Доклад к педсовету: Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся

Что такое социальный проект? В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплек...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эпиграфом к педсовету станут высказывания Василия Александровича Сухомлинского:

«Проблема творчества - один из участков педагогической целины

и Николая Григорьевича Чернышевского:

«Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Что такое социальный проект?

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.

Действительно, сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

В последнее время в научно-педагогических кругах, связанных со средним образованием, стали усиленно говорить о развитии исследовательских навыков у учащихся.

Молодой человек, у которого будут сформированы элементарные черты исследователя, быстрее и шире разовьет их в вузе. Если же по окончании школы он пойдет на производство, в сферу услуг и т. д., имея общие представления о постановке и методах решения проблем, он будет трудиться более эффективно, принесет больше пользы обществу.

Таким образом, обсуждение на педагогическом совете будет посвящено проблеме, которую в соответствии с темой педсовета можно сформулировать так:

«Социальное проектирование в школе как фактор социализации учащихся».

Для решения данной проблемы сложились объективные и субъективные условия:

  1. Динамика преобразований окружающего мира такова, что человек всё чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Навыки исследовательской и проектной работы, приобретенные в школе, помогут выпускнику быть успешным в любых ситуациях.

  2. Высшее образование испытывает потребность в абитуриентах, способных к самостоятельной проектной деятельности, которые будут развивать отечественную науку. Вузы страны организуют университетские классы, где ведется отбор талантливой молодежи. Как правило, это те учащиеся, которые много времени посвящают самообразованию, чей уровень знания предметов выходит за пределы школьной программы.

  3. Государственная политика в области образования нацелена на поддержание инновационных программ, реализуемых школой. Заявлено о поддержке одаренных, мотивированных детей, школ, внедряющих инновационные программы и передовые технологии, о предоставлении грандов школам для реализации проектов.

  4. В последние годы вновь наблюдается массовое увлечение школьников исследованиями и возобновление в связи с этим деятельности научных обществ, их популяризация среди учащихся. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в печати практических материалов из опыта работы всевозможных творческих объединений учащихся и, как подведение итогов их деятельности, проведение ежегодных конкурсов, конференций различного уровня и профиля по защите исследовательских работ учащимися (победители наиболее престижных из них принимаются в некоторые вузы без экзаменов).

  5. В нашем городе действуют научные общества учащихся, ежегодно организуются конкурсы научно-исследовательских работ, лучшие из которых выходят на общероссийский уровень. С каждым годом увеличивается число секций, на которых может быть представлена исследовательская работа учащихся.

  6. Однако наша школа представляет либо немногочисленные работы, либо не соответствующие требованиям, предъявляемым к учебному исследованию.

  7. Проектная деятельность учащихся не носит системного характера. Представляемые на научные-практические конференции работы учащихся - результат только подвижничества отдельных учителей.

  8. Рейтинговая карта ОУ показывает, что перед школой ещё стоит задача войти в число ведущих ОУ, серьезно и широко заявивших о себе на олимпиадах, конкурсах, в проектах районного, городского и областного уровнях

  9. Вместе с тем в школе есть условия для внедрения проектного и исследовательского метода в обучение: профессионализм педагогов.

Социальное пректирование- это форма организации (технология) практической деятельности учащихся в контексте компетентностного образования. Её позитивной чертой является универсальность, так как деятельность учащихся может реализовываться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной работе.

Хотя, по сути дела, верным будет и другое суждение: «Все новое - это хорошо забытое старое»; ведь в 20-30-х годах в российских школах широко использовался метод проектов. Его применение было нацелено на развитие ученика, вместе с тем метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят из школы. Американская же система образования уже в те далекие годы по достоинству оценила несомненные достоинства метода проектов и стала широко внедрять его в образовательную практику.

Достаточно четко метод проектов оформился в 20-е годы в США. В России метод получил резонанс после издания брошюры В. X. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе системы лежат идеи:

  • с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая им выбрана самим;

  • деятельность строится не в русле учебного предмета, т. е. носит надпредметный характер;

  • опора на сиюминутные увлечения детей;

  • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны всякие побочные сведения.

Основатели системы выдвинули лозунг «Все из жизни, все для жизни», поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Иначе говоря, использование проектного метода в обучении предполагает определенную, воспроизводимую в разных ситуациях систему действий его участников, что выводит метод на уровень технологии и повышает его образовательный статус.

Ещё в середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери, человек, далёкий от педагогики, размышляя о многочисленных проблемах человечества, не оставляет без внимания и педагогические проблемы. В своём эссе «Цитадель» он пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы - пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов, обучите их приёмам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по лёгкости усвоения. Успешнее и дальше идёт тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию - вот главное мерило» (Антуан де Сент-Экзюпери. Сочинения: в 3-х т.: т. 2. - М.: Полярис, 1997.)

Цель применения социального проектирования

Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации:

Под социальным проектированием понимается деятельность:

-социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Цель социального проектирования:

1.Привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

2.Включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

- формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;

- устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

- закрепление навыков командной работы.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

  • социальные явления («социальные негативы» - курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

  • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

  • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

  • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский),

  • социальный ландшафт ( внешнее и внутреннее благоустройство школы, пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование.

Гипотеза социального проекта - это модель, образ того, с помощью чего можно создать проект как продукт реальной деятельности. Формулируя гипотезу, разработчик проекта описывает свое предположение - за счет чего может быть разрешена социальная проблема; придумывает основную, базовую идею, на основе которой можно построить лестницу конкретных шагов, действий, направленных на достижение цели.



Виды социального проектирования.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях:

  1. Применение метода социального проектирования в учебном процессе (на уроках, факультативах, элективах и т.д.).

Монопредметный проект - проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования


  1. Применение метода социального проектирования в процессе социально-значимой учебно- воспитательной внеурочной деятельности.

Рассмотрим важность социального проектирования в рамках учебного процесса.

Основная идея внедрения технологии проектирования в учебный процесс состоит в том, что при изучении различных дисциплин в школе у детей часто складывается ощущение, что материал, изучаемый ими на уроках, никак не связан с окружающим миром, а потому не может им пригодиться.

Проектная деятельность учащихся основывается на том, что им интересны многие загадки и неразрешённые вопросы, им хочется уже в школе докопаться до истины. Иногда получается, а иногда вопрос остаётся открытым, но желание отыскать истину всегда должно приветствоваться. По выполнении работы учащиеся должны обменяться полученными результатами, подвести итоги и сделать выводы.

Таким образом, развиваются навыки культурного диалога, умение отвечать на вопросы оппонентов, излагать и обосновывать свою точку зрения, отстаивать правоту суждений, анализировать результаты. Учащиеся, увлечённые поисковой исследовательской деятельностью, видят значение для практики знаний, полученных на уроках, учатся делать выводы, систематизировать. Ведь зачастую, учащиеся, приходящие к нам, не умеют говорить, обобщать и делать выводы. Они привыкли к недоверию, сомнению учителя в их силах.

Главным организационно-социальным проектом является организация научно-практической конференции учащихся школы. Школьная научно-практическая конференция - основная и ключевая форма презентации достижений учащихся в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности, способствующая формированию ключевых компетентностей, в частности, организационной. Целью конференции является выявление одаренных детей, поддержка творчества школьников, конкурсный смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности.

Если говорить о социальном проектировании в учебно- воспитательном процессе, то можно ориентироваться на следующую классификацию:

1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.












Этапы социального проектирования.

Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект - это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект - это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

•Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

•Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

•Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

•Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.).

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный или вводный (погружение в проект).
    1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
    1.2. Определение цели, формулирование задач.
    1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
    1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
    1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
    1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

1.7. Поиск возможных рисков (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации)

  1. Поисково-исследовательский этап.
    2.1. Определение источников информации.
    2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
    2.3. Подготовка к исследованию и его планированию.
    2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
    2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

  2. Организационный этап.

    1. Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды. (если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает еѐ не качественно)

    2. Выполнение пошаговой инструкции, созданной на 1 и 2 этапах.

    3. Материальная разработка и реализация проекта.

  1. Трансляционно-оформительский этап.
    4.1. «Предзащита проекта».
    4.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
    4.3. Подготовка к публичной защите проекта:
    4.3.1. определение даты и места;
    4.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
    4.3.3. стендовая информация о проекте.

  2. Заключительный этап и рефлексия.
    5.1. Публичная защита проекта.
    5.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Презентация - не менее важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Необходимо приучать учеников к тому, что коль скоро поставил цель, распределил задачи, выполнил работу, расскажи, что получилось, сделай вывод, прорекламируй свою работу.

В современном понимании проект - это шесть «П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация. Шестое "П" проекта - это его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребѐнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.

Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.



Памятки для реализации социального проектирования

К руководителю (организатору) проекта

  1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

  2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).

  3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

  4. Продумайте практическую/ теоретическую значимость проекта.

  5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

  6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

  7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

  8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

  9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

  10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

  11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).

  12. Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.

Общие правила для руководителя проекта

  1. Подходите к проведению этой работы творчески.

  2. Не сдерживайте инициативу учащихся.

  3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.

  4. Помните о главном «педагогическом» результате - не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.

  5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.

  6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.

  7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
    - учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
    - старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
    - старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.

  8. В процессе работы не забывайте о воспитании.

Диагностики учащихся
(выявление склонности к исследовательской
и общественной деятельности)

  1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

  2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

  3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

  4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.

  5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

  6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

  7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

  8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?

  9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

  10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

  11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет).

Анкета для учащихся

  1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас: учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет

  2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас.

  3. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для подготовки домашних заданий по ...?

    Часто

    Иногда

    Никогда

  4. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по...

  5. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?

    Учебник

    Учитель

    Другой источник

  6. У вас есть дома компьютер?

    Да

    Нет

  7. Где вы можете пользоваться компьютером?

    Дом

    Школа

    Другое (вписать)

  8. Есть ли у вас доступ к сети Интернет?

    Да

    Нет

  9. Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для подготовки домашних заданий?

    Часто

    Иногда

    Никогда

  10. По каким учебным предметам? (указать каким ____________)



1. Паспорт исследовательского проекта

(Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)

  1. Название проекта.

  2. Цели проекта.

  3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).

  4. Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень)

  5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).

  6. Тип проекта.
    6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
    6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
    6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
    6.4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
    6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
    6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
    6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.

  7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

  8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

  9. Методы, использованные в работе над проектом.

  10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).

  11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).

  12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет (сайт).

  13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).

2. Паспорт социального проекта
(Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом)

  1. Название проекта.

  2. Цели проекта.

  3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).

  4. руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).

  5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).

  6. Тип проекта.
    6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
    6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
    6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
    6.4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой.
    6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
    6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
    6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны.

  7. Область социального исследования.

  8. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

  9. Методы, использованные в работе над проектом.

  10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).

  11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).

  12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).

  13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).



Темы проектов.

              1. «Мы- будущее России!»

              2. «Не правильное питание- скорое заболевание».

              3. «А в деньгах ли счастье?»

              4. «Долой свалки!»

              5. «Учимся экономить» (электроэнергия, вода, деньги)

              6. «Я в социуме».

              7. «Я и улица моя».



© 2010-2022