- Преподавателю
- Классному руководителю
- Опыт работы классного руководителя
Опыт работы классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лосич В.Н. |
Дата | 09.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека»
Номинация: классный руководитель общеобразовательного учреждения.
Лосич Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Немировская сош»
Кормиловского муниципального района
I категория
Стаж педагогической деятельности - 38 лет.
В должности классного руководителя - 24 года.
Классный руководитель 7 класса.
Моё учительское счастье - научить детей быть счастливыми.
-
Цель, задачи, направления воспитательной работы.
-
Здоровьесберегающая деятельность:
- диагностическая
- просветительская
- спортивно-оздоровительная
- работа с родителями
- коррекционно-профилактичская
3. Результаты воспитательной работы.
4. Публикации.
5. Приложения.
6. Список литературы.
Какими дети рождаются, это ни от
кого не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими - это в нашей власти.
Плутарх.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования молодого человека.
Показателями эффективности педагогической деятельности является уровень развития классного коллектива, его психологический климат, структура межличностных отношений, а также уровень развития личности ребенка.
Цель моей работы - содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности учащегося и педагогическая поддержка в его нелегком вхождении в общественную жизнь.
Основываясь на трудах классиков в педагогике, на своем жизненном опыте, я определила для себя два пути воспитания:
авторитарный демократичный
(быстрый) (медленный)
- страх, безоговорочное подчинение; - терпение, диалог;
слабый личность
потерянный или знает цель,
жестокий пути достижения
эгоистичный
Я выбрала для себя тернистый путь, но этот путь ведет к высокой цели: воспитать людей счастливых, жизнелюбивых, честных, добрых и активных в своей жизни.
Выбор этого пути определил и мое педагогическое КРЕДО:
-
Не навреди!
-
Я не знаю другого превосходства, кроме доброты.
-
Святая наука - расслышать друг друга.
-
Всему надо учить: и любить, и ненавидеть.
-
Не требуй от ребенка больше того, что он может.
-
Не пропусти момента, когда ребенок достиг первого успеха.
-
Оценивай поступок, а не личность.
-
Защищая ребенка, учи его защищаться.
ИДЕЕЙ моей педагогической деятельности является идея жизненного самоопределения человека как творца собственной жизни и собственного счастья.
Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
Личность
гражданин работник семьянин
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ребенку в школе - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет, может.
Два пути:
императивный гуманный
«Сотвори себя сам!»
«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы».
Демокрит
Замечательной методикой, технологией, прекрасно учитывающей психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способной творить чудеса, на мой взгляд, является коллективная деятельность и коллективные творческие дела. Когда воспитанник погружается в атмосферу ТКД, магическим образом в нем пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства, желание реализовать свои интересы.
Всегда помню замечательные слова А.П.Чехова: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически».
Они помогают мне системно вести воспитательную работу по трем направлениям:
наука душа здоровье
«Три Я!»
-
Наука
-
знания о мире
-
способы познания
-
Душа
-
ценности
-
моральные нормы
-
образцы поведения
-
Здоровье
-
психологический компонент (уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями)
-
физиологический (высокая работоспособность всех органов и систем, устойчивость к заболеваниям)
-
нравственный (стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для других).
Я хочу остановиться на одном из наиболее важных, на мой взгляд, направлений - сохранение здоровья детей.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- Стрессовая педагогическая тактика;
- Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- Провалы в существующей системе физического воспитания;
- Интенсификация учебного процесса;
- Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
- Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
- Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
А ведь, как утверждал М.Монтень, здоровье - это драгоценность (и при этом единственная), ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.
На сегодняшний день ребенка можно считать здоровым, если он:
-
в физическом плане - умеют преодолевать усталость, здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
-
в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознателен, имеет развитое воображение, способен стремиться к самообучению;
-
в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться, эмоционально гибок;
-
в нравственном плане - честен, самокритичен;
-
в социальном плане - коммуникабелен, адаптивен.
Направление работы:
Диагностика (анкеты, акты, информация).
Цель: создать банк данных о состоянии здоровья учащихся, поиск оптимальных форм работы.
Задачи: выяснить, какой образ жизни ведут подростки и насколько их жизнедеятельность соответствует ЗОЖ, включающему следующие компоненты: режим сна-бодроствования, труда-отдыха, питания, двигательная активность, закаливание. Анализ ценностей, размышление, что такое «здоровье», «что значит вести ЗОЖ». Выявить нарушения в здоровье, наличие вредных привычек, определить круг детей «группы риска».
Формы работы:
-
Телекоммуникационный проект «Тебе, пятиклассник» (Приложение №1).
-
Анкетирование (Приложение № 2).
-
Посещение на дому.
-
Составление социального паспорта класса.
-
Составление психолого-педагогической характеристики учащихся.
Учебно-просветительская работа.
Цель: сформировать осознанное отношение школьников к своему физическому и психическому здоровью.
Задачи: дать учащимся знания о собственном здоровье и факторах, влияющих на его состояние, формировать устойчивое понимание приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни.
Мероприятия
-
Классные часы:
«Культура наших потребностей»
«Наше здоровье и болезни»
«Воля и ее развитие»
«От пороков - до недугов» (Приложение № 5)
«Секреты продления жизни»
«В человеке должно быть всё…»
«Не жалей сердца» (Приложение № 6)
-
Беседы врача:
«Это страшное слово «режим»
«Закаливание организма»
«Правила гигиены»
«Расскажи мне обо мне»
«Во всем нужна мера»
«Гигиена питания»
«Внутренние органы, их предназначение, рост и развитие человека»
«Инфекционные болезни»
-
Беседы психолога:
«Мой темперамент»
«Научитесь владеть собой»
-
Выпуск информационных газет, плакатов, оформление уголка здоровья.
-
Лекции учащихся, конкурсы сочинений, писем-обращений (Приложение № 4):
«Не сломай судьбу»
«Как научиться быть счастливым»
«Зеленый змий - миф и реальность»
-
Работа драмкружка (спектакли):
«Прислушайся к своему сердцу (о вредных привычках)»
«Нет дороге в ад!»
«Табак и верзилу сведет в могилу»
«Суд над вредными привычками»
«Наше здоровье в наших руках (о здоровом питании)»
«Учитесь говорить «нет»
-
Неделя иммунизации.
-
Создание учащимися презентации «Влияние компьютера и мобильного телефона на здоровье» (Приложение № 3).
Спортивно-оздоровительная работа.
Цель: сформировать осознанное отношение школьников к своему физическому и психическому здоровью.
Задачи: сохранение и укрепление здоровья.
Мероприятия:
-
Проведение физминуток на уроках.
-
Составление рекомендаций по оздоровлению в домашних условиях.
-
Контроль за санитарным состоянием класса, сменной обуви, чистотой рук.
-
Контроль за дозировкой домашнего задания.
-
Организация питания.
-
Организация летнего отдыха.
-
Вовлечение в спортивные кружки, секции.
-
День здоровья.
-
Спортивные праздники, соревнования.
-
Дискотеки: «Мы за здоровый образ жизни», «Когда сигарета не нужна», «Мы вместе».
-
«Зарница».
-
Туристические походы.
-
Конкурсы блюд.
-
Вечер «Рецепты народной медицины».
-
КВН.
-
Миссия КОМм.
-
Участие в районных соревнованиях, слетах, играх.
Работа с родителями.
-
Родительски собрания:
«Знание - основа воспитания»
«Вредные привычки и их профилактика»
«Женский алкоголизм»
«Культура наших потребностей»
«Дисциплина и управление детьми»
-
Совместные праздники:
«Масленица»
«День матери»
«Вперед, мальчишки»
«Традиции нашего класса»
Интеллектуальная игра «Школа безопасности»
-
Семейные выставки:
«Наша семья в фотографиях»
«От скуки на все руки»
«Наши увлечения»
-
Совместные поездки в театр, в цирк.
-
В турпоход и родители, и дети (Приложение № 7).
Коррекционно-воспитательная работа.
Цель: профилактика зависимостей, коррекция поведения.
Задачи: заострить внимание учащихся на разумном сочетании потребностей как основе нравственного и здорового образа жизни, провести тренинг социальных навыков.
Программа коррекционно-воспитательной работы (Приложение № 8).
-
Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлении учащихся.
Личная значимость здоровья:
72 % - высокая
21 % - достаточная
7 % - недостаточная
Адекватность оценки своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ.
72 % - высокая
21 % - достаточная
7 % - недостаточная
-
Уровень тревожности
5 класс (2010 г.) - 20 %
6 класс (2011 г.) - 15 %
7 класс (2012 г.) - 5 %
-
Показатели здоровья
2010 г. 2011 г. 2012 г.
1 группа 2 4 6
2 группа 6 6 6
3 группа 6 4 2
Нарушение остроты зрения
3 3 3
Нарушение осанки
0 0 0
Хронические заболевания
1 1 1
Количество переболевших ОРВИ
5 3 3
-
Отношение к алкоголю - 3 учащихся (иногда).
-
Отношение к курению - 3 учащихся (постоянно).
-
Отношение к наркотикам - 0.
-
Охват питанием - 100 %.
-
Оздоровление - 100 %.
-
Учебная нагрузка - норма.
-
Нагрузка домашнего задания - норма.
-
Психологический климат в классе - удовлетворительный.
-
Двигательная активность:
Динамические минутки на уроках.
Подвижные переменки.
Посещение уроков физкультуры - 100 %.
Занятие в секциях:
волейбол - 20 %
футбол - 35 %
Участие в спортивных праздниках, соревнованиях, конкурсах - 100 % (1,2,3 места).
-
Интерес родителей к школе, к здоровому образу жизни учащихся.
5 класс 6 класс 7 класс
72 % 78 % 78 %
Литература
-
Науменко Ю.Ф. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М.: «Глобус», 2008
-
Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя. М. 1997
-
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Санкт-Петербург, 2007
-
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М. 2007
-
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи. Волгоград, «Учитель», 2005
-
Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимости. М.: ВАКО, 2007.
Д.Немировка Кормиловский район 2012 год 16