- Преподавателю
- Классному руководителю
- Мой прадед не только воевал
Мой прадед не только воевал
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чурушкина Л.В. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
-
Областной конкурс молодежных проектов патриотической направленности «Знаю. Помню. Дорожу…»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Фоминская средняя общеобразовательная школа» Гороховецкий район
Владимирской области
Фамилия и имя авторов: Курбатова Елизавета, Курбатова Варвара
Фамилия и имя руководителя: Чурушкина Лидия Васильевна
Тема (название) проекта:
«Мой прадед не только воевал»
с. Фоминки 2015г
2. Актуальность проекта: все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач гражданско-патриотического воспитания.
День Победы - праздник победы Советской армии над нацистской Германией. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1218 дней и ночей. Путь к победе был длинным испытанием, но благодаря мужеству, боевому мастерству и героизму советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбе партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневными трудовыми подвигами работников тыла мы смогли противостоять фашизму и восстановить мир.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы в нашей семье появилась идея о создании проекта «Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!»
3. Цель проекта: воспитание гражданственности и патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечивание подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины.
Задачи проекта:
-
изучать историческое прошлое нашей Родины;
-
воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;
-
формировать чувства патриотизма;
-
развивать интерес к изучению истории;
-
формировать четкое представление о страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;
-
воспитывать чувства гордости за членов своей семьи.
- воспитывать чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;
4. Краткая информация о разработчиках проекта:
1. Курбатова Елизавета, учащаяся 9 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, председатель детского общественного объединения «Альтаир», занимается исследовательской деятельностью по краеведению и экологии.
2. Курбатова Варвара, учащаяся 5 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, член детского общественного объединения «Альтаир»
Руководитель проекта -Чурушкина Лидия Васильевна, учитель МБОУ Фоминской СОШ, классный руководитель 9 класса.
5. Ход реализации проекта в том числе этапы, сроки и механизм реализации.
Реализация поставленных целей и задач проекта осуществляется по направлениям:
№
Мероприятия
Краткое описание мероприятия
1
Презентация
Презентация на тему «Мой прадед не только воевал»
2
Стихотворение
Стихотворение, написанное дочерью Михаила Глушкова к его юбилею.
3
Встречи
Встреча с дочерью Курбатовой Любовью Михайловной
4
Интервью
Интервью, взятое у дочери ветерана Курбатовой Любови Михайловны
5
Сбор материала про прадеда Михаила Глушкова
Курбатова Елизавета, Курбатова Варвара
7
Выступление на тематических классных часах в младших классах.
Курбатова Елизавета,
Курбатова Варвара
8
Участие в научной школьной конференции по краеведению.
Курбатова Елизавета,
Курбатова Варвара
6. Проект «МОЙ ДЕД НЕТОЛЬКО ВОЕВАЛ»
Стихотворение к 80-летию Глушкова
Михаила Григорьевича, написанное его снохой.
10.11.2005г
Холодной осенью в предзимников начале
У Гриши и Опроши с Крутиков
Родился мальчик, и его назвали
Михаил Григорьевич Глушков .
Избушка в два окошка, печь, полати,
И никак игрушек в доме нет,
Так, чурочки, костяшки, старый лапоть
И керосиновый лампадки свет.
Мальчишка рос, учился говорить и бегать,
Сестер Марию с Тосей узнавал.
Ходил с отцом во двор скотину сведать
И рано весь крестьянский труд познал.
Вступил в колхоз, со взрослыми работал,
Ходил за плугом, сеял и косил.
В мороз зимой и в летний зной до пота
И лес валил, и в поле пастушил.
Парнишка вырос статным и красивым,
Стал на гармошке хорошо играть.
И молодежь колхозная любила
Под музыку его потанцевать.
За Мишкой гармонистом, заводилой
Ходили девицы и парни всей гурьбой.
Но сердце гармониста покорила
Анюточка, пригожая собой.
С малых лет они друг друга знали
И школа ведь у них была одна.
О светлом будущем, как все, мечтали…
Но страшное известие пришло: ВОЙНА.
И в октябре сорок второго года
Призвали Михаила на войну
В Котельниче в вагоны погрузили
Везли в товарняке через страну.
Он оказался в Комсомольске на Амуре
Стал там военную науку постигать:
Маршировать, стоять на карауле ,
Стрелять, взрывать и взводом управлять .
Стал в 18 младшим лейтенантом,
Погоны, гимнастерка, сапоги…
Снабдили на дорогу провиантом
На Украинский фронт всех повезли.
Вот первый бой под Белой Церковью,
Стрельба и первые потери.
Но взвод его задачу выполнил
И выгнал немцев из деревни.
От тишины оглохли, когда взрывы стихли,
Сначала очень страшно воевать.
Но постепенно и к стрельбе привыкли
А дома за него молилась мать.
В Карпатах воевал с врагом поганым.
Враг наверху, а у подножья мы
Бои в обход. И с хитростью, обманом.
Но гнали фрицев дальше из страны.
Дошли до Польши: Сан Загут, Овражки…
Бои за каждый дом и огород.
Достали Михаила пули вражьи,
Он получил ранения в живот.
Не долго там залечивал он раны,
И встретили его фронтовики.
И снова бой, и снова Миша ранен.
Две пули перебили кость руки.
И в госпитале Новоградволынска
Узнал он, что закончилась война.
С родными встреча стала уже близкой,
И ликовала вся наша страна.
Домой солдат вернулся - победитель,
Невеста встретила его и мать.
Но умер за войну отец - родитель -
Не довелось его уж повидать.
Весной они с Нюрой поженились,
Работали в колхозе оба снова.
И дети постепенно нарадились:
Николай, Павел, Любовь и Вова.
А дни год за годом бежали,
И жизнь постепенно сменилась.
И дети все взрослыми стали
И внуки уже появились.
Деревня их тихо старела,
С работаю стали заминки
Решили они как - то смело
Уехать с семьею в Фоминки.
И здесь прижились и остались,
Тридцать пять лет уж живут.
Только вот Нюры не стало…
Но что же поделаешь тут…
На свинокомплексе совхоза
Работал долго Михаил.
И всю Владимирскую область
Он мясом вкусным накормил.
И вот мы собрались сегодня
На твой восьмидесятилетний юбилей.
Желаем все тебе здоровья
И много ясных теплых дней!
Сколько прожил лет -
Их не надо считать.
В этот праздничный день
Мы хотим пожелать :
Не болеть, не стареть ,
Не грустить, не скучать,
И еще много лет
Дни рожденья встречать.
ГЛУШКОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ - 10 ноября 1925 года рождения. В октябре 1942 года (не было и 17 лет) был призван в армию. Прошёл подготовку в Комсомольске-на-Амуре и в начале 1943 года попал на фронт. Воевал под Белой Церковью, в Польше. Дважды ранен. В 1945 году вернулся с фронта, женился на Лугининой Анне Петровне. Жили в деревне Крутики Кировской области, работали в колхозе. Михаил был бригадиром, а Анна работала на ферме, в разное время ухаживала за телятами, за курами, за свиньями. В 1971 году ферму в деревне ликвидировали, работать стало негде, и семья переехала в посёлок Фоминки Владимирской области. Жена Анна вскоре заболела и умерла в 1974 году. А Михаил 14 лет, до выхода на пенсию, трудился на совхозном свиноводческом комплексе. У Глушковых Михаила и Анны четверо детей: Николай, Павел, Любовь и Владимир.
Рассказы Глушкова Михаила Григорьевича о войне
(записано летом 1991 года).
В 1941 году был Крутиковский колхоз. Все там работали. Был сенокос, когда сообщили, что началась война. Сразу стали приносить повестки. Отца взяли в трудовую армию. Он был направлен в Гостовский лесоучасток (ушёл осенью и до весны).
В 1942 году осенью взяли Михаила (ему было 17 лет). Взяли в Котельнич на лошадях. Увезли в Комсомольск-на-Амуре в вагоне, нары, печки, на остановке запаслись топливом. Строили казармы, бараки. Уже шёл снег. Тут жили месяц. Ехали месяц. Потом расформировали. Нас оставили в пехотно-пулемётном училище, говорили, что на два года. Большинство были кировские, котельничские. Василий Павлович Лугинин из д. Смородиновской, Леонид Степанович Шабалин из д.Шабалинцы, Павел Николаевич Шабалин от шабалинцев.
Одежда: ботинки с обмотками. Если в караул, то давали полушубки и валенки. Кормили больше рыбой, давали американский сахар. Кормили нормально, не голодали. Начали учёбу уже в 1943 году, проучились 10 месяцев, и пришёл приказ «Выстрел». Присвоили звание младший лейтенант. Дали сапоги, гимнастёрку, диагоналевые американские отрезы материи ( пока ехали, пропили).
Ехали весной в 1944 году, дорога была уже не такой длинной, давали сухой паёк. На больших станциях водили в столовую. На вокзалах торговали бабки разными продуктами. Идёшь человека четыре-пять, один вроде покупает… В это время свисток, поезд отправляется, убегаем… «Деньги, делим», - кричит бабка. «Поедем с фронта, рассчитаемся», - кричат военные.
Москву объехали. Ехали уже в специальных вагонах, не в товарных. За Москвой стояли дня три. Было нас лейтенантов человек 150. Привезли за Киев, он был освобождён. Стояли тут долго, месяца полтора, жили лагерем.
Где-то в августе попали под Белую Церковь. Были затяжные бои. Я командовал взводом, человек из 35, в том числе, радист. С неделю добирались, оказалось левее Белой Церкви. Надо было взять деревушку. Прошла артподготовка. Укрывались в это время в траншеях. Потом пошли танки и одновременно пехоты. Каждый взвод отвечал за свой участок. У солдат автомат, гранаты 2-3 штуки на боку, на взвод один станковый пулемёт, три ручных пулемёта. У командира автомат, пистолет ТТ.
По овражку вышли левей деревни. Немцы сидели в своих траншеях. Расстояние между позициями приблизительно 800 метров. Мы задачу выполнили, немцев выбили из деревушки, гнали до следующего рубежа. Бой длился час-полтора. Потом идёшь без стрельбы, пока немцы не стреляют. В первом бою спиртного не давали. Погибло 4 человека, ранило 3. Ночью спали, только караул ставили. Сначала было очень страшно. Снаряды летели, пригибаешься. А потом почему-то привыкаешь. Уже чувствовали, в тебя летят, или мимо.
Во взводе были люди разной национальности, но никакой вражды, неприязни не было, не помню такого. У узбеков, если кого-то ранило или убило, они, бой не бой, останавливаются, лицо руками гладят «аллах, аллах!».
Спали в траншеях, хоть жара, хоть дождь или холод, но почему-то не было болезней, а хотелось иногда полежать в госпитале на простынях.
Зашли в Карпаты. Немцы вверху, мы внизу. Бой в обход. Разведка делает как бы обман: начинает стрельбу, а солдаты в другое место лезут. В Карпатах было плохо с продуктами.
Это была Западная Украина. Солдаты ходили в деревню за продуктами. Бендеры народ вредный.
Прошли в Польшу, город Сан-Загут, Овражки, не очень гористая местность. Поляки вредный народ. По одному не ходили, бывало, солдат убивали. Местные при немцах жили в лесах. Когда немцев выгоняли, Западные украинцы, чехи, поляки полезли как медведи из берлоги.
В Польше ранило в живот, потом в госпитале лежал месяца два. Там повысили в звании (лейтенант). Шли тогда с хорошим настроением. Хотелось взять Берлин.
В Сан-Загуте снова ранило, в руку. Лежал в госпитале Новоградволынска.
Было уже начало 1945 года. Две пули перебили кость. Наложили гипс, месяц пролежал, лучше не становилось, сделали вторую операцию под общим наркозом. Там в госпитале и услышал о конце войны. Личное оружие не отбирали. На радостях палили в небо. Выписали из госпиталя и направили в Киевский военный округ. В мае дали отпуск. Пришёл домой, женился на Нюре Лугининой. Раны не заживали. Через месяц поехал в Котельнич, снова положили в госпиталь, делали ещё одну операцию, осколки вынимали. Из госпиталя отправили в Свердловский округ. Кантовался там приблизительно месяц, потом пришёл приказ о демобилизации, отпустили домой осенью.
Когда ехал в Комсомольск-на-Амуре, сидор свой с продуктами положил на нары, уснул, проснулся - мешок пустой.
В армии были люди всякой национальности, но ссор не было, никакой «дедовщины» не было. Баб не было, ни дум, ни речей об этом не было, не помню. В училище был случай. Солдат стоял на посту, начальник караула пошёл посты проверять. Солдат предупредил, а командир, видимо, не отзывался, идёи и идёт. Солдат выстрелил и убил его.
Приложение:
Презентация «Мой дед не только воевал»
3.2 - видеозаявка
-
Информация об авторах проекта
1. Курбатова Елизавета, учащаяся 9 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, председатель детского общественного объединения «Альтаир», занимается исследовательской деятельностью по краеведению и экологии.
2. Курбатова Варвара, учащаяся 5 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, член детского общественного объединения «Альтаир»
Руководитель проекта -Чурушкина Лидия Васильевна, учитель МБОУ Фоминской СОШ, руководитель МО классных руководителей.
2.Краткая информация об учебном заведении
Фоминская средняя школа образована 1 сентября 1936г. В МБОУ Фоминская СОШ обучаются дети с. Фоминки, д. Быкасово, д. Гришино,д. Федорково, д. Мясниково.
Основные направления по которым работает школа:
1.Эколого-краеведческая
2.Патриотическая
3.Название конкурса:
Областной конкурс молодежных проектов патриотической направленности «Знаю. Помню. Дорожу…»
4.Название проекта:
«Мой прадед не только воевал»
5.Краткое содержание проекта:
В ходе реализации проекта была подготовлена презентация на тему: «Мой прадед не только воевал»; была проведена встреча и взято интервью у дочери ветерана Курбатовой Любови Михайловны.
Было проведено мероприятие в младших классах и участие в научной школьной конференции по краеведению.
От родственников из Шабалинского района были выявлены дополнительные сведения о Глушкове Михаиле Григорьевиче.
В ходе проекта через знакомство с опытом ветеранов Великой Отечественной войны у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд обучающихся, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных патриотических ориентиров обучающихся.