Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема: Портфолио ученика начальной школы,

как средство мотивации личностного развития.














В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  1. Формирование готовности к саморазвитию и непрерывности образования

  2. Проектирование и конструирование социальной среды развития обучения в системе образования

  3. Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

  4. Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Портфолио ученика поможет выполнить мониторинг системно-деятельностного подхода в воспитании и обучении учащихся.


Тема моего выступления: « Портфолио ученика начальной школы,

как средство мотивации личностного развития.»


Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио - показать все, на что способен ученик. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых - позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета (курса, кружка) и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:

  1. Портфолио документов

  2. Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).

  3. Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».

Таким образом, общая цель такой работы в начальной школе - выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

«Портфолио» в начальной школе прежде всего должен носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

► Приобретение навыков само рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

Необязательный компонент Портфолио (собирает сам ученик).

Он содержит работы ученика по различным предметам, выполненные на уроках, во время внеурочных занятий, дома. У учащегося есть желание сохранить их, чтобы видеть свои успехи, свое продвижение вперед.

Для сбора материала в данный компонент Портфолио могут использоваться различные задания:

  1. Разные творческие работы с уроков трудового обучения, рисования.

  2. Творческие задания с уроков литературного чтения (на уроке и дома). Сочини стихотворение, небылицу, загадку, сказку (по иллюстрации). Составь свою азбуку (например, съедобную, сказочную, именную, животную…), опиши неживой предмет, как одушевленный, составь художественный и научный рассказы на одну тему, сделай иллюстрации к тексту и т. д. При выполнении этих работ детям помогают родители, здесь идет их совместная деятельность. Учащиеся учатся у своих родителей, берут с них пример. Это тоже очень важно в учебном процессе.

  3. Сочинения с уроков русского языка.

Используя системно-деятельностный подход я выполняю всего 5 пунктов:

  1. Подари ребёнку радость творчества, осознание авторского голоса

  2. Веди ученика от собственного опыта к общественному

  3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»

  4. Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

  5. Критикуя, стимулируй ученика


Примерное оформление портфолио

Портфолио

ученика начальной школы

Рязанов

Илья

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Рязанов Илья Олегович

____________________г.р.

Отец ______________________________________

______________________________________

Мать ______________________________________

_______________________________________





Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

1. Обо мне



Мое любимое время года

Мое любимое животное

Место, где я люблю бывать больше всего на свете

___________________________________________________________________

Мой лучший друг ______________

Мой любимый вид спорта __

Моя любимая книга ___________

Мое любимое занятие __________

Мой любимый фильм _____________

Моя любимая одежда _____________

Моя любимая музыка

Мой любимый музыкальный инструмент

Моя любимая песенка ________________________________________________

Моя любимая игра _____________

Мой любимый цвет _____________

Мой любимый звук ____________

Мое любимое время года _____________________________________________

Моя любимая игрушка ______________

Мое любимое блюдо

Мой любимый запах

Мое любимое время суток


Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.Вот что я люблю

делать больше всего

















Лучше всего я умею:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________


Я не очень хорошо умею:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________


Больше всего я хочу научиться лучше....

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________


Вот, что мне для этого нужно:

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________


Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

Кружки и секции, которые я

посещаю

класс

наименование кружка, секции и место нахождения









  1. Моя



2. Моя учёба

предмет

2 класс

математика

русский язык

чтение

природоведение

риторика

информатика

иностранный язык

физкультура

ОПК



предмет

3 класс

математика

русский язык

чтение

природоведение

риторика

информатика

иностранный язык

физкультура

ОПК




предмет

4 класс

математика

русский язык

чтение

природоведение

риторика

информатика

иностранный язык

физкультура

ОПК




Мой интерес к школьным

предметам

предмет

математика

русский язык

чтение

природоведение

риторика

информатика

иностранный язык

физкультура

ОПК

1 класс



2 класс



3 класс



4 класс



предмет

музыка

ИЗО

технология

хореография


1 класс



2 класс



3 класс



4 класс



Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.3. Мои достижения


  • Олимпиады

  • Конкурсы

  • Научно-практические конференции


класс

форма проведения

место проведения

результат

















Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.4. Мои участия в

спортивных

мероприятиях


класс

мероприятие

результат













Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.


  1. Моя школьная жизнь

класс

мероприятие

моя роль
















Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.

6. Мои творческие

работы


  • Рисунки

  • Сообщения

  • Презентации

класс

вид работы

тема и название работы

применение
















Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.ТЕСТ

1Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития.. На что тебе нужно обратить особое внимание, чтобы улучшить свои успехи в школе? (Подчеркни)


  • распорядок и режим дня;

  • тренировка силы воли;

  • тренировка памяти

(зрительной, слуховой, логической);

  • развитие логического мышления;

  • чтение научной и художественной литературы;

  • просмотр развивающих телепередач;

  • занятия в кружках, секциях;

  • посещение музеев;




Приложение



© 2010-2022