Воспитание гражданина в начальной школе через исследовательскую работу

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание гражданина в начальной школе через исследовательскую работу

Мельник Ольга Владиславовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24»


В данной статье рассмотрены проблемы патриотического воспитания учащихся начальной школы. Выявлена и обоснована необходимость формирования гражданственности и активной гражданской позиции в обществе. Выделяются различные формы индивидуальной и коллективной поисковой и исследовательской деятельности школьников. Основное внимание в работе автор акцентирует на изучение истории Иркутской области, так как краеведение способствует воспитанию будущего гражданина-патриота.

This article deals with the problems of patriotic education of elementary school students. Identified and necessity of formation of citizenship and active civil position in society. Highlighted various forms of individual and collective search and research students. The focus of the paper, the author focuses on the study of the history of the Irkutsk region, as local history helps educate future citizen-patriot.

Ключевые слова: краеведение, гражданская позиция, гражданственность, патриотизм, этапы деятельности: подготовительный, организация практической деятельности, заключительный, рефлексия, виды поисковой деятельности, поисковый метод, мероприятия.

Tags: local history, citizenship, nationality, of patriotism, stages of activity: preparation, organization of practice and final reflection, types of search activity, the search method of the event.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.

Д.СЛихачев

Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край - Иркутская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину.

У педагогов встает задача воспитать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Ведущей идеей педагогической деятельности является постоянное совершенствование знаний по данной теме. Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.

В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.

Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм - два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.

Патриотизм - (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм - нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).

Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.

Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры - это великое возвышающее человека чувство» (Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983,с.9).

Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы поискового отряда.

В организации данной работы используются следующие этапы деятельности:

Первый этап - подготовительный. На этом этапе задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.

Второй этап - организация практической деятельности с целью получения учащимися опыта гражданского действия. Основными видами деятельности являются:

- шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны, живущими в нашем поселке;

- организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;

- шефство над памятником города;

- работа по сбору интересного материала об истории городов, деревень и сел нашего района, известных жителях района, участниках ВОВ;

Третий этап - заключительный этап. Это один из самых важнейших этапов проектно - исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, а потом и подготовка и проведение праздников в классах, а значит, осознание своей социальной значимости останется в душе ребенка на долгие годы.

Этап рефлексии в конце учебного года.Это самоанализ и самооценка проделанной работы. Этот этап можно проводить сразу после проведения праздника.

В исследовательской работе используются основные виды поисковой деятельности:

  1. Библиографический поиск, т.е. вместе с родителями учащиеся подбирают и изучают литературу, связанную с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками.

  2. Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности.

3) Составление родословной (вместе с родителями).

Для подготовки детей к исследовательской деятельности используется поисковый метод.

К примеру, краеведческий урок «Мой край в годы войны» готовят сами ученики по желанию. Ими предварительно идет сбор информации. А затем они выступают с сообщениями на темы: «Мой прадедушка (прабабушка) был на войне», «Герои живут рядом (об участниках войны - жителях нашего города)».

Такие мероприятия и уроки долго сохраняются в памяти. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.

Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека- гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления людей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.


© 2010-2022