Родительское собрание по теме «Подростковый возраст и его проблемы»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» № 939



Родительское собрание

по теме

«Подростковый возраст и его проблемы»


(С мультимедийной презентацией)


Учитель

Пронина

Наталия Валерьевна





Родительское собрание по теме

«Подростковый возраст и его проблемы»

Сценарий родительского собрания.

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям подростков.

ЗАДАЧИ:

Расширить знания родителей о подросткового и юношеского возраста.

Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.

Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход собрания.


Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о хорошо вам знакомых проблемах общения с подростками.

Давайте обратимся к словам знаменитого писателя Марка Твена, который очень точно выразил изменение отношения ребенка в взрослым по мере его взросления.

«Когда мне было семь лет, мой отец знал все.Когда мне было 14, мой отец не знал ничего. Но когда мне стукнуло 21, я был просто поражен, как много старик смог узнать, за прошедшие 7 лет»

МаркТвен

Слайд 2

Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему с возрастом ребенка меняется его отношение к миру, к окружающим его людям, к сверстникам. Попробуем разобраться ?...

Слайд 3

  • собственно подростковый (11-14 лет);


  • юношество (14 - 18 лет).

Чем же отличается подростковый возраст от младшего школьного и юношеского?

Слайд 4

  • У подростка появляются новые ценностные ориентации. Стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку».


  • У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений.


  • В то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.).

Подростковый возраст относится к числу критических периодов , связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период наш ребенок имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается половое влечение, часто неосознанное.

Подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;

в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.)

Слайд 5

  • Происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя.

  • Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный личностный характер. Подростки активно стремятся приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.

Подростки очень восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.

Слайд 6

  • Основное новообразование этого возраста самосознание .


  • Чувство взрослости.


  • На первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.


  • Самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.

Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям .

Слайд 7

  • У юношей охватывает период от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма.

  • В психологическом плане главная особенность возраста - это вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии.

Слайд 8

  • Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой личностной тревожности, которую очень трудно корректировать.

Слайд 9

  • Факторы семейного воспитания

Исследования семейного воспитания выявили следующие факторы

  • Принятие подростков родителями

  • Эмоциональное отвержение

  • Директивность со стороны родителей

  • Психологическая автономия

  • Последовательность в воспитании

  • Непоследовательность

Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне зависимости от конкретных успехов ребенка. Эмоционально принимающие своих детей родители всегда сочувствующие. Они создают ребенку уверенность в своей нужности.

Эмоциональное отвержение- это отрицательное отношение к подростку, отсутствие ласки и уважения, враждебность к нему. Это отношение формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе.

Директивность родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство вины. Директивные родители показывают свою жертвенность, что впоследствии вызывает у подростка протест, негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление к независимости и самостоятельности, которые слабо связываются с ответственностью за свою жизнь.

Автономность родителей возникает при отсутствии внимания к потребностям подростка, погруженность в собственные дела и переживания. подростки излишне самостоятельны. В основе этой самостоятельности - безразличие родителей. Автономность родителей становится причиной дезадаптации подростков и ранней алкоголизации.

Непоследовательность тактики родителей проявляется в резкой смене стиля отношения - от принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению.При этой тактике подросток чувствует себя незащищенным и нестабильным.

Слайды 10-13

Памятка родителям. ( раздаточный материал)


  • Уважайте личность подростка.


  • Принимайте его таким, каков он есть.


  • Вселяйте в подростка уверенность, что его уважают.


  • Всячески поощряйте и поддерживайте в подростки такие черты характера, как дружелюбие, чувств благодарности, жизнерадостность, умение вызывать симпатию у окружающих.

  • Не ставьте подростка в затруднительное положение.

  • Принимайте всерьез то, что он говорит.

  • Советы давайте в косвенной форме, чтобы подросток не ощущал давления на себя.

  • Не настаивайте на выполнении подростком ваших советов.

  • Учитывайте повышенную эмоциональность подростка. Учите его контролировать свое поведение.


  • С позиции взаимного доверия строго аргументируйте, обосновывайте свои просьбы.


  • Принимая критику - не будьте злопамятны. Подростки не переносят никакой фальши и лжи - честность, бескомпромиссность и прямота должны составлять основу взаимоотношений.


  • Чаще делитесь опытом, высказывая советы, насколько это позволяют события

Используемая литература:

Волков Б.С. Психология подростка. - М, 2005.

Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб. 2006.

Навайтис Г.Профессиональная психологическая помощь подростку, - Москва - Воронеж, 2007.

Перротт Л.Подросток и его проблемы. - СПБ,2007.


© 2010-2022