Мой прадед не только воевал

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Областной конкурс молодежных проектов патриотической направленности «Знаю. Помню. Дорожу…»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Фоминская средняя общеобразовательная школа» Гороховецкий район

Владимирской области

Мой прадед не только воевал





Фамилия и имя авторов: Курбатова Елизавета, Курбатова Варвара

Фамилия и имя руководителя: Чурушкина Лидия Васильевна

Тема (название) проекта:

«Мой прадед не только воевал»




с. Фоминки 2015г

2. Актуальность проекта: все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

День Победы - праздник победы Советской армии над нацистской Германией. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1218 дней и ночей. Путь к победе был длинным испытанием, но благодаря мужеству, боевому мастерству и героизму советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбе партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневными трудовыми подвигами работников тыла мы смогли противостоять фашизму и восстановить мир.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы в нашей семье появилась идея о создании проекта «Я ПОМНЮ! Я ГОРЖУСЬ!»

3. Цель проекта: воспитание гражданственности и патриотизма; привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений; увековечивание подвига многонационального народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны; повышение интереса к истории Родины.

Задачи проекта:

  • изучать историческое прошлое нашей Родины;

  • воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны;

  • формировать чувства патриотизма;

  • развивать интерес к изучению истории;

  • формировать четкое представление о страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни;

  • воспитывать чувства гордости за членов своей семьи.

- воспитывать чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;

4. Краткая информация о разработчиках проекта:

1. Курбатова Елизавета, учащаяся 9 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, председатель детского общественного объединения «Альтаир», занимается исследовательской деятельностью по краеведению и экологии.

2. Курбатова Варвара, учащаяся 5 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, член детского общественного объединения «Альтаир»

Руководитель проекта -Чурушкина Лидия Васильевна, учитель МБОУ Фоминской СОШ, классный руководитель 9 класса.

5. Ход реализации проекта в том числе этапы, сроки и механизм реализации.

Реализация поставленных целей и задач проекта осуществляется по направлениям:



Мероприятия

Краткое описание мероприятия

1

Презентация

Презентация на тему «Мой прадед не только воевал»

2

Стихотворение

Стихотворение, написанное дочерью Михаила Глушкова к его юбилею.

3

Встречи

Встреча с дочерью Курбатовой Любовью Михайловной

4

Интервью

Интервью, взятое у дочери ветерана Курбатовой Любови Михайловны

5

Сбор материала про прадеда Михаила Глушкова

Курбатова Елизавета, Курбатова Варвара

7

Выступление на тематических классных часах в младших классах.

Курбатова Елизавета,

Курбатова Варвара

8

Участие в научной школьной конференции по краеведению.

Курбатова Елизавета,

Курбатова Варвара


6. Проект «МОЙ ДЕД НЕТОЛЬКО ВОЕВАЛ»

Стихотворение к 80-летию Глушкова

Михаила Григорьевича, написанное его снохой.

10.11.2005г

Холодной осенью в предзимников начале

У Гриши и Опроши с Крутиков

Родился мальчик, и его назвали

Михаил Григорьевич Глушков .

Избушка в два окошка, печь, полати,

И никак игрушек в доме нет,

Так, чурочки, костяшки, старый лапоть

И керосиновый лампадки свет.

Мальчишка рос, учился говорить и бегать,

Сестер Марию с Тосей узнавал.

Ходил с отцом во двор скотину сведать

И рано весь крестьянский труд познал.

Вступил в колхоз, со взрослыми работал,

Ходил за плугом, сеял и косил.

В мороз зимой и в летний зной до пота

И лес валил, и в поле пастушил.

Парнишка вырос статным и красивым,

Стал на гармошке хорошо играть.

И молодежь колхозная любила

Под музыку его потанцевать.

За Мишкой гармонистом, заводилой

Ходили девицы и парни всей гурьбой.

Но сердце гармониста покорила

Анюточка, пригожая собой.

С малых лет они друг друга знали

И школа ведь у них была одна.

О светлом будущем, как все, мечтали…

Но страшное известие пришло: ВОЙНА.

И в октябре сорок второго года

Призвали Михаила на войну

В Котельниче в вагоны погрузили

Везли в товарняке через страну.

Он оказался в Комсомольске на Амуре

Стал там военную науку постигать:

Маршировать, стоять на карауле ,

Стрелять, взрывать и взводом управлять .

Стал в 18 младшим лейтенантом,

Погоны, гимнастерка, сапоги…

Снабдили на дорогу провиантом

На Украинский фронт всех повезли.

Вот первый бой под Белой Церковью,

Стрельба и первые потери.

Но взвод его задачу выполнил

И выгнал немцев из деревни.

От тишины оглохли, когда взрывы стихли,

Сначала очень страшно воевать.

Но постепенно и к стрельбе привыкли

А дома за него молилась мать.

В Карпатах воевал с врагом поганым.

Враг наверху, а у подножья мы

Бои в обход. И с хитростью, обманом.

Но гнали фрицев дальше из страны.

Дошли до Польши: Сан Загут, Овражки…

Бои за каждый дом и огород.

Достали Михаила пули вражьи,

Он получил ранения в живот.

Не долго там залечивал он раны,

И встретили его фронтовики.

И снова бой, и снова Миша ранен.

Две пули перебили кость руки.

И в госпитале Новоградволынска

Узнал он, что закончилась война.

С родными встреча стала уже близкой,

И ликовала вся наша страна.

Домой солдат вернулся - победитель,

Невеста встретила его и мать.

Но умер за войну отец - родитель -

Не довелось его уж повидать.

Весной они с Нюрой поженились,

Работали в колхозе оба снова.

И дети постепенно нарадились:

Николай, Павел, Любовь и Вова.

А дни год за годом бежали,

И жизнь постепенно сменилась.

И дети все взрослыми стали

И внуки уже появились.

Деревня их тихо старела,

С работаю стали заминки

Решили они как - то смело

Уехать с семьею в Фоминки.

И здесь прижились и остались,

Тридцать пять лет уж живут.

Только вот Нюры не стало…

Но что же поделаешь тут…

На свинокомплексе совхоза

Работал долго Михаил.

И всю Владимирскую область

Он мясом вкусным накормил.

И вот мы собрались сегодня

На твой восьмидесятилетний юбилей.

Желаем все тебе здоровья

И много ясных теплых дней!

Сколько прожил лет -

Их не надо считать.

В этот праздничный день

Мы хотим пожелать :

Не болеть, не стареть ,

Не грустить, не скучать,

И еще много лет

Дни рожденья встречать.


ГЛУШКОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ - 10 ноября 1925 года рождения. В октябре 1942 года (не было и 17 лет) был призван в армию. Прошёл подготовку в Комсомольске-на-Амуре и в начале 1943 года попал на фронт. Воевал под Белой Церковью, в Польше. Дважды ранен. В 1945 году вернулся с фронта, женился на Лугининой Анне Петровне. Жили в деревне Крутики Кировской области, работали в колхозе. Михаил был бригадиром, а Анна работала на ферме, в разное время ухаживала за телятами, за курами, за свиньями. В 1971 году ферму в деревне ликвидировали, работать стало негде, и семья переехала в посёлок Фоминки Владимирской области. Жена Анна вскоре заболела и умерла в 1974 году. А Михаил 14 лет, до выхода на пенсию, трудился на совхозном свиноводческом комплексе. У Глушковых Михаила и Анны четверо детей: Николай, Павел, Любовь и Владимир.



Рассказы Глушкова Михаила Григорьевича о войне

(записано летом 1991 года).

В 1941 году был Крутиковский колхоз. Все там работали. Был сенокос, когда сообщили, что началась война. Сразу стали приносить повестки. Отца взяли в трудовую армию. Он был направлен в Гостовский лесоучасток (ушёл осенью и до весны).

В 1942 году осенью взяли Михаила (ему было 17 лет). Взяли в Котельнич на лошадях. Увезли в Комсомольск-на-Амуре в вагоне, нары, печки, на остановке запаслись топливом. Строили казармы, бараки. Уже шёл снег. Тут жили месяц. Ехали месяц. Потом расформировали. Нас оставили в пехотно-пулемётном училище, говорили, что на два года. Большинство были кировские, котельничские. Василий Павлович Лугинин из д. Смородиновской, Леонид Степанович Шабалин из д.Шабалинцы, Павел Николаевич Шабалин от шабалинцев.

Одежда: ботинки с обмотками. Если в караул, то давали полушубки и валенки. Кормили больше рыбой, давали американский сахар. Кормили нормально, не голодали. Начали учёбу уже в 1943 году, проучились 10 месяцев, и пришёл приказ «Выстрел». Присвоили звание младший лейтенант. Дали сапоги, гимнастёрку, диагоналевые американские отрезы материи ( пока ехали, пропили).

Ехали весной в 1944 году, дорога была уже не такой длинной, давали сухой паёк. На больших станциях водили в столовую. На вокзалах торговали бабки разными продуктами. Идёшь человека четыре-пять, один вроде покупает… В это время свисток, поезд отправляется, убегаем… «Деньги, делим», - кричит бабка. «Поедем с фронта, рассчитаемся», - кричат военные.

Москву объехали. Ехали уже в специальных вагонах, не в товарных. За Москвой стояли дня три. Было нас лейтенантов человек 150. Привезли за Киев, он был освобождён. Стояли тут долго, месяца полтора, жили лагерем.

Где-то в августе попали под Белую Церковь. Были затяжные бои. Я командовал взводом, человек из 35, в том числе, радист. С неделю добирались, оказалось левее Белой Церкви. Надо было взять деревушку. Прошла артподготовка. Укрывались в это время в траншеях. Потом пошли танки и одновременно пехоты. Каждый взвод отвечал за свой участок. У солдат автомат, гранаты 2-3 штуки на боку, на взвод один станковый пулемёт, три ручных пулемёта. У командира автомат, пистолет ТТ.

По овражку вышли левей деревни. Немцы сидели в своих траншеях. Расстояние между позициями приблизительно 800 метров. Мы задачу выполнили, немцев выбили из деревушки, гнали до следующего рубежа. Бой длился час-полтора. Потом идёшь без стрельбы, пока немцы не стреляют. В первом бою спиртного не давали. Погибло 4 человека, ранило 3. Ночью спали, только караул ставили. Сначала было очень страшно. Снаряды летели, пригибаешься. А потом почему-то привыкаешь. Уже чувствовали, в тебя летят, или мимо.

Во взводе были люди разной национальности, но никакой вражды, неприязни не было, не помню такого. У узбеков, если кого-то ранило или убило, они, бой не бой, останавливаются, лицо руками гладят «аллах, аллах!».

Спали в траншеях, хоть жара, хоть дождь или холод, но почему-то не было болезней, а хотелось иногда полежать в госпитале на простынях.

Зашли в Карпаты. Немцы вверху, мы внизу. Бой в обход. Разведка делает как бы обман: начинает стрельбу, а солдаты в другое место лезут. В Карпатах было плохо с продуктами.

Это была Западная Украина. Солдаты ходили в деревню за продуктами. Бендеры народ вредный.

Прошли в Польшу, город Сан-Загут, Овражки, не очень гористая местность. Поляки вредный народ. По одному не ходили, бывало, солдат убивали. Местные при немцах жили в лесах. Когда немцев выгоняли, Западные украинцы, чехи, поляки полезли как медведи из берлоги.

В Польше ранило в живот, потом в госпитале лежал месяца два. Там повысили в звании (лейтенант). Шли тогда с хорошим настроением. Хотелось взять Берлин.

В Сан-Загуте снова ранило, в руку. Лежал в госпитале Новоградволынска.

Было уже начало 1945 года. Две пули перебили кость. Наложили гипс, месяц пролежал, лучше не становилось, сделали вторую операцию под общим наркозом. Там в госпитале и услышал о конце войны. Личное оружие не отбирали. На радостях палили в небо. Выписали из госпиталя и направили в Киевский военный округ. В мае дали отпуск. Пришёл домой, женился на Нюре Лугининой. Раны не заживали. Через месяц поехал в Котельнич, снова положили в госпиталь, делали ещё одну операцию, осколки вынимали. Из госпиталя отправили в Свердловский округ. Кантовался там приблизительно месяц, потом пришёл приказ о демобилизации, отпустили домой осенью.

Когда ехал в Комсомольск-на-Амуре, сидор свой с продуктами положил на нары, уснул, проснулся - мешок пустой.

В армии были люди всякой национальности, но ссор не было, никакой «дедовщины» не было. Баб не было, ни дум, ни речей об этом не было, не помню. В училище был случай. Солдат стоял на посту, начальник караула пошёл посты проверять. Солдат предупредил, а командир, видимо, не отзывался, идёи и идёт. Солдат выстрелил и убил его.

Приложение:

Презентация «Мой дед не только воевал»

3.2 - видеозаявка


  1. Информация об авторах проекта

1. Курбатова Елизавета, учащаяся 9 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, председатель детского общественного объединения «Альтаир», занимается исследовательской деятельностью по краеведению и экологии.

2. Курбатова Варвара, учащаяся 5 класса МБОУ Фоминской СОШ, отличник учебы, член детского общественного объединения «Альтаир»

Руководитель проекта -Чурушкина Лидия Васильевна, учитель МБОУ Фоминской СОШ, руководитель МО классных руководителей.

2.Краткая информация об учебном заведении

Фоминская средняя школа образована 1 сентября 1936г. В МБОУ Фоминская СОШ обучаются дети с. Фоминки, д. Быкасово, д. Гришино,д. Федорково, д. Мясниково.

Основные направления по которым работает школа:

1.Эколого-краеведческая

2.Патриотическая

3.Название конкурса:

Областной конкурс молодежных проектов патриотической направленности «Знаю. Помню. Дорожу…»

4.Название проекта:

«Мой прадед не только воевал»

5.Краткое содержание проекта:

В ходе реализации проекта была подготовлена презентация на тему: «Мой прадед не только воевал»; была проведена встреча и взято интервью у дочери ветерана Курбатовой Любови Михайловны.

Было проведено мероприятие в младших классах и участие в научной школьной конференции по краеведению.

От родственников из Шабалинского района были выявлены дополнительные сведения о Глушкове Михаиле Григорьевиче.

В ходе проекта через знакомство с опытом ветеранов Великой Отечественной войны у школьников формируется активная гражданская позиция. Совместный труд обучающихся, педагогов, родителей, ветеранов, общественности способствует формированию духовно-нравственных патриотических ориентиров обучающихся.







© 2010-2022