• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Статья для научно-практической конференции Образовательная область «ТЕХНОЛОГИЯ» - главная ступень в формировании всесторонне и гармонично развитой творческой личности

Статья для научно-практической конференции Образовательная область «ТЕХНОЛОГИЯ» - главная ступень в формировании всесторонне и гармонично развитой творческой личности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кущ Л А.,

(МОУ СОШ № 31, г. Иркутск)



Образовательная область «ТЕХНОЛОГИЯ» -

главная ступень в формировании

всесторонне и гармонично развитой творческой личности

Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта в образовательную области «ТЕХНОЛОГИЯ» - не просто очередная новация. Разработки идеи такого введения предвидели, что традиционная интерпретация трудового обучения неизбежно войдет в противоречие с изменившимися социально- экономическими условиями страны, с потребностями времени. Ученые предсказывают, что XXI век станет веком науки и наукоемких технологий во всех областях человеческого бытия. Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно - научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи: сформировать у своих учеников социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни; помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой, стать «авторами» формирующейся социально - экономической среды России.

Важность формирования у молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире.

Концепция технологического образования школьников принята ныне за основу, утверждает триединую задачу образовательной области «Технология»:

- повысить интеллектуальный потенциал, образовательный и профессиональный уровень будущих членов общества, способных не только освоить, но и творчески использовать достижения научно - технического прогресса;

- обеспечить творческий подход к формированию системы обучения, учитывая познавательные способности и возможности школьника;

- воспитать учащегося как личность, способную добиться успеха в профессиональной деятельности (сделать карьеру).

Минимальное содержание технологического образования призвано способствовать формированию целостной картины знаний о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культуросообразной преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).

Очевидно, что в рамки задач «Технологии» вписываются:

- формирование у учащихся политехнических знаний об основах наиболее распространенных и перспективных технологий и экологической культуры;

- рациональное объединение при трудовом обучении в систему умственных, сенсорных и физических действий;

- развитие творчески думающей, активно действующей личности, что необходимо в условиях конкуренции, многоукладности;

- привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи;

- умение применять знания по экономике, менеджменту, маркетингу при реализации собственной продукции и услуг.

Однако в последние годы в различных педагогических кругах все явственней стал проявляться разрушительный нигилизм, сторонники которого умышленно или по недопониманию стремятся выпятить негативные стороны сложившейся в стране системы подготовки школьников к труду, сократить предназначенные для этого учебные часы. Немало случаев, когда - под предлогом организации классов с углубленным изучением отдельных предметов, - по существу, игнорируется желание многих учащихся получить необходимые трудовые навыки.

Между тем технология как учебный предмет является совершенно уникальным образованием. Если школьные общеобразовательные дисциплины, как правило, опираются на базовые науки, излагающие их основы, то всякий труд конкретен. В связи с этим невозможно научить некоему абстрактному труду и тем более нескольким разным направлениям трудовой деятельности, предусмотренным школьными программами. Да и в этом ли должна состоять цель трудового обучения?

Если рассматривать трудовое воспитание исходя из интересов школьника, а в глобальном масштабе - из интересов общества, то его главной целью следует считать самореализацию личности, развитие ее индивидуальных качеств.

Отсюда напрашивается вывод, что в трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности, предлагать более широкий спектр работ на уроках технологии, поощрять инициативу.

Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности. При рыночных отношениях общеобразовательная школа не должна обязательно давать своим воспитанникам профессию, но должна формировать личность, готовую правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно- технического прогресса и конкурентной борьбы. Успешность формирования такой личности определяется не столько содержанием трудового обучения, сколько его направленностью, подчиненностью определенным задачам, установленным приоритетам.

Этим же приоритетам должна быть подчинена, по нашему мнению, и подготовка самого учителя.

Само понятие «технология», введенное в название учебного предметного предмета, несет совершенно иное содержание, чем прежде (представление о способах получения и преобразования сырья, материалов и т.д.) Современное применение понятия «технология» охватывает как материальный, так и социальный, духовный аспекты человеческой деятельности, тесно взаимосвязанные между собой. Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» определяют технологию как область знаний, методов и средств используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено, в конечном счете, на развитие личности, ее преобразующего мышления.

Для подобных комплексных подходов к выбору способа деятельности, для реализации именного такого, а не прежнего технократического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей, если угодно - отличающееся мышление. Вот почему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций. Назовем их.

  1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки.

  2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей и легко адаптирующейся личности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на самих школьников. Они должны осознать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.

  3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты в области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.

  4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегрировано- ориентированный, проектно-созидательный.

Таким образом, формирование технологической культуры предполагает сознательное овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей. Оно предусматривает изучение современных и перспективных энерго- и материалосберегающих, безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием компьютеров, учет социальных и экологических последствий применения принятой технологии, использование психологии общения и культуры человеческих отношений в повседневной деятельности, определение потребностей в конкретной продукции и возможностей ее реализации. Тогда понятие «подготовка школьников к будущей самостоятельной трудовой жизни» приобретает требуемое наполнение и становится ясной стратегия единого образовательного пространства, ее нацеленность.

Занятия в школьных мастерских, при всем различии возможностей школьной базы и современного производства, должны приучать детей к умению делать выводы по аналогии, на основе анализа и синтеза полученных знаний. Надо утвердить школьников в понимании того, что в последнее десятилетие спрос на неквалифицированный и малоквалифицированный труд резко упал. В самостоятельной жизни твердо стоят на ногах и уверенно чувствуют себя только профессионально подготовленные люди. Всеми профессиями овладеть невозможно, но мобильно перестроиться способен тот, кто приучен к самостоятельному творческому мышлению, необходимому для решения различных производственных задач.

На занятиях по технологии важно подводить школьников к мысли, что только добросовестная работа, со строжайшим соблюдением технологических требований, будет пользоваться спросом, создавать устойчивую репутацию изготовителя. Мы сможем преодолеть отставание в конкурентоспособности нашей продукции лишь при воспитании технологической культуры у подрастающего поколения.

Школьники должны постигнуть новую для них ответственность перед самими собой, ответственность за собственное будущее. Назначение учителя представляется в развитии интеллекта у будущего члена общества, привитии ему привычки и потребности к самообразованию, выработке уже в школе установки на активную жизненную позицию.

Эти цели можно достигнуть при любой трудовой деятельности.

Накопленный опыт преподавания технологии в российской школе позволяет констатировать, что при правильно поставленных задачах повышается качество образования, развиваются качества личности, логическое мышление, умение планировать, инициатива, видение перспективы, поиск и обработка информации, овладение коммуникативными навыками (техническая графика, грамотная речь), складывается достоверное представление о производстве, экономике и предпринимательстве - через практическую работу, ориентированную на проблемный метод обучения.

Движение по жизни во многом закладывается во время учебы, и каким будет шаг, уверенным или робким, определит уровень профессиональной подготовки. Этот уровень и должен быть заложен на уроках технологии в общеобразовательной школе.


© 2010-2022