! Мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков!

3 - Охрана природы - святой долг - каждого!

4- Бережно относитесь ко всему живому!

5- Берегите каждое деревце, веточку, цветок!

6 - Не ломайте деревья, убирайте за собой мусор на лесных полянах, не допускайте пожара в лесу!

7 - Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей!

Вместе: Берегите природу!

Песня «Лесной марш»
(Музыка: Юрий Чичков. Слова: П. Синявский)

Нам птицы просигналили подъём,
Привычными тропинками проходим мы.
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой родины.

Припев:

Мы сами написали в лесной зелёной книжке,
О том, что есть у леса надёжные друзья,
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.


Мелькают наших песен огоньки,
Шагаем мы лесами-перелесками,
Под кедрами красавицы - тайги,
Под соснами полесскими.

Припев.

Нам Солнце улыбнётся веселей
И каждый день нам радостным покажется,
Когда пройдут по всей родной земле
Отряды наших саженцев.

Припев.

И добрые волшебники леса
Похожи на поэтов и художников.
Природа дарит людям чудеса,
А мы её помощники.

Припев.



© 2010-2022