Сценарий беседы на тему «Театр»

Сценарий беседы на тему «ТЕАТР»Цель беседы: знакомство с процессом возникновения и эволюцией театра; развитие у учащихся креативности и инициативности.Задачи:  познакомить учащихся с процессом возникновения и эволюцией театра;  развивать способность к творчеству, оригинальным нестандартным способам деятельности; способствовать психологическому раскрепощению школьников;  формировать у учащихся чувство уверенности в своих силах и поддерживать чувство достоинства;  создать благоприятную атмосферу, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий беседы на тему «ТЕАТР»

Цель беседы: знакомство с процессом возникновения и эволюцией театра; развитие у учащихся креативности и инициативности.

Задачи:

  • познакомить учащихся с процессом возникновения и эволюцией театра;

  • развивать способность к творчеству, оригинальным нестандартным способам деятельности; способствовать психологическому раскрепощению школьников;

  • формировать у учащихся чувство уверенности в своих силах и поддерживать чувство достоинства;

  • создать благоприятную атмосферу, превратить из скучного мероприятия в увлекательное приключение; снимать эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.


Ход подготовки

При подготовке к беседе учитель осуществляет необходимую подборку материала - литературу о театре, изучает её и составляет план-конспект.

Трём ученикам класса даётся предварительное задание - подготовить имитацию животных.

Подготавливается заранее необходимое для беседы оборудование: грим, папиросная бумага, бумага (четверть ватманского листа) для изготовления маски, цветные карандаши, фломастеры, нитки, листочки с названиями ролей для театра-экспромта.


План-конспект беседы

Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о театре. Кто может сказать, что такое театр? В каком театре вы были в последний раз? (Ответы - 5 мин.).

Сейчас очень много развлечений: видеомагнитофон, игровые приставки, компьютер, а когда-то… В далёкие времена охотник, подстерегая зверя в лесной чаще, одевался в шкуру медведя или бизона, подражал их повадкам и голосам, чтобы животное подпустило его поближе. Как вы думаете, какому виду искусства предшествовали эти подражания? Правильно, искусству пантомимы.

Творческое задание. Сейчас мы попросим трёх человек на мгновение превратиться в имитаторов. Они получили особое задание. Звуки, которые они будут издавать, конечно, всем знакомы, но надо догадаться и о том, что они хотят вам сообщить. (Например, первый учащийся изображает котёнка, который просит молока, второй - курицу, которая собирает цыплят, третий - собаку, у которой отбирают кость).

Комментарий учителя. Прежде чем говорить об истории театра, давайте вспомним о театральных жанрах. Кто сможет объяснить, что такое комедия? (Ответ - 3 мин.). Правильно, комедия - это весёлая, смешная пьеса. Трагедия - пьеса, в которой происходят серьёзные, драматические события, водевиль - шутливый спектакль с куплетами.

Творческое задание. Каждому ряду даётся одно и то же произведение: сказка «Репка». Через 10 минут первый ряд покажет это произведение в жанре комедии, второй ряд - в жанре трагедии, третий ряд - в жанре водевиля (Комментарий учителя).

Рассказ учителя. Над Афинами возвышается холм, на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь - афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празднеств в честь богов. На южном склоне холма, неподалёку от Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамеек. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней. Это - театр Диониса - бога плодородия и вина, это один из самых больших театров древности.

Из религиозного празднества весной, во время расцвета природы, и осенью, после сбора винограда, произошёл древнегреческий театр.

Актёры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Каждому определённому характеру или настроению соответствовала особая маска. Морщины на лбу означали преклонный возраст героя, немного морщин - серьёзный характер, гладкий лоб - весёлое настроение, крутой - мрачное. Силу, здоровье представлял смуглый цвет маски, болезненность - жёлтый, раздражительность - багровый, хитрость - красный.

Творческое задание. На первой парте лежат лист бумаги, цветные карандаши. Фломастеры. В течение 5 минут, сделав на листе 2-3 штриха и передав его соседу, первый ряд создаст маску отличника, второй ряд - маску двоечника. Третий ряд - маску любимого учителя. (Комментарий учителя.).

Рассказ учителя. Из античной Греции перенесёмся в средние века. Грозное, суровое время, на всём лежит печать церкви. Но посмотрите! Кто же эти весёлые люди с дрессированными собачками, разноцветными шариками и множеством забавных шуток? Это - гистрионы, народные актёры. Их выступления преследовались, так как они высмеивали тех, кто притеснял простой народ.

Основной формой театрального искусства Европы средних веков стал церковный театр. Разыгрывались эпизоды из Священного писания. Наиболее массовый вид театральных зрелищ - мистерия. Их текст содержал до 70 тысяч стихов, представление длилось от двух до двадцати дней.

Говоря о театре, нельзя не сказать об итальянской комедии масок. Возник он в середине XVI века. Актёры не разучивали пьес, а сочиняли по ходу действия. Причём каждый играл одну и ту же роль, переходившую из спектакля в спектакль. Нам известны такие маски, как Панталоне, Арлекин, Коломбина, Тарталья.

Русский театр получил начало в сюжетных игрищах, изображение животного или птицы называлось лицедейством. Игрища водились влево и вправо под хоровые песни, поэтому стали называться хороводами. Наиболее талантливые певцы и лицедеи разыгрывали основное действие, постепенно это становилось их профессией. В средние века (XI-XVII) на Руси они получили название скоморохов, но в 1648 году их выступления были запрещены по указу царя, так как они, как и гистрионы, высмеивали власть. Но искусство скоморохов не умерло, а приняло новые формы. Как вы думаете, какое искусство напоминает нам о таланте скоморохов? Правильно, клоунада. В XVII веке театр становится более зрелищным, чем игрищным. В тридцатые годы ремесленники имели свой кукольный театр, получивший название театра Петрушки. Петрушка - ловкий, озорной и непобедимый герой народной кукольной комедии. Какой известный кукольный театр в Москве вы знаете? Правильно, театр С.В.Образцова. Кто из вас был в нём? Что понравилось больше всего?

Существовали церковно-школьный театр, созданный учёным монахом Симеоном Полоцким, боярский и царский придворный театр, для которого в 1613 году было построено здание - Потешная палата. Первый общедоступный театр был создан Петром Первым.

Давайте и мы сейчас в завершении нашей беседы представим себя в театре: желающие могут стать актёрами, остальные - зрителями. Я буду исполнять голос за кадром, на карточках, которые вытянут актёры, зафиксирована их роль в сегодняшнем спектакле. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актёры должны появляться на сцене и исполнять всё, о чём сообщает голос за кадром.

Театр-экспромт.

(12 участников)

Спектакль называется «Путь домой».

«...Деревня, лето, ночь... Шумит и завывает, раскачивая Деревья, Ветер...

По дороге идет Житель деревни. Справа стоит Забор... Вдруг из-за Забора выбегает черный Кот, перебегает дорогу Жителю деревни, громко мяучит.

Житель деревни, испугавшись, вскрикивает... Кот бросается к одному из деревьев и стремительно влезает на Дерево, сидит там, наблюдая за Жителем.

Житель деревни тоже напуган. Он поворачивает в другую сторону, чтобы подойти к своему дому другой дорогой...

Из-за дерева вылетает Сова, она кричит, пугает и Жителя, и Кота. Оба вновь вскрикивают - как могут.

Незадачливый Житель деревни теперь отправляется по третьей дороге к своему дому. Он опасливо идет, оглядывается, вздрагивает поминутно...

Наконец виден его Дом. Наш герой протягивает руку, чтобы открыть дверь. Возникает Призрак... «Ах, когда это все кончится?!» - вопит наш герой. А Призрак кружит вокруг него. Житель деревни в отчаянии, он обхватил голову руками и уже не ищет выхода из положения...

Из Дома выбегает Хозяйка, жена нашего героя. В руках у нее Полотенце. Она размахивает Полотенцем, прогоняет Призрака. Тот прячется за угол Дома.

Наш герой рассказывает Хозяйке, своей жене, почему он так напуган... Призрак за Углом повторяет его слова, как эхо, потихоньку подбирается снова к нашему герою. Хозяйка замечает его движение, машет Полотенцем и грозно приказывает Призраку исчезнуть... Тот собирается возражать. Но вдруг где-то вдали, за Домом, закричал Петух... Призрак исчезает навсегда.

Хозяйка утешает своего мужа, приглашает его в Дом. Обещает хорошее угощение. Оба уходят...Занавес».


Вывод учителя

О театре можно говорить много. Существуют драматические, музыкальные театры, театры оперы и балета, кукольные театры, театры теней, театры оперетты, самодеятельные. Вот и вы сегодня получили возможность попробовать себя в роли актёров. Актёры, перевоплощаясь в своих героев, заставляют зрителей плакать и смеяться, сопереживать. Гримёры и костюмеры стараются создать как можно более точный портрет героя. Давайте и мы попробуем себя в этой роли и закончим наше мероприятие ещё одним творческим заданием.

Творческое задание. Давайте на несколько минут превратимся в костюмеров и гримёров. Возьмите грим (можно помаду, тени, лак для волос), бумагу, нитки. Выберите актёра. Первый ряд одевает и гримирует Шерлока Холмса, второй - царевну Несмеяну, третий - атамана разбойников. (Комментарий учителя.).



© 2010-2022