«Школа вчера, сегодня, завтра»

Конкурсная работа на тему: «Школа вчера, сегодня, завтра» Номинация: «Экологическое благополучие места проживания»                                                                                                                            Природа – богатейшая кладовая здоровья. Благотворно воздействие на человека леса. Деревья и другие растения выделяют в окружающую среду биологически активные живительные газы – кислород и озон, а также особые вещества – фитонциды, убивающих болезнетворных микроб...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная основная общеобразовательная школа-интернат -

школа - интернат основного общего образования







Конкурсная работа

на тему: «Школа вчера, сегодня, завтра»

Номинация:

«Экологическое благополучие места проживания»





Выполнил: ученик 9 класса

Коркин Роман Андреевич

Руководитель: Коркина

Ольга Викторовна

Технический руководитель:

Коковихина Елена Ивановна









г. Куйбышев, Новосибирская область

2009г.

Содержание

1. Вместо предисловия 3

2. Экологические проблемы 6

3. История школы 7

4. Проектная идея 22

5. Цели и задачи проекта 23

6. Школьный участок и его проблемы 25

7. Школьный участок как экосистема 27

8. Растительный и животный мир школьного участка 28

9. Ландшафт и пейзаж 29

10. Ландшафтный дизайн школьного участка 31

11. Газоны 32

12. Цветоводство 34

13. Деревья и кустарники 36

14. Заключение 38

15.Предложения 40

16. Список литературы 41



Вместо предисловия

Природа - богатейшая кладовая здоровья. Благотворно воздействие на человека леса. Деревья и другие растения выделяют в окружающую среду биологически активные живительные газы - кислород и озон, а также особые вещества - фитонциды, убивающих болезнетворных микробов. Равномерный шелест листвы в сочетании в сочетании с целебным воздухом повышает работоспособность, а зелёный цвет успокаивающе действует на нервную систему и зрение. Не случайно в современной медицине появились термины «фитотерапия» и «ландшафтотерапия», то есть лечение при помощи растений и природных ландшафтов.

Отдых в лесу, на поляне, на берегу речки или озера не только восстанавливает силы, но и обогащает духовный мир человека. «Радость видеть и понимать - самый прекрасный дар природы», - писал Альберт Эйнштейн.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Богат и разнообразен растительный мир Западной Сибири. Неосвоенные территории заняты дикими растениями, среди которых насчитывают тысячи лекарственных, пищевых, витаминоносных, кормовых, медоносных и технических видов. Здесь растёт свыше 40 видов деревьев, из которых наиболее распространены и ценны сибирский кедр, сосна и берёза (представленная 5 видами: Кузьмищева, Крылова, извилистая, пушистая, бородавчатая), осина, тополь (чёрный или осокорь; белый, сибирский бальзамический, лавролистый и различные их искусственные и естественные гибриды), ива (ветла или ива белая; верба или ива ломкая; ива русская, чернотал, белотал ,ива курайская). Кустарники представлены 230 видами, травянистые многолетники - 2422.

Однако это не означает, что природные богатства неисчерпаемы. В охране нуждаются некоторые декоративные кустарники: черёмуха, шиповник; многие ценные лекарственные травы: золотой корень, володушка, синеголовник, солодка, маралий корень или левзея, синюха, росянка и целый ряд других; дикие ягодники: брусника, голубика, черника, смородина, лесная малина, алтайская жимолость, облепиха, клюква, земляника, клубника. Можно назвать ещё десятки растений, для которых уже сейчас нужны специальные меры: создание заказников и заповедников либо разведение их в ботанических садах или на полях совхозов.

«Школа вчера, сегодня, завтра»«Школа вчера, сегодня, завтра»

Чтобы охранять природу, нужно знать и любить её. Основная форма охраны природы - плановое использование её ресурсов, обеспечивающее прогрессивное воспроизводство изъятых природных богатств, то есть рациональное природопользование. Оставить после себя детям и внукам не только технически совершенные фабрики и заводы, но и сохранённые и улучшенные ландшафты - обязанность человечества и каждого человека в отдельности.

«Школа вчера, сегодня, завтра»


Экологические проблемы

Наиболее острыми экологическими проблемами нашего города являются:

- загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния котельных, предприятий промышленности, транспорта, возгорания несанкционированных свалок твердых бытовых отходов;

- загрязнение почв, подземных и поверхностных вод в местах размещения свалок.

Наряду с этим существуют эколого-гигиенические проблемы, из которых приоритетными могут быть названы:

- качество питьевой воды;

- подтопление территорий населенных пунктов;

- природноочаговые инфекции (клещевой энцефалит);

- состояние гидротехнических сооружений.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Экология -

наука, изучающая закономерности взаимодействия общества с природой, научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов.

Наша школа рассматривает экологическое воспитание шире, чем просто природоохранная деятельность школьников. Это, прежде всего формирование экологического сознания и духовного мира человека.

История школы

История-создание условий для воспитания патриотов своей малой родины через изучение истории родного края, истории своей школы.

Пути в «сегодня» ведут через «вчера».

Этапы большого пути

В конце 50-х годов, когда была построена Барабинская ГРЭС и начал «расти» город, было принято решение о строительстве в г. Куйбышеве школы - интерната. Его экономичнее было бы разместить в районе трудового посёлка (не надо было строить свою кочегарку). Однако выбор пал на это место, где он стоит теперь. Этот район экологически более чистый: далеко от ГРЭС, нет промышленных предприятий, близко берёзовая роща.

13 мая 1957 исполнительный комитет Куйбышевского городского Совета принял решение о выделении земельного участка под строительство полного комплекса школы - интерната площадью 3 га размером 200-150м, в северо - западной части города. 3 января началось строительство. К осени 1961 года школа была построена.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

16 октября 1961г. Порог школы переступило 285 воспитанников и 78 человек обслуживающего персонала, учителей, воспитателей.


Озеленением школы занимались комсомольцы. Мы нашли записи и фотографии 1962 года.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

В 1963 году состоялся первый выпуск. Первых выпускников было 32.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

На протяжении многих лет в школе работал экологический кружок.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Кружковцы участвовали в различных слётах, конкурсах и соревнованиях по экологии. В школе сохранились грамоты и дипломы, полученные в разные годы.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Во время строительства школы действовали пионерские и комсомольские организации. Мы тоже имеем свою организацию, которая называется республика «Радуга+». Как и любая республика у нас есть герб и флаг.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Герб школы-интерната представляет собой щит разделенный на четыре сектора. Изображение радуги в верхнем левом квадрате обозначает наличие в школе детской республики «Радуга». В правом верхнем квадрате символы всестороннего развития ребенка через систему дополнительного образования. В левом нижнем углу - символы спортивной жизни школы. В правом нижнем углу - символы гарантии интеллектуального развития детей. Лучи солнца, объединяющие все квадраты, символизируют стремление педагогического коллектива к созданию условий для эмоционального комфорта учащихся.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Флаг школы-интерната является официальным символом школы. Расположение солнца на голубом фоне символизирует стремление педагогического коллектива создать комфортные условия для каждого воспитанника в школе. Символ рук обозначает педагогическую, психологическую и медицинскую поддержку учащихся школы. Улетающие голуби - символ благополучного окончания школы воспитанниками.


Огромный вклад в развитие школы внесла Щербакова Наталья Викторовна.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Щербакова Наталья Викторовна родилась в г. Новосибирске 11 апреля 1949г.

В 1966г. Окончила среднюю школу №1 г.Куйбышева Новосибирской области.

С этого же года началась ее трудовая деятельность в Михайловской восьмилетней школе Куйбышевского района учителем химии и биологии.

В 1978г. Щербакова Н.В. успешно окончила Новосибирский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет, получив специальность учителя химии, биологии.

В 1978г. Переведена директором Михайловской восьмилетней школы.

В 1982г. Переведена директором Каминской средней школы.

А с 1987г. И по сей день Наталья Викторовна - директор школы-интерната основного общего образования г.Куйбышева.

За плодотворную трудовую деятельность награждена значком «Отличник народного образования» в 1991г.

За реализацию авторского проекта «Создание школы медико-психолого-педагогической помощи детям» в 2001г. - большая золотая медаль «УЧСИБ-2001»

За большой вклад в развитии системы образования - почетная грамота и денежная премия губернатора области Толоконского В.А. в 2003г.

Наталья Викторовна - учитель и директор высшей квалификационной категории.

Щербакова Н.В. - человек активной гражданской позиции, всегда находится в гуще общественной жизни. В течение многих лет избирается депутатом городского совета.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Наталья Викторовна увлечена благоустройством школы, озеленением территории, созданием цветников и старается вовлечь в эту работу и нас.

Вот так выглядела школьная территория нынешним летом.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Это тоже плоды нашего труда.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Но всегда хочется чего - то нового, каких - то перемен.

Поэтому возникла идея создания реальной зелёной зоны, Школьного

парка, где могли бы отдыхать и заниматься спортом не только учащиеся школы, но и все желающие.

Проектная идея

Процесс создания школьного парка предусматривает создание следующих зон:

  • Зона озеленения (газоны, клумбы, аллеи выпускников).

  • Зона отдыха и досуга (сквер, площадки для отдыха, игровые площадки для младших школьников, скамейки, малые архитектурные формы).

  • Спортивная зона (площадки для спортивных игр: баскетбола, волейбола, футбола).

  • Зона учебно-опытной работы (для проведения опытно-экспериментальной работы с учащимися по предметам).

Работа по благоустройству школьной территории имеет большое значение для формирования трудовых и коммуникативных качеств учащихся. Забота о воссоздании и сохранении природы помогает в решении проблемы воспитания экологической культуры и потребности в здоровом образе жизни. Экологическая деятельность объединяет различные социальные и возрастные группы людей для совместного решения проблемы создания комфортных условий жизненного пространства.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Цели и задачи проекта

Цель проекта - преобразование малопродуктивной школьной территории в полноценную экологическую систему за счёт создания близких к естественным биологических сообществ. Цель обучения ландшафтному проектированию - выработать средовой, экологический подход к творчеству, создать правильное представление об эстетических и функциональных возможностях природных элементов.

Проект направлен на активизацию учащихся и жителей микрорайона по улучшению экологического состояния микрорайона "Интернат".

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • уничтожение источников пыли и грязи в прилежащей территории;

  • декоративное оформление прилегающих к школе территорий;

  • создание условий для занятий различными видами спорта;

  • обеспечение благоприятных условий для передвижения по территории школы и на подходах к ней;

  • активизация практической деятельности по благоустройству пришкольной территории;

  • овладение учащимися умениями и навыками правильного поведения на природе;

  • формирование потребности в сохранении и улучшении природы.

  • дать ясное представление о принципах решения основных проблем ландшафтной архитектуры, о том, как они проявляются в современной архитектурной практике.


Прогнозируемые результаты

Улучшение экологической обстановки микрорайона, укрепление здоровья его жителей. Оснащение места для культурного семейного отдыха, площадок для игр и занятия спортом. Уменьшение числа подростков, бесцельно проводящих свое свободное время.

Проведение опытно-экспериментальной работы с учащимися по биологии, экологии и географии.

Участники и исполнители проекта

Учителя и учащиеся школы - интерната, родители, студенты КФНГПУ факультета психологии, жители микрорайона, выпускники школы.

«Школа вчера, сегодня, завтра»





Школьный участок и его проблемы

Школа - интернат расположена на одной из улиц города Куйбышева - Интернатская 2а. На заднем дворе школы - спортивная площадка и огород. Площадь участка приблизительно равна 3га (200м Х 150м).

Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем кажется на первый взгляд. По существующим санитарным нормам каждое учебное, дошкольное или оздоровительное учреждение должно иметь выраженную буферную зелёную зону, ограждающую эти особые по своему назначению объекты от загазованной городской среды.

Запрет курения во всех общественных местах, на пришкольном дворе, обеспечивает нам свежесть воздуха и чистоту окружающего мира. Борьба с курением - это непрекращающееся сражение, которое мы все еще ведем. Число старых курильщиков уменьшилось, но молодые люди, включая девушек, все еще попадают в ловушку этой вредной привычки. Мы не имеем права позволить себе проиграть это сражение.

Не приложи мы усилий, чтобы убедить людей изменить свои привычки, мы жили бы в куда более грубом и диком обществе. Мы начали с воспитания наших людей. После того, как мы убедили большинство из них, мы стали издавать законы, чтобы наказывать меньшинство людей, преднамеренно нарушавших правила. Это сделало школьный двор более приятным местом для жизни.


Проблема грязи и пыли в районе школьного двора решена, но хотелось бы, чтобы она решалась и в районах близко лежащих домов. Уборка школьного участка осуществляется в соответствии с «Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка», но за территорией, которая не принадлежит школе грязь и мусор.

«Школа вчера, сегодня, завтра»




Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.

Школьный участок как экосистема

Живые организмы и их неживое окружение неразрывно связаны друг с другом и находятся в постоянном взаимодействии. Совместно живущие организмы различных видов обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей их физической средой. Эта сеть вещественно-энергетических взаимосвязей объединяет живые организмы и окружающую их среду в сложные экологические системы.

В обществе растет беспокойство по поводу ухудшающегося состояния окружающей среды и начинает формироваться чувство ответственности за состояние природных систем Земли. Анализ всех принимаемых хозяйственных решений с точки зрения сохранения и улучшения качества окружающей среды стало абсолютно необходимым при разработке любых проектов освоения и преобразования территорий.

Все сферы жизни взаимодействуют. Единство экологии лежит в основе концепции экосистемы. Почвенная, водная, наземная и воздушная сферы - результат постоянного взаимодействия живого и неживого. Не один вид живых организмов не может существовать исключительно среди себе подобных. Определенные условия предполагают стабильное развитие экосистемы.

Таким образом, экосистема - это единая природная система, образованная живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и неживые составляющие связаны между собой постоянным обменом вещества и энергии. Под экосистемой может иметься в виду как Земля в целом, так и более простые объекты. В моем реферате в качестве экосистемы я выбрала школьный участок как микро-экосистему нашего города.


Растительный и животный мир школьного участка

Считаю, что озеленение школы достаточное (66 тополей, 4 клёна, 6 деревьев ранеток, 11 рябин, 17 акаций). Листья выделяют кислород, поглощают углекислый газ и очищают атмосферу от вредных газов и пыли, попадающих в нее.

На одного учащегося нашей школы приходит 0,2 дерева . По данным Всемирной организации здравоохранения, на одного жителя города должно приходиться 50кв.м. зелёных насаждений.

Расстояние между узколистными формами деревьев должно быть 5 - 6 м, между широколистными - 8-10 м. На нашем участке это сохранено. Известна роль зелёных насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 ч восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость жилого микрорайона на озеленённых участка на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70 - 80 % аэрозолей и пыли.

Летом в школе проходит практика. Есть много направлений, и одно из них - работа на пришкольном участке. Эта бригада школьников ухаживает за растениями, кустарниками и клумбами.

Животные в нашем школьном участке представлены не только обычными в естественных экосистемах видами , но и особой группой животных - спутников человека. В ее составе - птицы (воробьи, скворцы, галки, голуби), грызуны (крысы и мыши) и насекомые (тараканы, клопы, муравьи, мухи и др.). Многие животные, связанные с человеком, питаются отбросами на помойках (галки, вороны, воробьи). Это - санитары города. Разложение органических отходов ускоряют личинки мух и другие животные и микроорганизмы.

Ландшафт и пейзаж

Под ландшафтной архитектурой в наши дни понимается особый вид архитектурной деятельности, направленной на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни. В этих целях ландшафтная архитектура использует такие материальные средства, которые всегда существовали в природе (рельеф, вода, растительность и др.) и подвергает их необходимым преобразованиям. Все компоненты ландшафта тесно снизаны между собой, их состояние и развитие зависит от конкретных природных условий, от воздействия хозяйственной и социальной деятельности человека.

Предстоит создать в городских поселениях среду, не менее благоприятную и здоровую, чем любая разновидность «загородной» среды.

Проблемы роста населения и всестороннего развития деятельности человека взаимосвязаны с процессами преобразования и развития среды; основным местом концентрированного взаимодействия этих процессов являются человеческое поселение и прилегающие к нему территории. Не случайно поэтому, что основные опыты улучшения среды средствами ландшафтной архитектуры, основной объем проектирования и строительства относятся к крупным и средним городским образованиям.

Так, растительность, окружающая город, испытывает с его стороны двоякое воздействие: непосредственное, когда растительность уничтожается для потребления городом или для расчистки территории в связи с изменением ее использования, и вторичное - через климат. Эпизодические изменения климата в городском окружении способны вызвать устойчивые изменения в состоянии и развитии растительности. Можно считать, что растительность испытывает неблагоприятное воздействие всех видов деятельности человека, происходящей в самом городе и его окружении. Даже специально охраняемые вблизи города участки растительности испытывают на себе подобное его влияние.

Ландшафт местности слагается из ряда пейзажей, может быть и разных, но в целом создающих единое представление об общем ландшафте данной местности или парка.

Пейзаж - ограниченное пространство, открывающееся с определенной точки, это отдельные фрагменты природы, вызывающие разные ощущения и настроения. Как в пейзажной живописи, где изображение природы художником отражает его отношение к природе, его мысли, чувства, общественное мировоззрение, так и в ландшафтном искусстве изменение природы, сделанное в натуре по определенному замыслу, создает определенные пейзажные картины.

Пейзажи разделяются на виды, незначительные по пространству. В ландшафтном искусстве раскрытие в пейзаже отдельных видов связано с удачной планировочной системой. Общая ландшафтная картина как бы слагается из ряда пейзажей и видов.

В пригородном ландшафте растительность воспринимается в общих массах. Она создает многоплановость в ландшафте; передний план акцентируется, создавая рамку ландшафту; все группировки воспринимается крупными пятнами открытых и закрытых ландшафтов. В малом саду среди декоративных качеств растительности особую роль приобретают фактура и цвет листьев, ствола, ветвление каждого дерева, яркие тона цветов.

В области ландшафтного проектирования существует как бы своя типология: общая система озелененных территорий города; система озелененных территорий для загородного отдыха; проектирование отдельных элементов системы озеленения - парков городского типа и районного значения, бульваров, санитарно-защитных зон и многих других объектов.

Понятия «ландшафт» и «пейзаж» взяты условно. В принятой терминологии эти слова обычно являются синонимами, пришедшими из немецкого (Landschaft) и французского (pay-sage) языков. В географической ландшафтоведении ландшафт - понятие территориальное; оно отражает эволюции.

Ландшафтный дизайн школьного участка

Для оформления школьного участка подойдёт пейзажный стиль. В нём равновесие и гармония могут быть достигнуты при живописном, асимметричном расположении объектов, что приводит к более тесной гармонии с природой.

Пейзажный стиль пришел к нам из Китая, где регулярного стиля вообще никогда не существовало. Позже, когда отсюда трепетное восприятие природы перекочевало на острова Японии, искусство японских садов стало оказывать влияние на сады всего мира.

Именно из этого стиля мы можем заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.

Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. В саду пейзажного стиля вы не увидите прямых дорожек и геометрических форм. Характер садовых композиций согласовывается с окружающейся местностью, и границы участка по возможности маскируются. Особенно важно в пейзажном стиле, то что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом

Для каждого клочка, сотки, гектара земли существует идеальное применение. Для каждого применения существует идеальный участок. Но удачно лишь то, что взвешено с точки зрения законов природы, богатства опыта и здравого смысла.


Газоны

Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов.

Но газон на участке - не только элемент декоративного оформления. В жаркое время дня температура воздуха на газоне (на высоте корпуса человека) на 6-7 градусов ниже, чем на асфальтовом покрытии. Это происходит потому, что подстриженная трава интенсивнее испаряет влагу, повышает влажность земли и поэтому в целом улучшает микроклимат сада. Известно так же, что газон поглощает пыль и в значительной мере снижает уровень шума. Газон еще и «санитар» нашего участка: в слое дерна, образуемого корневой системой трав, быстрее минерализуются органические вещества, и это способствует очищению почвы от вредных микроорганизмов и сорняков.

Газон желательно засевать одним видом трав или соответственно виду почвы и назначению газона смесью из двух-трех видов злаковых трав. Для устройства устойчивого газона рекомендуют обычные смеси газонных трав, хотя некоторые специалисты советуют применять чистый посев мятника лугового.

Мятник луговой. На плодородных почвах и в солнечных местах наиболее устойчивый к вытаптыванию вид газонных растений. Он образует хорошо пронизанную корнями дернину. При скашивании или стравливании у него быстро образуются новые побеги. На плодородной почве растет быстрее, засухоустойчив, сохраняется на газонах годами. Оптимальная высота скашивания газона из мятника 4 см.

Мятник лесной. Наряду с мятником луговым в тенистых местах хорошо растет мятник лесной. Это один из немногих газонных злаков, который может хорошо расти в тени кустов и деревьев на удобренных почвах. Мятник лесной не переносит вытаптывания или скашивания более двух раз в лето.

Овсяница красная - травянистое газонное растение, образующее многочисленные вегетативные побеги - отпрыски, нетребовательна, при хорошем удобрении может расти в сухих местах с тонким плодородным слоем как на солнце, так и в тени. Хорошо переносит вытаптывание и частое скашивание, образует густой газон.

Клевер белый хорошо растет на интенсивно вытаптываемых площадках. У него на корнях образуются клубеньки, связывающие азот воздуха, в результате чего он снабжает азотом и злаковые растения газона. Клевер белый размножается семенами, хорошо укрепляет дернину, благодаря укореняющимся наземным ползучим побегам.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Смеси газонных трав. Рекомендуется сеять мятник луговой доминирующим компонентом в смеси трав для спортивных газонов, а овсяницу красную для декоративных газонов. Очень хорошо смесь обеих газонов.


Цветоводство

Цветы - украшение, фон, элемент декоративного покрытия и постоянные жители нашего участка. Без цветов не обойдется ни один земельный надел. Цветы действительно украшают участок.

Цветы требуют определенного тщательного ухода. Красота цветника зависит не только от сочетания растений по окраске, фактуре, высоте, времени цветения, но и от того, какие условия будут созданы для ухода. Каждый вид растений по-своему требователен к влаге, свету, почве. Одни нужно пересаживать весной, другие осенью. Каким-то растениям нужен частый полив, посаженным по соседству - воды требуется мало. Цветочных растений так много и они так разнообразны, что их разделяют по ряду признаков.

По продолжительности жизни все цветочные растения делятся на однолетники и многолетники. У однолетников жизненный цикл, т.е. период от посева до образования новых семян и полного отмирания, проходит за 6-7 месяцев. Неблагоприятный зимний период они переносят в виде семян.

Многолетники сохраняются зимой в виде корневищ, клубней, луковиц. Каждый год у них вырастает новые побеги. С третьего года жизнеспособность падает, цветение становится слабым, многие из них погибают.

Растения различаются и по отношению к теплу, свету и влаге. Теплолюбивые растения неприхотливы на юге, в условиях, когда лето короткое, тепла не хватает, необходимо выращивать их через рассаду. Холодостойкие и быстрорастущие растения можно высевать прямо в грунт, на постоянное место. Светолюбивые растения плохо растут при недостатке света и в тенистых местах, а тенелюбивые на солнце. Теневыносливые: Анютины глазки, Бегония, Василек, Мальва, Маргаритка, Незабудка, Табак душистый, Барвинок, Водосбор, Ландыш, Нарцисс, Примула…. Светолюбивые астра, Вербена, потребность в воде у цветочных растений различная. Есть очень влаголюбивые растения, растущие у водоемов, много воды требуется и многолетникам, цветущим весной, таким как водосбор, купальница, ландыш, незабудки, папоротник… Другие растения, напротив, плохо переносят избыток влаги, они перестают расти, а иногда даже погибают: душистый горошек, петуния, очиток.

По высоте растения делятся на высокие, средние и низкие.


«Школа вчера, сегодня, завтра»



Деревья и кустарники

Лужайки, цветники и дорожки образуют нижний уровень. Над ними возвышаются древесные растения - деревья и кустарники, которые и создают вертикальную структуру сада. Зимой, когда травы и цветы скрыты под слоем снега, деревья не дают забыть, что перед вами сад, а не безжизненная пустыня.

Среди множества видов отдать предпочтение следует наиболее неприхотливым нетребовательным к почвам и уходу, теневыносливым и быстрорастущим породам. Конечно, не исключаются и медленнорастущие

Без лиственных деревьев, сбрасывающих свой убор на зиму, невозможно представить себе наш школьный двор. Листва пожелтела и опала, ветки скованы инеем и гнутся под тяжестью снега, но с приходом весны появляются новые почки и зеленеют первые клейкие листики.

Береза - прекрасное, исключительно декоративное дерево. Удивительна неприхотливость, выносливость этого быстрорастущего дерева. Хочется сказать, что в березовом лесу с его чистым и насыщенным фитонцидами воздухом легко дышится.

Липа - долгожитель, медленно растущее дерево. Ценится душистым нектаром.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Вяз - морозостоек. Теневынослив. Засухоустойчив.

Тополь (китайский, берлинский, советский пирамидальный, черный) - морозостоек, засухоустойчив, светолюбив.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

Кустарники практически лишены недостатков - почти все они цветут, занимают мало места. Вырастить кустарник и получить законченную композицию гораздо проще и быстрее, чем вырастить дерево. Кустарники редко болеют. Пестроокрашенная листва так же декоративна, как листва. Выращивание декоративных кустраников - интересное занятие. Заслуженной любовью в наших условиях пользуется сирень, айва японская, чубушник, гортензия мельчатая.


Заключение

В ходе проектной работы я пришёл к выводу, что наш пришкольный участок нуждается в благоустройстве и модернизации. Не только школьный участок нуждается в перестройке, я считаю, что необходимо пересмотреть систему экологического воспитания школьников.

Под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека - к себе, к знанию, к другому, к природе

Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нем особенности, гармонирующие с его общественной деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих чувств, а также эстетических духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства, как и живописи, скульптуры, должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчитано на активное положительное воздействие, на него. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля и его художественного образа находятся закономерности прекрасного, заложенные в природе, преломленные через призму искусства и психологических потребностей человека.

Предложения

Мои предложения по благоустройству школьного участка. Но это только первый этап - теоретический. Над этим проектом я буду работать и дальше.

1. Создать аллею выпускников, т.е. каждый класс при выпуске должен посадить свое дерево или кустарник.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

2. Создать небольшую теплицу, в которой бы школьники воплощали теорию в практику (выращивание рассады цветов и редких растений).

«Школа вчера, сегодня, завтра»

3.Поощрение лучших экологов школы.

4.Создать мини-сад в свободном (пейзажном) стиле на школьном участке.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

4.1 Засеять газоны.

4.2 Вымостить дорожки.

4.3 Оформить бордюры, клумбы, партеры.

5. Обустроить спортивную площадку.

5.1 Натянуть волейбольную сетку.

«Школа вчера, сегодня, завтра»

5.2 Обустроить баскетбольные щиты.

5.3 Заасфальтировать беговые дорожки.

Список литературы

· Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

· Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.

· Анисенковой / Экологическое образование школьников , И.М. Швец. - Н.Новгород, 1993.

· Винокурова Н.Ф. Изучаем экологию родного города// Биология в школе. - 1990. - №3.

· Винокурова Н.Ф., Камерилова Г.С., Николина В.В., Смирнова В.М., Сиротин В.И. Природопользование. 10-11 класс: учебное пособие для учащихся. - М., 1994.

· Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе - Н. Новгород, 1991.

· Грехова Л.И. В союзе с природой. - М. - Ставр., 2002.

· Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

· Камерилова Г.С. Экология города. - М., 1997.

· Суравегина И.Т., Сенкевич В.В. как учить экологию. - М. 1995.

· Гусев В.Г. Наши питомцы .М. Лесная промышленность , 1987.

· Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.

· Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.


42


© 2010-2022