- Преподавателю
- Классному руководителю
- СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковальчук О.С. |
Дата | 06.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
ВИДЫ СЕМЕЙ
Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Социальные функции семьи
репродуктивная (биологическое продолжение рода)
воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)
хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)
духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)
досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)
сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)
Виды и типы современной семьи
Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.
1. По размеру семьи
- учитывается количество ее членов.
2. По типу семьи.
-
нуклеарная семья - (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами
-
сложная семья - состоит из брачной пары, детей и родственников - бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.
-
полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
-
неполная семья - состоит из детей и только одного родителя.
3. По количеству детей.
-
Бездетная, или инфертильная семья
-
однодетная семья;
-
малодетные семьи - количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
-
среднедетные семьи - достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
-
многодетные семьи - намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.
4. По форме брака.
-
моногамная семья - состоит из двух партнеров;
-
полигамная семья - один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).
5. По полу супругов.
-
разнополая семья;
-
однополая семья - двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.
6. По месту положения человека.
-
родительская - семья наших родителей;
-
репродуктивная - семья, создаваемая человеком.
7. В зависимости от места проживания.
-
Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены.
-
Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.
-
Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
8. В зависимости от типа воспитания детей:
-
авторитарный
-
либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)
-
демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)
9. Типы неполных семей
-
внебрачные,
-
осиротевшие,
-
разведенные,
-
распавшиеся неполные семьи.
Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.
Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.
10. Виды приемных семей
Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.
-
Усыновление - прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
-
Опека - прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
-
Патронат - воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
-
Приемная семья - воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
11. Виды многодетных семей
Выделяют три категории семей подобного рода:
-
сознательная многодетность - обычно это семьи с крепкими религиозными или национальными традициями;
-
появление общего ребенка при вступлении в повторный брак;
-
неблагополучная многодетная семья - виды союзов, в которых родители ведут образ жизни противоречащий социальным нормам.
12. Виды неблагополучных семей
Выделяют две большие категории.
-
В первую входят различные виды асоциальных семей - родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.
-
Вторая категория содержит внешне респектабельные семьи, но имеющие серьезные внутренние разногласия вследствие неправильных родительских установок.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
-
Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.
-
КочетовА.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986.
-
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.
-
Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. - М., 1994.
-
Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
-
Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.
-
Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
-
Социальная помощь семье и детям. -М., 1994.