Психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей

Данный доклад был представлен на ГМО учителей иностранных языков. Тема одаренности на сегодняшний является волнующей. Учитель должен увидеть одаренного ученика и построить учебный процесс так, чтобы раскрыть весь потенциал ребенка. Актуальность темы обусловлена также введением нового ФГОС. В докладе рассмотрены основные понятия данной темы, условия развития, проблемы, методы, формы поощрения. В докладе приведены примеры опыта развития одаренности нашей школы (МАОУ СОШ №56 г.Артемовский). К докла...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на ГМО по теме

«Психолого-педагогическая поддержка талантливых и одаренных детей»

Учитель английского языка МАОУ СОШ №56

Куликовская Виктория Владимировна

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» (Сухомлинский).

Нельзя не согласиться со словами этого великого педагога. Поддержка, развитие и социализация детей в условиях современного развивающегося общества становится одной из важнейших задач системы образования. Работа с одаренными детьми - одна из приоритетных в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная, так как традиционная педагогика не ориентирована на работу с одаренными детьми. Не зря Сухомлинский сравнивает одаренность с маленьким росточком, требующим к себе особого внимания. Ведь далеко не каждый человек способен без чьей-либо помощи реализовать свои способности.

Актуальность данной темы обусловлена введением нового ФГОС. В традиционной системе обучения основная деятельность учителя направлена на среднего ученика. Образование детей в Новой школе направлено, в том числе, на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Новые стандарты позволят развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия (возможности) для работы по развитию одаренности.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, основанная на сочетании трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).

В большом психологическом словаре можно найти следующее определение одаренности:

Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

Выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:

- интеллектуальную - у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;
- творческую - легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
- академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам);
- художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
- социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;
- психомоторную (т.е. спортивную) - характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).

Понятие одаренности часто путают с понятиями талантливости и гениальности, но мы должны понимать, что это близкие по смыслу слова и в тоже время абсолютно разные:

Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности. Талант - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся значение для жизни общества.

Из этих определений можно сделать вывод, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Как правило, одаренность ребенка проявляется уже с самого раннего детства. Например, ребенок в четыре года рисует превосходные пейзажи, играет на нескольких инструментах, решает сложные математические задачи.

9 слайд По мнению психологов, отличительными особенностями одаренных детей являются: высокий уровень мышления и интеллекта, познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь, большой словарный запас. Но у такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость. Ведь, как правило, они быстрее остальных справляются с заданиями на уроке, и если не занимать их дополнительными, интересными заданиями, то можно потерять таких детей как учеников.

Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика возможностей ребёнка;

2) адекватное содержание обучения;

3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией;

4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося;

5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Выделим из данных условий важное и стоящее на первом месте: педагогическое сопровождение учащихся. Внедрение педагогического сопровождения создаёт условия для обеспечения собственной учебной деятельности школьников, учёта и развития их индивидуальных способностей, а в центре внимания - способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детей, их интеллектуальных способностей.

Целью педагогического сопровождения одарённых детей является создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одарённых детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие, самореализацию, самоопределение и социализацию.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Программа развития школы должна предусматривать целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути, и реализовываться в действии. По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает Основную образовательную программу основного общего образования, содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса - 30% от общего программы. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.

В школе может быть разработана система мероприятий, включенная в основную образовательную программу школы для развития разных видов одаренности. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Формы работы с одаренными учащимися:

• групповые занятия с одаренными учащимися;

• предметные кружки;

• кружки по интересам;

• конкурсы;

• курсы по выбору;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• занятия в профильных классах;

• интеллектуальные марафоны.

Немало важную роль играет поощрение одаренных детей. Формы поощрения:

  • публикация в СМИ;

  • премия администрации ОУ "Ученик года";

  • увеличение каникулярного времени;

  • стенд "Лучшие ученики школы";

  • система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.

В нашей школе поддержка одаренных детей ведется через урочную и внеурочную деятельность:

  • Проведение нетрадиционных форм уроков: дискуссии, круглые столы, игры

  • Творческие задания, создания проектов/презентаций

  • Организация факультативов по различным предметам, в т.ч. и по английскому языку

  • Организация и проведение конкурсов, олимпиад различных уровней

  • Организация дополнительного образования

Например, школой организован курс английского языка для младших школьников (начиная с 1 класса). Учитель: Мамонтова Л.Л. Цель данного курса: развитие коммуникативных умений учащихся, познавательного интереса, расширение кругозора, формирования интереса к изучению английского языка. На данном курсе учащиеся обучаются по оксфордской программе «Happy house», «Happy street». Дети разучивают песни, стихи; выступают на школьных мероприятиях; выполняют лексические упражнения; со второго класса ученики начинают читать, переводить тексты. Отмечается положительная динамика у учащихся. Дети, которые занимаются по данному курсу, проявляют устойчивый интерес на уроках, с легкостью читают и переводят, умеют высказаться по ситуации и в результате чего имеют отличные оценки.

Важнейшей формой работы с одаренными детьми в нашей практике являются предметные олимпиады, которые способствуют становлению и развитию образовательных потребностей личности. Для подготовки учащихся к олимпиадам используются задания повышенной сложности с использованием внепрограммного материала.

На своих уроках мы стараемся применять интерактивное обучение. Интерактивные технологии очень разнообразны. Из их многообразия мы используем творческие задания (презентации, эссе, плакаты) и проекты.

Планируя программу на будущий год, мы предполагаем проведение недели английского языка, увеличения количества участников олимпиад, вовлечение в проектную деятельность.
Сегодня работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы каждого учителя. Талантливого ученика необходимо не только увидеть, но и помочь ему поверить в себя, осознать свою значимость, помочь ему самостоятельно ответить на волнующие вопросы, включить в процесс постоянного и поступательного самосовершенствования. Поэтому занятия с такими учениками должны быть рассчитаны на создание «ситуации успеха», в результате чего развивается творческий потенциал ребенка, формируется активная жизненная позиция. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.


© 2010-2022