От толерантности педагога к толерантности окружающих

Статья о толерантности как профессионально необходимой компетенции педагога.    Особая роль принадлежит усилиям учителя по само­воспитанию толерантности. Оно связано в первую оче­редь с осознанием своего профессионального досто­инства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других людей, в том числе и детей.     Едва ли не самый трудный для педагога «участок» – толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объе­диняемых общ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОТ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПЕДАГОГА К ТОЛЕРАНТНОСТИ ОКРУЖАЮЩИХ.

Лизякина И.К.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

п. Сосновское

Нижегородской области

Понятие «толерантность» в педагогике можно трактовать как личностную ценность, прояв­ляющуюся в отсутст­вии у человека авторитарного синдрома, в принятии самого себя и других (М.А. Николаева), в умении принимать ученика как данность (А.Н. Кузибецкий), в способности слушать и слышать суждения детей, благожелательно встречать отличное от своего мнение ребенка (Е. Реброва).

Толерантность - профессионально необходимая компетенция педагога, необходимая при воспитании толерантной личности, способной к реализации личных и профессиональных компетенций в условиях современного полиэтнического пространства - это объективное требование времени. Проблема осложняется тем, что это качество связа­но с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе весьма непросты!), но и со взрослыми.

Едва ли не самый трудный для педагога «участок» - толерантность в отношениях к родителям школьников. Это действительно полисубъектная среда людей, объе­диняемых общим положением: известной зависимо­стью от школы, педагогов, данного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе; впрочем, и педагоги были и оста­ются весьма разными... Нередки ситуации их противо­стояния, непонимания, столкновения установок, мнений о детях и школе, а главное - авторитетов в глазах ре­бят. Но ни родители, ни дети чаще всего не вольны в выборе образовательного учреждения, так и педагог не выбирает пап и мам своих учеников: зачастую приходит­ся терпеть, приноравливаться, дабы сосуществовать.

Чтобы предупредить, избежать, преодолеть столк­новение авторитетов, важно щадить родительское са­молюбие при публичных индивидуальных характерис­тиках детей; сдерживать эмоции, общаясь с «трудны­ми» для себя родителями; больше интересоваться до­машними условиями ребят и полнее информировать о различных сторонах жизни детского коллектива (а не только «об успеваемости и посещаемости»); фиксиро­вать внимание пусть на небольших, но успехах ребенка.

Толерантности родителей к самому себе педагог может достичь, лишь проявляя (во всяком случае - внешне) доброе, заботливое отношение ко всем детям, как бы это ни сложно было в реальности. Именно так создается основание обоюдной толерантности не только на межличностном уровне, но и на уровне со­циальном - как средства и условия взаимной толерант­ности школы и семьи, без которого, с одной стороны, невозможно их разностороннее и плодотворное взаимо­действие в интересах ребенка, а с другой - возможны драмы и его, и родителей, и... педагога.

Особая роль принадлежит усилиям учителя по само­воспитанию толерантности. Оно связано в первую оче­редь с осознанием своего профессионального досто­инства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же - обязательно, как бы ни было сложно!

Также важен самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим, рефлексия, честная, не вызванная эмоциональным возбуждени­ем оценка своих мыслей, отношений, решений, по­ступков. Ведь каждый имеет право и на удачу, и на ошиб­ку.

И, конечно, самое главное и трудное - стремление владеть собой, сдержи­вая неприязнь, негативное отношение к кому-то (чему-то) из окружения. Очень непросто в нервной обстанов­ке сдерживать свои нервы, но без толерантности пе­дагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обо­стрение обстановки отношений. Значит, каждому пе­дагогу важно воспитывать в себе толерантность - одну из существенных черт, которую характеризуют профессио­нальное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешколь­ной среды, ситуаций и условий ее существования.

Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности.

Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления толерант­ности одного (одних), но и преодоления вызывающе­го негативизм в поведении или общении другого (дру­гих). Это явления разные, но единые по воспитываю­щей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важ­но (хотя и очень непросто!) преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.

Средства решения этих задач могут быть различ­ны. Прежде всего, нужно орга­низовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить себя, а другие - увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Планируя общие дела, мероприятия, акции, позволяю­щие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности, педагог добьется сплочения коллектива, понимания, сочувствия, сопереживания.

Бывают случаи, когда педагогу очень трудно помочь ребятам понять внешкольную сре­ду, противоречивость социального фона их жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, обществен­ное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного дет­ства: его идеалов, привязанностей, представлений, динамики развития каждого школьника. Ведь улавли­вая новое, легче увидеть причины возникающих труд­ностей и конфликтов, а следовательно, легче искать способы развития толерантности.

Все это возможно только при доверительных отношениях педагога и ребят, их открытости. В данном случае важна его способность по- человечески - своими эмоциями, иро­нией, пониманием выслушать и помочь. Важно быть с ребя­тами наравне - на основе человеческих эмоций и эмпатии, инте­ресов и увлечений, показывая пример, образец спо­собности слышать, слушая и видеть глядя. Уже само проявление педагогом толерантности - существенный фактор, воспитывающий толерантность школьников.

Я считаю, что успешность профессиональной деятельности педагога в значительной мере определяется уровнем сформированности у него профессионально-коммуникативной толерантности. Эффективность ее применения может быть обеспечена, если:

а) осуществляется на основе личностно - деятельностного, компетентностного подходов;

б) содержательное наполнение и технология процесса формирования профессионально-коммуникативной толерантности обусловлены этапами профессиональной подготовки педагога, базируются на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню профессиональной компетентности специалиста, наиболее полно отражают требования квалификационных характеристик педагога с учетом сущности и особенностей современных интеграционных процессов в поликультурной среде;

в) учитель мотивирован и активен в процессе формирования профессионально-коммуникативной толерантности за счет потенцирования механизмов саморазвития;

г) осуществляется системный мониторинг качества формирования профессионально-коммуникативных компетенций педагога, развивающих его профессионально-коммуникативную толерантность.

Но самое главное для педагога - быть другом для маленького сердечка, самым близким ему человеком, после родителей, конечно. Как дороги минуты близкого общения с ребятами! В такие моменты чувствуешь свою необходимость, полезность для них. Ради этого мгновения стоит жить. Ведь дар, талант - понимать детей любого возраста - дан не всем, а именно тем, кто ощущает свое призвание - учить и воспитывать!

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М. : Флинта, 1996. - 472 с.

2. Бондырева, С. К. Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. - М. : МСПИ, 2003. - 240 с.

3. Мардахаев, Л. В. Диверсификация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в университетском комплексе / Л. В. Мардахаев, Н. И. Никитина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - № 8. - С. 52-59.

4. Никитина, Н. И. Коммуникативная толерантность в системе профессионально значимых качеств социального педагога / Н. И. Никитина, С. Н. Толстикова // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Выпуск 1. - М. : МГПИ, 2002. - С. 33-39.


© 2010-2022