Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»

Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»   Сельская школа! Сельская школа… Своим существованием она сейчас обязана зачастую изобретательности и инициативности учителей. Трудно конкурировать с городскими образовательными организациями в возможностях ведения образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью обучения. Использование для этого стандартной формы дополнительного образования в виде ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Серебрянская Нелля Александровна,

учитель, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Образцовская средняя общеобразовательная школа» Фроловского муниципального района Волгоградской области


Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»


Сельская школа! Сельская школа…

Своим существованием она сейчас обязана зачастую изобретательности и инициативности учителей. Трудно конкурировать с городскими образовательными организациями в возможностях ведения образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность становится неотъемлемой частью обучения. Использование для этого стандартной формы дополнительного образования в виде работы кружка по определённой программе существенно затруднено по многим причинам.

Одна из них - ограниченность кадровых ресурсов дополнительного образования. Эту роль выполняют зачастую занятые учителя-предметники. Однако, это и одновременный плюс - есть возможность осуществлять поддержку предмета во внеурочное время.

Вторая трудность - небольшое количество детей и одновременно большое количество их желаний заняться чем-то интересным после уроков. Здесь возникает проблемная ситуация, составные части которой следующие.

1. Трудно составить такое расписание внеурочной деятельности, чтобы разные виды кружков проходили в разное время и дети могли посещать избранные ими.

2. Необходимо учитывать занятость руководителей кружков в урочной деятельности.

3. Необходимо соблюдать требования к наполняемости группы для кружковой работы.

4. Специфика сельских школ - «привозные» дети. Обучающихся из окрестных сёл привозит и увозит школьный автобус, который курсирует по расписанию, причём невозможно его передвижение в тёмное время суток. Чтобы дать возможность таким детям посещать кружки по интересам нужно учитывать ещё и время убытия автобуса.

Проблемную ситуацию довершает неустойчивость интересов большинства детей. Попробовали эту деятельность - заинтересовались. Позвал физрук поучаствовать в соревнованиях - а это тоже весьма интересно - побежали в спортзал. А тут конкурс художественной самодеятельности - временно приостанавливается посещение кружка вязания и интерес ребёнка переносится в танцевальный кружок. Что касается нашей школы, нельзя говорить о неактивности детей. Речь, напротив, о том, что дети хотят участвовать в нескольких направлениях внеурочной деятельности, но не имеют такой возможности и буквально мечутся из кружка в кружок.

Длительное время веду кружковую работу по двум направлениям: эколого-биологическое и художественно-эстетическое. Это кружки «Химия и экология», «Юный исследователь окружающей среды», «Компьютер - твой друг в изучении биологии» и «Танцуй с нами». Для себя я создала и опробовала модель работы «плавающие кружки». Причем «плавает» не только время и наименование кружка, но и состав участников.

Учебный год начинается с набора участников кружка. Первый месяц дети стараются ходить регулярно, изучают работу в кружке и решают, заинтересует ли она их в дальнейшем. И даже если педагог дополнительного образования максимально заинтересовывает своих воспитанников, это не спасает кружок от «утечки» посетителей в другие кружки, на мероприятия, проводимые классным руководителем, предметные практикумы и т.д. И дело вовсе не в непривлекательности кружковых занятий. Кроме того кому-то интересна тема химических исследований воды и почвы, а кого-то больше заинтересовывают опыты с биологическими объектами.

Учитывая все указанные обстоятельства, я строю занятие кружка в зависимости от числа, персонального состава и интересов пришедших детей. Обучающиеся осведомлены о времени и месте проведения кружка. Приходят те, кто не занят другими школьными делами или выбрал для себя на сегодняшний момент именно этот вид дополнительного занятия. Так мои кружки превратились в свободное ученическое сообщество, которому дети дали название «Лишь бы не идти домой». Да ещё и назвали такое сообщество межпоселенческим потому, что в его составе дети из разных поселений. Хутора Манский и Рубежний находятся в отдалении от школы, и на занятии кружка дети коротают время до автобуса. Дети из поселения Образцы проживают на той же территории, где находится школа. Они приходят в кабинет пообщаться в неформальной обстановке с другими учениками школы, учителем, заняться интересным делом. Фото 1. Шуточная реклама нашего сообщества.Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»

Комбинируя учебные занятия таким образом, я достигаю главной цели внеурочной деятельности - сделать отдых детей от уроков активным и эффективным с учётом их особых индивидуальных предпочтений и особенностей. Темы из программы кружка дают возможность это реализовать, так как есть на выбор много различных практических и теоретических занятий. Причём, если интересы детей, пришедших на занятие сегодня расходятся, допустима работа малыми группами по принципу малокомплектной школы.Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»

Приведу пример такого занятия. На начало занятия определились группы обучающихся, которым оперативно было создано задание для работы на занятии кружка.

Фото 2. Работа по группам

Группу № 1 составили старшеклассники. Для них была предложена тема «Методы изучения живой природы. Моделирование». Ребятам было предложено задание собрать шаростержневые модели существующих и несуществующих молекул веществ. Данное занятие способствует закреплению предметных знаний по химии на практике, развитию усидчивости и моторики рук. Особенно полезны такие тренинги для кинестетиков.

Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»

Фото 3. Моделирование молекул Фото 4. Модель несуществующей молекулы

Группа № 2 - обучающиеся 8 класса. Эти дети только начали изучать учебный предмет химия. Для них в программе обучения экологическому мониторингу много интересных тем. Одна из них «Исследование воды на наличие примесей». Группа работает отдельно на лабораторных столах, выполняя химический эксперимент, доступный на том уровне знаний по химии, который у них есть. Не нужно объяснять, что это занятие - закрепление знаний на практике, приращение экспериментальных умений и повышение мотивации на изучение химии.

Группа № 3 - обучающиеся 7 класса. Это дети, которым хочется, глядя на старшеклассников, не столько проводить химический эксперимент, сколько взять в руки химическую посуду, весы и другие лабораторные принадлежности. И я даю им эту возможность. Вполне посильное дело и по возрасту, и по базовым предметным знаниям - «Изучение загрязненности снежного покрова». Это как раз то, что нужно: набрать снег, растопить его, подписать пробы, профильтровать снежный раствор, изучить характер среды, весовым способом определить количество примесей на фильтре - всё, как в настоящем научном исследовании. Именно эти дети, выйдя за дверь кабинета, скажут с восторгом своим одноклассникам: «А мы вчера…!!!» и на следующее занятие приведут с собой новых энтузиастов изучения окружающей среды.

Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»Из опыта организации свободного ученического сообщества «ЛИШЬ БЫ НЕ ИДТИ ДОМОЙ»

Фото 5. Исследование снега Фото 6. Исследование воды

Определился на данном занятии и индивидуал. Ученик, который работает по индивидуальной образовательной траектории, корпел за компьютером над формированием конкурсного задания по конкретной теме. Сейчас большое количество конкурсов, в которых дети могут проявить себя, и здесь оправданы только испытанные классические методы - индивидуальная работа под руководством учителя в роли модератора. Так, чтобы написать очерк, над которым трудился Тулуш Владимир, необходима предварительная подготовка: консультация по правилам написания очерка, изучение источников информации, отбор нужного материала, знакомство с правилами оформления источников информации и принципами соблюдения авторского права, умение пользоваться текстовыми и графическими редакторами компьютера и многое другое. То есть происходит дополнение не только предметных ЗУНКов, но в большей степени метапредметных. К слову, очерк «Они спасли жизнь защитников Родины» о растениях, которые использовались во время Великой Отечественной войны людьми в различных целях, содействует ещё и личностному развитию - осознанию и принятию ценности человеческой жизни, понимание ценности науки в годы войны и в целом для человека.

Такие занятия я чередую со стандартными занятиями кружка, когда тема является общей для всех обучающихся одновременно. Но, чаще это только небольшая часть занятия, далее группы детей занимаются по интересам.

Таким образом, несмотря на специфику сельской местности, всё же есть возможность для построения образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; проектирования и конструирования социальной среды развития обучающихся в системе дополнительного образования. Методика малых групп при проведении кружковых занятий в этом плане весьма эффективна. И побочный положительный эффект - здоровая конкурентная привлекательность по отношению к другим кружкам, взаимная возможность для учителя и его ученика найти общие темы для разговора, установить отношения сотрудничества.


© 2010-2022