Развивающие игры в природе

Как сделать экскурсию с детьми в природу интересной , полезной , уникальной, ведь дети в природе бывают часто? Как ,погружаясь в мир природы,  решить не только обучающие задачи, но и показать красоту окружающего мира , подготовить дошкольников к школе , а школьникам помочь раскрыть свои творческие возможности , вселить в малышей веру в свои силы и стремление скорее погрузиться в волшебный мир знаний , где их ждут друзья и верные помощники . Все эти задачи позволяют решить методы и приёмы, описан...  В экскурсии принимают участие разновозрастные группы детей. Это может быть 1 класс и 4 , а может быть выпускная группа детского сада и школьники. В последнем случае мы решаем вопросы адаптации дошколят к школьной жизни .Экскурсия построена так , что учитель в данном случае выступает как консультант , так как развивающие игры проводят сами учащиеся. Экскурсия включает в себя авторские «придумки», творческие методы и приёмы , позволяющие детям с большим интересом познавать мир, проявлять свою творческую индивидуальность. Игры детей разного возраста способствуют развитию коммуникативных  навыков ,  создают в группе знакомых детей атмосферу  взаимного доверия. Данная разработка может служить частью большого проекта , посвященного весенним изменения в природе. Желательно сфотографировать необычные  растения» ,чтобы создать фотовыставку после проведения экскурсии. Можно провести конкурс на лучший рисунок природными красками  , занятия , построенные на материале экскурсии и др. Данная разработка была апробирована автором и представлена на методическом объединении , где получила одобрение коллег.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Развивающие игры в природе»

для учащихся начальной школы.

Тема : Весенние изменения в природе.

Цели: познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Задачи:

  • Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

  • На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

  • Формировать бережное отношение к природе.

  • Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

  • Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.

Изучение правил перед экскурсией

Разрешается:

  • ходить по тропинкам и дорогам;

  • отдыхать в специально отведенных местах;

  • фотографировать интересные объекты природы;

  • рисовать их;

  • собирать листья, семена, плоды для коллекции и поделок;

  • измерять температуру воздуха, почвы;

  • определять облачность, направление ветра;

  • наблюдать за жизнью растений и животных;

  • собирать растения для гербария по совету учителя.

Запрещается:

  • собирать в большом количестве дикорастущие растения;

  • вытаптывать их и уплотнять почву;

  • вырывать растения с корнями;

  • ломать ветки;

  • собирать сок;

  • включать громко музыку;

  • пугать птиц, особенно сидящих на гнездах.

Живая картина

Для проведения этой игры вам потребуется фоторамка.

Детям предлагается найти самый красивый вид в окружающей природе или растение и «вставить» его в фоторамку. Желательно сфотографировать «живую картину», чтобы создать фотовыставку после проведения экскурсии. Можно провести конкурс на лучшую фотографию.

«Живые картины» могут использоваться на последующих занятиях для закрепления материала.

Данный приём развивает внимание, позволяет увидеть красоту окружающей природы, сконцентрировать внимание детей на приметах весны, учит бережному отношению к окружающему миру.

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.

Загадки природы

До начала экскурсии пятиклассники готовят для дошкольников «загадки - предметы» и кладут их в волшебный мешочек.

Загадочными предметами могут быть; зеркало, кружевная салфетка, карандаш и др…

Детям предлагается отыскать в лесу похожие предметы: зеркало -водоём, кружева рисуют кроны деревьев, на карандаш похожи веточки и др. части растений, которыми можно рисовать на дорожке.

Выполняя это задание, дети могут работать в группах смешанного состава(старшие с младшими).

Данный приём развивает сообразительность, наблюдательность умение анализировать и доказывать свою точку зрения, умение работать в группе.

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.

Рисуем природными красками

Для проведения игры необходимо заранее приобрести листы наждачной бумаги, очень мелкой структуры формата А4 для творческих работ.

Дети делятся на группы. Каждой группе выдаётся лист и предлагается нарисовать на нём картину , причём краски найти в природе.

Дети с удовольствием рисуют , используя всё то, что найдут под руками: веточки, листики лепестки цветов, угольки и пр.

Данный вид работы развивает творческую фантазию, позволяет ещё больше узнать о б объектах природы , окружающих детей на экскурсии.

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.

Самое удивительное растение

Дети делятся на группы смешанного состава ( старшие и младшие), находят красивые необычные объекты и объясняют почему они выбрали именно эти растение.

Желательно сфотографировать необычные растения» ,чтобы создать фотовыставку после проведения экскурсии. Можно провести конкурс на лучшую фотографию.

Этот приём прекрасно развивает речь, внимание, мнение работать в группе , доказывать , объяснять своё мнение, закрепляет знания детей по теме «Части растений»

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.

На что похожи облака

Дети обращают внимание на цвет весеннего неба, цвет и форму облаков, определяют в какую сторону дует ветер и куда он гонит облака, рассуждают о том, как изменилась температура воздуха с наступлением весны и почему , фантазируют на тему: На что похожи облака?

На последующих занятиях можно предложить дошкольникам по памяти нарисовать то , что они видели.

Данный приём прекрасно развивает долгосрочную память , речь , фантазию, даёт возможность проанализировать весенние изменения в неживой природе и взаимосвязь живой и неживой природы.

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.

Самый внимательный

В данной игре очень важно , чтобы дети услышали звуки весны (шелест листвы, пение птиц и пр…), узнали встретившихся во время экскурсии животных ( водомерка, лягушка, синичка…)

Желательно во время экскурсии дать детям краткую информацию о встретившихся животных.

Связи живой и неживой природы, внимание, речь.

Развивающие игры в природе.Развивающие игры в природе.



Портрет на фоне весны

Развивающие игры в природе.

Развивающие игры в природе.

Фото на память.

Упражнение «Слепой и поводырь» или «Доверяй другу».
Это очень хорошее упражнение для создания в группе знакомых детей атмосферы взаимного доверия.
Необходимо заранее найти полянку, на которой есть какое-то небольшое препятствие - пенёк, бревно, широкий камень и пр. ,которые дети будут преодолевать .Препятствий не должно быть много ,большим камнем лучше заканчивать маршрут движения . На него дети, которые успешно прошли маршрут, поднимаются как на пьедестал почёта для фотографирования.
Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит сзади, закрывает глаза - он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь идёт первым и медленно ведет «слепого» по маршруту. У поводыря необычная задача - он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. «Слепой» движется, доверяя «Поводырю» и повторяя его движения во время преодоления препятствий.

Для продолжения игры можно поменяться ролями.
По окончании - обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

Развивающие игры в природе.

Развивающие игры в природе.

Развивающие игры в природе.

Развивающие игры в природе.



© 2010-2022