СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ВИДЫ СЕМЕЙ Семья — социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Социальные функции семьи репродуктивная (биологическое продолжение рода) воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе) хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи) духовно-эмоциональная (развитие личности, ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТСЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ВИДЫ СЕМЕЙ

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Социальные функции семьи

репродуктивная (биологическое продолжение рода)

воспитательная (подготовка молодого поколения к жизни в обществе)

хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи)

духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе)

досуговая (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов)

сексуальная (удовлетворение сексуальных потребностей)

Виды и типы современной семьи

Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.

1. По размеру семьи

- учитывается количество ее членов.

2. По типу семьи.

  • нуклеарная семья - (также супружеская или партнёрская семья) - семья, состоящая из родителей (родителя) и детей, либо только из супругов, на первый план выдвигаются при этом отношения между супругами

  • сложная семья - состоит из брачной пары, детей и родственников - бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.

  • полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

  • неполная семья - состоит из детей и только одного родителя.

3. По количеству детей.

  • Бездетная, или инфертильная семья

  • однодетная семья;

  • малодетные семьи - количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;

  • среднедетные семьи - достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;

  • многодетные семьи - намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.

4. По форме брака.

  • моногамная семья - состоит из двух партнеров;

  • полигамная семья - один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).

5. По полу супругов.

  • разнополая семья;

  • однополая семья - двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.

6. По месту положения человека.

  • родительская - семья наших родителей;

  • репродуктивная - семья, создаваемая человеком.

7. В зависимости от места проживания.

  • Матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены.

  • Патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа.

  • Неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

8. В зависимости от типа воспитания детей:

  • авторитарный

  • либеральный (строится на самоопределении личности, вне зависимости от традиций, привычек, устоявшихся догм)

  • демократический (постепенное привитие ребенку таких черт, как сопричастность к судьбам других людей, приобщение к общечеловеческим ценностям)

9. Типы неполных семей

  • внебрачные,

  • осиротевшие,

  • разведенные,

  • распавшиеся неполные семьи.

Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.

Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.

10. Виды приемных семей

Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.

  1. Усыновление - прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

  2. Опека - прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.

  3. Патронат - воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.

  4. Приемная семья - воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

11. Виды многодетных семей

Выделяют три категории семей подобного рода:

  • сознательная многодетность - обычно это семьи с крепкими религиозными или национальными традициями;

  • появление общего ребенка при вступлении в повторный брак;

  • неблагополучная многодетная семья - виды союзов, в которых родители ведут образ жизни противоречащий социальным нормам.

12. Виды неблагополучных семей

Выделяют две большие категории.

  • В первую входят различные виды асоциальных семей - родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.

  • Вторая категория содержит внешне респектабельные семьи, но имеющие серьезные внутренние разногласия вследствие неправильных родительских установок.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.

  • Гуров В.Н., Селюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа. - Ставрополь, 1993.

  • КочетовА.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986.

  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480 с.

  • Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков. - М., 1994.

  • Прихожан А.И., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

  • Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. - М., 1994.

  • Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.

  • Социальная помощь семье и детям. -М., 1994.

© 2010-2022