- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Что значит знамя для солдата
Классный час Что значит знамя для солдата
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галиева В.З. |
Дата | 15.07.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И. Францева»
«Что значит знамя для солдата»
Методическая разработка
классного часа
Автор: Галиева Винера Зиятдиновна,
классный руководитель 5В класса
учитель высшей категории
г. Чернушка
2014 г.
Что значит знамя для солдата
Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с одним из основных символик государства: флагом; создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма; показать, что государственная символика-это общечеловеческая ,государственная ценность.
Педагогические задачи: воспитывать уважительное отношение к флагу своего государства и других стран ,гражданско-патриотическое чувства, чувства гордости и уважения к своей стране; способствовать осознанию учащимися государственной символики как общественной ценности.
Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьникам социальных знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: получат представление о символе государства- флаге, о наиболее значимых страницах истории страны.
Личностные : проявляют познавательный интерес к изучаемому материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
-познавательные : общеучебные -формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические- совершенствуют мыслительные операции;
-коммуникативные -слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для регуляции своих действий.
-регулятивные- принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществлять контроль деятельности.
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация, государственный флаг.
Предварительная работа: Из класса выбирается по желанию шесть учащихся, которые совместно с учителем будут готовить мероприятие. Назовем их экспертами и разделим на три экспертных группы, каждая группа будет выполнять собственное задание: - изучить теоретический материал по своему вопросу
Ход занятия
1.Вступительное слово.
Учитель: 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. Конституция-это основной закон нашего государства, а законы надо знать, уважать и выполнять.
Одним из основных законов, записанных в российской Конституции, является Закон о государственной символике. Государственная символика-это герб, флаг и гимн государства. Символам нашего государства посвящен сегодняшний классный час.
2.Основная часть.
Учитель: Мы живем в России. Что означает для нас слово «Россия»? (Это Родина, Отечество.)
Ученик:
Ты посмотри по сторонам!
Всё это наше, это нам!
Страны бескрайние просторы,
Луга, поля, моря и горы,
Озера, степи и леса,
Колхозы, фабрики, заводы -
Нам покоряется природы
Руками нашего народа
В стране творятся чудеса.
(С.Михалков)
Учитель: Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. У каждого государства есть свои государственные символы. Сегодня, ребята, мы начнем говорить о государственных символах России.
- Символы России… что это такое? (Ответы учащихся).
- Что такое символ?
Сообщение ученика: СИМВОЛ (от греческого symbolo - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной… (Современная энциклопедия).
Учитель: - Что входит в состав государственных символов? (Ответы учащихся).
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы - общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
Наш сегодняшний классный час посвящен одному из символов России - государственному флагу.
Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
- Кто сможет описать государственный флаг Российской Федерации? (Ответы детей)
Ученик:
Этот флаг, этот стяг, это знамя…
Нет дороже его и родней!
Над Кремлём полыхает, как пламя,
Над домами деревни моей
Белый цвет - благородство и слава,
Синий - верность Отчизне и честь,
Красный - мужество гордой державы -
И достоинств сих - не перечесть!
Белым цветом весною сады разлились над рекою,
Васильковые, синие очи - примета любимой России!
Красной кровью наш флаг обагрили солдаты - герои,
Триколор - это мудрость, отвага, народная сила!
Белый цвет - на висках дорогих ветеранов,
В синей грусти - колодец, река и родник…
Пролетела война над Россиею красным бураном,
Весь наш русский народ уважением к флагу проник!
Славься, наше Отечество, дружбой людскою!
На колени не станешь вовек, никогда!
Весь российский народ так гордится тобою!
Среди стран и народов, Россия, ты лучшею будешь всегда!
Учитель:
Флаг - это отличительное обозначение государства, у каждой страны свой флаг. День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа каждого года. Он был утвержден в 1994 году указом президента Российской Федерации. Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя - синего цвета и нижняя - алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.
Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
Работа в группах:
9 слайд
1 группа.
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
10 слайд
2 группа:
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
11 слайд
3 группа:
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко... (красным)
Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.
Выступления групп
I группа
Ученик 1 . Иначе флаг называют знаменем. Знамена появились в древности, они были у многих народов и назывались стягами .Слово «знамя» произошло от славянского слова «знамение», то есть обозначение чего-то важного, необычного ,что должно быть выделено и должно запомниться людям. Современный российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех прямоугольных полос: верхней- белого, средней- синего, нижней- красного цвета.
Ученик 2. Эти цвета не случайно появились на нашем знамени. Цветам российского флага приписывается множество символических значений. С древних времен на Руси эти цвета означали:
-
Белый цвет-благородство и откровенность;
-
Синий цвет- верность, честность, безупречность и целомудрие;
-
Красный- мужество, смелость, великодушие и любовь.
Ученик 3 .Эти же присутствовали на династическом флаге царской семьи Романовых. Сочетание этих цветов трактовалось как триединство православной церкви, царской власти и народа. Белый цвет символизировал православную веру; синий- царскую власть; красный-русский народ.
Ученик 4 . Трех цветов Российский флаг.
Каждый цвет- для всех знак.
Есть на флаге красный цвет,
Героизмом он согрет.
.……………………………………………
Синий цвет на флаге -верность,
Твердость духа ,неизменность.
……………………………………………..
Белый- это чистота,
Благородство, высота.
……………………………………………
Трех цветов Российский флаг.
…. .. ..……………………………………..
Это-флаг любви, победы.
Не страшны с ним бури, беды.
Русь под знаменем стоит
В испытаньях, как гранит.
Учитель. Часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют веру, надежду и любовь.
Когда поднимают флаги? Во-первых, под флагом ,знаменем солдаты идут в бой защищать свою Родину. Флаги поднимают, когда команда страны побеждает в международных спортивных соревнованиях. Их вывешивают в праздничные дни над домами и на улицах, а над государственными учреждениями флаг должен висеть постоянно как символ власти.
II группа
Ученик1: У российских боевых знамен долгая и славная история. Прообразами знамен с древнейших времен были военные знаки в виде шестов с различными фигурами на вершинах, иногда украшенные цветными лентами. Они помогали ориентироваться в бою. Известны подобные изображения на древних рельефах Египта и Ассирии. В Древнем Риме на шесты стали прикреплять полотнища яркого цвета, разнообразные по форме и размерам. Боевое знамя - стяг («стягивающее» отдельные отряды) изготавливалось из дорогостоящих материалов и украшалось вышивкой, бахромой, кистями, лентами. После крещения Руси на стягах изображались лики Спасителя, Богородицы, святых. Позднее изображения на знаменах становятся более условными, связанными с геральдическими и символическими знаками, особое значение приобретает цвет. Наиболее распространенным знаком на знамени в христианских странах был крест.
Ученик2: Вера в святость знамен была непоколебимой, так как знамя являлось олицетворением чести и достоинства войска и заменяло Евангелие в церемонии присяги.
Потеря знамени, захват его неприятелем означали позор и подлежали суровому наказанию. Пётр Первый, составивший первый военный устав в России, утвердил эту традицию: «кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен!»
Ученик 3: Охрана боевого знамени доверялась самым доблестным воинам: «когда опасный случай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и тако себя оным спасать.» Верность клятве и мужество, проявленные воинами при спасении знамен, всегда считалось подвигом, поощрялись и служили примером для будущих поколений.
Ученик 4: Наука о знаменах - вексиллология так сообщает о значении боевых знамен: «кроме функций идентификации и сигнализации они издревле связаны с самосознанием, достоинством и духовными ценностями клана или нации».
Ученик5: Захват неприятельского знамени всегда считался высшей доблестью в бою. В схватках слава доставалась тому, кому удавалось пробиться к неприятельскому стягу, подрубить его и водрузить свое знамя. Такой поступок означал решительную победу над врагом.
III группа
Ученик 1. У древних славян знаменами служили пучки травы или конские хвосты, привязанные к древку. Древко - это ручка или палка, на которую крепится знамя. Позднее пучки травы и конские хвосты заменили полотнища ткани, которые имели самые разнообразные формы и цвета. Русские знамена с давних пор называли стягами- от слова «стягивать» (собирать воинов, идущих на бой с врагом). Специально назначенный воин-знаменосец, или, как его называли, стяговик, обязан был разворачивать знамя в бою, он головой отвечал за сохранность. Воинский отряд, полк считался непобедимым до тех пор, пока живо было его знамя.
Ученик 2.Был закон: покуда знамя
Развевалось над полком,
Пусть победа не за нами,
Все равно дерись с врагом.
Но когда оно упало
И исчезло без следа-
Это здесь, то всё пропало,
Рассыпайся, кто куда.
Ныне этого не будет,-
Говорит великий князь.
Знамя чревлено целует
И идет, перекрестясь.
………………………………………
Всем понятна мысль простая!
Нет обратного пути!
Наше знамя-Русь святая,
Что у каждого в груди.
А.Астафьев
Ученик 3. Во времена боев с татаро-монголами на Руси появились хоругви-цветные полотнища ткани с изображением ликов святых. Например, посмотрите, как выглядело знамя Ивана Грозного.
Со временем менялась форма знамен, их цвет. Были в России и желтые, и зеленые, и красные флаги. В XVI-XIX веках знамена украшали кистями, вышивали золотом на них не только Христа, но и портреты российских императоров. Также знамена украшали государственными наградами ,георгиевскими лентами. При Петре I, в XVIII веке был принят бело-сине-красный стяг, он стал государственным. Также был утвержден Военно-морской Андреевский флаг (две перекрещенные синие линии на белом фоне), а также штандарт, или флаг императора.
Ученик 4. Шили флаги косынею
В давнем веке у нас.
И летел над Россиею
Шитый золотом Спас.
Под багряно-червлеными
В том великом году,
Под святыми знаменами
Дмитрий шел на Орду…
Ученик 5. И вскружил над столицею
Синий стяг Ермака,
И могучею птицею
Полетел сквозь века.
И победными красками
Созывало на бой Знамя князя Пожарского
Над горящей Москвой.
Ученик 6. А с полками Суворова
В честь Российской земли
Стяги с лентой Георгия
Через Альпы прошли.
И забыть нам не велено
Славный крейсер «Варяг»
И горящий простреленный
Тот Андреевский флаг.
А.Жигулин
Ученик 7. После Октябрьской революции 1917 года был учрежден красный флаг с изображением серпа, молота и золотой звезды.
Ученик 8. Советское красное знамя имело достойную историю, оно стало знаменем победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Под красным флагом шли в бой солдаты защищать Родину от немецко-фашистских захватчиков. Ценой своей жизни советские воины спасали свои половые знамена.
В занятых врагом городах и селах школьники тайно прятали от врага знамена своей пионерской организации. школы, флаги государственных учреждений и попавших в окружение воинских частей, при этом многие из них погибали сами и теряли своих родных. Это был во имя Родины, во имя Победы, во имя жизни.
Красный флаг со звездой является знаменем Победы и в наши дни, в новой России, в нашем государстве - Российской Федерации.
Ученик 9. В 2002 году Государственная Дума приняла Закон о государственном флаге России, по которому трехцветный (бело-сине-красный) флаг-триколор - был признан государственным флагом России. Были учреждены также красный флаг Победы с золотой звездой, Военно-морской Андреевский флаг и штандарт, или флаг президента.
Ученик 10. То не солнце встало золотое
Не заря зарделась
Это наше знамя полковое
Вьется, словно пламя на ветру.
Ученик 11. За честь полка встало золотое
Оно к победам нас ведет!
Оно зовет, прославленное нами:
«Солдаты! За Родину! Вперед!»
Не щадя ни крови и ни жизни,
Мы клянемся Родине служить,
Гордой славой ,знаменем Отчизны,
Как зеницей ока дорожить.
Наш народ победами гордится
Враг разбит, а друг освобожден,
Не забудут многие столицы
Славу наших доблестных знамен.
В.Гурьян
Заключение
Учитель: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя - это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг. Государственные символы есть не что иное, как связь между прошлым и будущим. И возможно, именно нынешние символы, которые включают в себя элементы предыдущего опыта, сплотят россиян, воодушевят нас на созидательную деятельность во имя процветания России - нашей Родины.
Государственный флаг России все чаще можно видеть в жизни и по телевидению. Это верный признак того, что в стране возрождается дух национального единения. В этом символе граждане России находят подтверждение своим надеждам на скорейшее возрождение нашей страны и улучшение жизни всех ее граждан. Нужно только не забывать, что Государственный флаг России - это не просто древко с полотнищем, а государственный символ Родины.
Задание для учеников:
- В чем общие черты и отличия между древком с бело-сине-красным полотнищем и Государственным флагом России?
- Что такое государственная символика и чему она служит?
- Какова краткая история российского флага?
- Что могут выражать цвета российского флага?
- Что могут выражать цвета и знаки на флагах других государств?
- Чему служит праздник - День Государственного флага России?
- О чем свидетельствует все более частое появление российского флага в жизни и телепередачах?
(Ответы детей)
Учитель: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины - России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Использованная литература:
-
Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие. - М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. - 136 с.:ил.
-
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009.
-
ru.wikipedia.org/wiki/Знамя_Победы
-
chudesa.by.ru/znamya.html
(Классный час составлен на основе пособия для учащихся Я.В.Соколова «Наше государство и его символы», часть 2, параграф 4 «Наш государственный флаг»