Родительское собрание Адаптация первоклассников

Одно из серьёзных испытаний в жизни ребёнка – его поступление в школу. Ребёнок стал первоклассником. Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека. Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряженно трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на собрании перед родителями будущих первоклассников.

Цель: показать родителям важность периода адаптации ребёнка к школе.

Одно из серьёзных испытаний в жизни ребёнка - его поступление в школу. Ребёнок стал первоклассником. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого человека. Начало школьного обучения кардинально меняет весь образ жизни ребёнка. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребёнок должен систематически и напряженно трудиться, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать домашние задания и т.д. Другими словами, ребёнок должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. Подобная ситуация, требующая психического и физического напряжения, является для первоклассников стрессовой. Дети в разной степени подвержены школьному стрессу и по-разному с ним справляются. Петя с большой радостью пошёл в школу. Он хотел узнавать новое, хотел любить свою учительницу. И желал, чтобы его любили, чтобы у него было много друзей. Но реально, как и у некоторых других детей, его ожидания не сбылись. Наступило разочарование.

Почему наступило разочарование у Пети?

Что необходимо делать родителям в данной ситуации?

Решение. Разочарование наступило оттого, что были слишком большие ожидания, без должной подготовки к учёбе в школе. Обычно чем активнее ребёнок, чем больше он мечтает, тем больше он переживает разочарований в случае, если ожидаемые планы не осуществятся.

Можно совместно найти какое-то решение. Развивать необходимую готовность к обучению в школе. А можно сознательно оградить ребёнка от негативных переживаний. Если родители будут стараться уберечь ребёнка от любых переживаний, то они лишают его возможности научиться вести себя в трудных ситуациях. Ребёнок должен обрести веру в собственные силы. Некоторые дети, не готовые к трудностям, связанным с неоправдавшимися надеждами на успех в школьной учёбе, или ещё в чём-либо, попадая в шквал сильных переживаний, могут бессознательно уйти в болезнь или начать шалить в школе, так как чувствуют себя беспомощными.

Обычно дети с радостью идут в школу. И каждый ученик желает в школе иметь успех. Но так получается не у всех. Появляются отстающие.

Почему особенно важно на первоначальном этапе обучения обеспечить ученику успех?

Решение. На начальном этапе ученик пытается учить задаваемый материал. И если у него это не получается, не может справиться со своими проблемами.

Ученик старается избавиться от неприятного ощущения «неумехи». Тогда он решает, что предмет ему не одолеть, да он и не нужен. Бросает его изучение. При этом всячески подчёркивает своё отрицательное к нему отношение. Это отношение может распространиться и на учителя, и на школу. В обиде на свою неспособность ученик начинает ломать и портить всё, что попадает ему под руки. Рвёт учебники, портит мебель, пишет на стенах и др. Таким образом, ученик пытается обратить на себя внимание. Он ждет участия и сочувствия к себе. Взрослый не должен допустить такого положения ученика. Должна быть квалифицированная помощь на начальном этапе обучения. Успех всегда должен сопровождать ученика, пусть даже небольшой.

Успешность ребёнка во многом зависит от семьи. Семья как целостный организм представляет собой живое образование, которое, как человек, растёт, рождается, развивается и умирает.

Семья со школьником, как этап её развития, должна решать следующие задачи:

  1. Перераспределение обязанностей в связи с вхождением ребёнка в школьную систему.

  2. Проявление участия при наличии проблем с учёбой.

  3. Согласование личных и семейных целей.

Если родители в процессе адаптации ребёнка к школе показывают ребёнку свою уверенность в том, что он справится с новым видом деятельности, то адаптация в этом случае занимает 3-4 месяца и проходит успешно. Но в некоторых случаях этого не происходит.

Исследования показали, что успехи ученика в школе во многом определяются отношением его родителей к познанию и профессиональной деятельности учителя и ученика.

Какой должна быть общая стратегия поведения родителей в целях помощи детям для их более успешного обучения?

Родители с детьми должны:

  1. Установить отношения, характеризующиеся большой теплотой, заботой и любовью.

  2. Знать реальные возможности своих детей и вселить в них веру, что они обязательно преуспеют в учёбе.

  3. Вселяя уверенность, поощрять детей к выполнению школьных заданий и дополнительных задач.

  4. Контроль должен быть не авторитарным, а скорее авторитетным при ощущении родительского внимания.

  5. Постоянно общаясь с детьми, внимательно их выслушивать.

  6. Подавать пример доброжелательного общения. Поддерживать интерес к познанию, обсуждать вместе прочитанные книги, показывая пример собственного интереса к знаниям и познанию.

Большинство родителей даже не представляют, насколько их собственное поведение, их отношение к школе и учителю, их взаимодействие с первоклассником на этапе школьного старта и до него влияют на адаптацию ребёнка к школе, на его психическое и физическое благополучие, дальнейшие успехи.


© 2010-2022