- Преподавателю
- Классному руководителю
- Родительское собрание по теме «Подростковый возраст и его проблемы»
Родительское собрание по теме «Подростковый возраст и его проблемы»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пронина Н.В. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ» № 939
Родительское собрание
по теме
«Подростковый возраст и его проблемы»
(С мультимедийной презентацией)
Учитель
Пронина
Наталия Валерьевна
Родительское собрание по теме
«Подростковый возраст и его проблемы»
Сценарий родительского собрания.
ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям подростков.
ЗАДАЧИ:
Расширить знания родителей о подросткового и юношеского возраста.
Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.
Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход собрания.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о хорошо вам знакомых проблемах общения с подростками.
Давайте обратимся к словам знаменитого писателя Марка Твена, который очень точно выразил изменение отношения ребенка в взрослым по мере его взросления.
«Когда мне было семь лет, мой отец знал все.Когда мне было 14, мой отец не знал ничего. Но когда мне стукнуло 21, я был просто поражен, как много старик смог узнать, за прошедшие 7 лет»
МаркТвен
Слайд 2
Вы когда-нибудь спрашивали себя, почему с возрастом ребенка меняется его отношение к миру, к окружающим его людям, к сверстникам. Попробуем разобраться ?...
Слайд 3
-
собственно подростковый (11-14 лет);
-
юношество (14 - 18 лет).
Чем же отличается подростковый возраст от младшего школьного и юношеского?
Слайд 4
-
У подростка появляются новые ценностные ориентации. Стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку».
-
У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений.
-
В то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.).
Подростковый возраст относится к числу критических периодов , связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Он характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. В этот период наш ребенок имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается половое влечение, часто неосознанное.
Подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений;
в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.)
Слайд 5
-
Происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя.
-
Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п.
Основу формирования новых психологических и личностных качеств составляет общение в ходе различных видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий, спорта и пр. Определяющая особенность общения подростков - его ярко выраженный личностный характер. Подростки активно стремятся приобщиться к миру взрослых, с ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира.
Подростки очень восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях.
Слайд 6
-
Основное новообразование этого возраста самосознание .
-
Чувство взрослости.
-
На первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.
-
Самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
Характерными новообразованиями являются «чувство взрослости», развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям. Лейтмотивом развития психического в возрасте подростковом является становление нового, еще достаточно неустойчивого самосознания, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит формирование мышления абстрактного и теоретического. Важнейшее значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой подростковой общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям .
Слайд 7
-
У юношей охватывает период от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма.
-
В психологическом плане главная особенность возраста - это вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии.
Слайд 8
-
Конфликты между родителями и подростками приводят к появлению очень устойчивой личностной тревожности, которую очень трудно корректировать.
Слайд 9
-
Факторы семейного воспитания
Исследования семейного воспитания выявили следующие факторы
-
Принятие подростков родителями
-
Эмоциональное отвержение
-
Директивность со стороны родителей
-
Психологическая автономия
-
Последовательность в воспитании
-
Непоследовательность
Под принятием понимается положительное отношение к подростку вне зависимости от конкретных успехов ребенка. Эмоционально принимающие своих детей родители всегда сочувствующие. Они создают ребенку уверенность в своей нужности.
Эмоциональное отвержение- это отрицательное отношение к подростку, отсутствие ласки и уважения, враждебность к нему. Это отношение формирует у подростка агрессивность, недоверие к миру, неуверенность в себе.
Директивность родителей состоит в том, что они управляют подростком, внушают ему чувство вины. Директивные родители показывают свою жертвенность, что впоследствии вызывает у подростка протест, негативизм, отрицание родительских ценностей, стремление к независимости и самостоятельности, которые слабо связываются с ответственностью за свою жизнь.
Автономность родителей возникает при отсутствии внимания к потребностям подростка, погруженность в собственные дела и переживания. подростки излишне самостоятельны. В основе этой самостоятельности - безразличие родителей. Автономность родителей становится причиной дезадаптации подростков и ранней алкоголизации.
Непоследовательность тактики родителей проявляется в резкой смене стиля отношения - от принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению.При этой тактике подросток чувствует себя незащищенным и нестабильным.
Слайды 10-13
Памятка родителям. ( раздаточный материал)
-
Уважайте личность подростка.
-
Принимайте его таким, каков он есть.
-
Вселяйте в подростка уверенность, что его уважают.
-
Всячески поощряйте и поддерживайте в подростки такие черты характера, как дружелюбие, чувств благодарности, жизнерадостность, умение вызывать симпатию у окружающих.
-
Не ставьте подростка в затруднительное положение.
-
Принимайте всерьез то, что он говорит.
-
Советы давайте в косвенной форме, чтобы подросток не ощущал давления на себя.
-
Не настаивайте на выполнении подростком ваших советов.
-
Учитывайте повышенную эмоциональность подростка. Учите его контролировать свое поведение.
-
С позиции взаимного доверия строго аргументируйте, обосновывайте свои просьбы.
-
Принимая критику - не будьте злопамятны. Подростки не переносят никакой фальши и лжи - честность, бескомпромиссность и прямота должны составлять основу взаимоотношений.
-
Чаще делитесь опытом, высказывая советы, насколько это позволяют события
Используемая литература:
Волков Б.С. Психология подростка. - М, 2005.
Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. - СПб. 2006.
Навайтис Г.Профессиональная психологическая помощь подростку, - Москва - Воронеж, 2007.
Перротт Л.Подросток и его проблемы. - СПБ,2007.