Праздник Масленица с презентацией

Народные обычаи, традиции и обряды это культурное наследие любого народа. Традиция это генетическая память культуры. В глубокой древности в структуру традиции входили мифы, легенды, предания, пословицы, поговорки, сведения о смысле и порядке проведения обрядов и т.д., включая рациональные значения в виде примет, трудовых навыков. Обычай это реализация традиции в повседневной жизни. Мир обычаев весьма разнообразен и охватывает все стороны жизни человечества. Здесь и производство, и поведение за с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Купянская ООШ»



Праздник Масленица с презентацией



Праздник Масленица с презентацией



Номинация: «Традиционный праздник-духовная основа жизни предков»



Работу выполнил:

ученик 9 класса

Симонихин Дмитрий

Руководитель:

Сокур Е.Н.



Богучар 2014г.



Содержание.

  1. Праздники - это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры.



  1. Праздник Масленица.



  1. Масленица и церковь.



  1. Обряды.


  1. Приданье старины глубокой.



  1. Праздник с Русскою душой.



  1. Не только русская Масленица.



  1. Праздник с глубоким смыслом.



  1. Рецепт блинов моей семьи с древних времён.



  1. Литература.







  1. Праздники - это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры.

Праздники - это неотъемлемая часть нашей Духовной Культуры, да и всей жизни. Праздники не придуманы - они объективно необходимы как еда, сон, труд. Это не столько отдых, сколько другое состояние сознания, противопоставленное будням.

По народным представлениям, чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу и гибели мира. Праздничных дней в России XVIII-ХIХ вв. было много: сто сорок - сто пятьдесят в году. Праздники отмечались обычно всей общиной, в них должны были участвовать все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Игнорирование празднества людьми физически и психически здоровыми рассматривалось как грех, нарушение этических норм и Божьих установлений. Кроме общинных праздников в русском быту существовали праздники семейные: именины и семейные братчины, отмечавшие важные события в жизни близких родственников, происшедшие в прошлом и завещанные для почитания. Общинные праздники длились несколько дней: от одного до двенадцати, в зависимости от значимости праздника. Многие из них имели так называемые предпраздники и попразднества. Предпраздник был необходим для создания у людей, определённого психологического настроя на праздник. Попразднество решало задачу выведения человека из праздничного состояния в будничную, повседневную жизнь. Семейные торжества проходили обычно в течение одного дня. Каждый из праздников имел свою отмеченную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежавшего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Каждый праздник имел своих главных и второстепенных действующих лиц, свои атрибуты, песни, заговоры, словесные формулы, нередко и свои специфические блюда.

В истории человечества феномену праздника принадлежит особая роль, ведь празднество - это важная изначальная форма человеческой культуры. Главная черта древнего празднества - его духовный и социальный характер - выражена, в терминах славянских народов, обозначавших праздники: «собор» , «соборще», «собрание», «сбор»; «толпище»; «сходбище»; «событка», «собутка», «соботка» «субботка»; «куп», «вкупе», «купно» («Купала»). Попытки определить феномен праздника, понять его роль в обществе предпринимались уже в античную эпоху (Геродот, Платон, Аристотель).

Владимир Иванович Даль в "Толковом словаре живого Великорусского языка" толкует слово Праздник как день, посвященный отдыху, неделовой, не работный, день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица. В.И. Даль чётко разделяет праздники церковные, гражданские и государственные, причём отмечает, что существуют ещё и праздники местные, а также личные.

Основные народные праздники: Святки, Рождество, Масеница, Пасха, Ивана Купала, Перунов день, Таусень, Коляда, Велесова Среча, Масленица, Красная горка, и ряд других, указанных в календаре народных праздников.

2. Праздник Масленица.

Народные обычаи, традиции и обряды это культурное наследие любого народа.
Традиция это генетическая память культуры. В глубокой древности в структуру традиции входили мифы, легенды, предания, пословицы, поговорки, сведения о смысле и порядке проведения обрядов и т.д., включая рациональные значения в виде примет, трудовых навыков.
Обычай это реализация традиции в повседневной жизни. Мир обычаев весьма разнообразен и охватывает все стороны жизни человечества. Здесь и производство, и поведение за столом, и гостеприимство. Многие обычаи превращаются в ритуал чисто знаковую форму поведения, утратившую свой первоначальный практический смысл.
Через обычай человек реализует нормы поведения, принятые в обществе. Именно через обычай человек получает необходимые для нормальной жизни в обществе знания и овладевает определенными навыками.

В нашей школе и селе, стало традицией, праздновать Масленицу. Меня заинтересовало «Как праздновали Масленицу в нашем селе раньше?» и я спросил у своей бабушки. Бабушка жили в советские времена, а в это время эти праздники не праздновались. Но ей рассказывала её бабушка, а она поведала мне.
Масленица- один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся и после принятия христианства в 10 веке. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту.
Она была воспринята Христианской церковью фактически как религиозный праздник, и получила название Сырной недели или Сыропустной недели, но это не изменило её внутренней сути. Во время Масленицы человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста.
Масленица-это прежде всего обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться и отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем.
В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года. Безудержное маслиничное чревоугодие и веселье рассматриваются как магическое предвестие будущего благополучия, процветания, успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.
Из основных правил и рекомендаций, которые следует соблюдать во время этого праздника:
1. На масленицу уже нельзя есть мясную пищу. Мясоед (период, отделяющий зимний Рождественский пост от весеннего Великого) подходит к концу и воскресенье накануне Масленицы оказывается последним днём, когда разрешается есть мясо. Вот почему этот день получил в народе название мясное заговенье. На Масленицу можно есть молочные продукты и рыбу.
Однако основным блюдом на Масленицу являются блины. Они имеют свою историю, ещё более древнюю, чем сам обычай. Полагают, что первые лепешки из кислого теста, что-то наподобие блинов, начали печь в Египте 4-5 тыс. лет назад. На Руси блины знали очень давно, но поначалу они были атрибутами поминок. Первый блин отдавали нищим, чтоб усопших помянули. А уж после под блины стали петь да плясать, Масленицу провожать. И так лихо провожали, что после праздника говорили: Масленица-объедуха, деньгам приберуха.
Наши предки верили, что вместе с круглым румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.
Еда на Масленицу становится самой важной формой жизни. Вот почему в народе говорили: В это время надо есть столько раз, сколько собака махнёт хвостом или сколько раз прокаркает ворона. В отличие от многих других праздников на Масленицу не только чревоугодничают дома, но и часто ходят в гости и приглашают гостей к себе. На Масленицу не менее примечательны гуляния в широком смысле слова.
Масленица это танцы, пение, катания с гор (на санках или специальных лотках), потешные игры (взятие снежного городка), сооружение Масленичного чучела (раньше из соломы, а позднее из снега на манер снежных баб), костры и многое другое.
Масленица не однодневный праздник, это целая неделя, где каждый день имеет свой распорядок.
Понедельник встреча.
С понедельника начинали печь блины. Кажется, чего уж проще? А нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила тёща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины. В этот день свёкор со свекровью отправляли невестку на целый день с самого раннего утра к отцу с матерью. Кто думает погостить, отдохнуть,- ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свёкор со свекровью отправлялись в гости к сватьям. За блинами, не торопясь договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю неделю праздновать.
Все знают пословицу первый блин комом. Разве дело только в непрогретой сковородке? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: Честные наши родители, вот для вашей души блинов.
Хорошее правило вспоминать не только в отведенные для этого дни, но и перед весельем. Не будь родителей, и мы бы не веселились.
Традиция закрепилась в пословице. Комом значит, не мне. Вернее это мне комом будет, если забуду, кому первый блин.
Вторник заигрыш.
С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов, звали родных и знакомых: У нас де горы готовы и блины испечены просим пожаловать!
Главное в заигрышах любовная тема. Молодоженам даже разрешалось целоваться прилюдно. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки, засылались в нужные дома специальные позыватки. Родители пекли горы блинов чтобы парни и девчата вместе побыли, повеселились, пообнимались, конечно, под неусыпным родительским оком.
Среда лакомка.
В этот день зять приходил к тёще на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. К счастью, в современных семьях зятьёв не много, а раньше накормить пол дюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка: Масленица-объедуха, денег приберуха.
Тёщины блины это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечёт и маленьких, и больших, и молочных, и с икрой, и с селёдочкой. Попробуй зятю не угодить, ведь дочка родная кровь, ей потом выслушивать.
Четверг широкий разгул. Широкая масленица.
С этого дня масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, качели, катание на лошадях, шумные пирушки. Возят чучело на колесе, песни поют, начинают колядовать, особенно дети.
Колядка: Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте маслянее будут вкуснее! Трын-трынца! Подай блинца!
Гостевания продолжаются с подарками, ведь не всё коту масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.
Пятница тёщины вечёрки.
Зятья приглашали в гости тёщ, угощали их блинами. Говорят: У тёщи зятёк-любимый сынок. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшийся из поколения в поколение. В этот день молодые звали не просто так на угощение, но ещё и для того, чтобы поучиться уму-разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся для дальнейшей жизни. А ритуал состоял в следующем: каждая тёща должна накануне вечером отослать в дом зятя всю утварь: сковороды, плошки, котелки и т. д для замеса теста, а тесть в свою очередь послать продукты, чтобы новоиспеченный зять смог поставить опару, замесить блины и испечь их к приходу дорогих родственников.
В пятницу закрывались конторы и магазины, прекращалась работа в мастерских, даже дети освобождались от учёбы.
Суббота золовкины посиделки.
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Невестка должна была подарить золовкам подарки.
Развлечения и забавы нарастали, как снежный ком. По семейным домам созывались гости. После обильных застолий отправлялись кататься на ледяных горках, на снежные бои, взятие снежных крепостей, на грандиозное катание на тройках. Во время катаний устраивались смотрины сынков и дочек для того, чтобы поженить их на Красную горку после Пасхи.
Последний день Масленицы- Прощеное воскресение.
В этот день сжигают соломенное чучело символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Этим самым люди провожали зиму и звали весну. Предворяют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем и блинами. В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая снежную Зиму, а не Богиню Марену, как многие думают. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть пепла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки:

«Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла,

на Красногор новую жизнь принесла,

огонь запалила и зимние снега растопила,

всю землю живой силой напоила

и от сна Марены разбудила.

Будет Мать Сыра Земля полям нашим

Жизньродящую Силу давать,

будет отборное зерно в полях наших прорастать,

чтобы всем Родам нашим - хороший урожай дать».

Этот обряд праздника связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновление её жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл рождения жизни через борьбу смерти и воскресения.
В этот день принято просить прощение друг у друга за все обиды, причиненные в течение года, и тем самым очиститься от всего греховного перед Великим постом.
Это прощение проходит обычно таким образом: сначала самые младшие просят прощения и старших, в ответ на что и старшие просят прощения у младших.
Прощение между родными и знакомыми происходит вечером, по окончании всех масленичных развлечений и забав. При этом люди говорят друг другу примерно так: Прости меня, если я в чем перед тобой виноват. Традиция просить прощения распространяется и на мертвых, когда в воскресенье многие люди отправляются на кладбище, оставляют на могилах родных и близких блины и просят прощения у усопших. Таким образом, можно отметить, что обряды и традиции весьма разнообразны, неоднородны и уходят своими корнями в глубокую древность.


3. Масленица и церковь.


Церковь призывает помнить, что ни в какое время не стоит веселиться, теряя голову и совесть. Вспомним наставление свт. Тихона Задонского: "Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина".
В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, дай ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси вовеки веков. Аминь". Эта молитва многократно повторяется за всеми великопостными богослужениями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Церковью Неделей сыропустной (именно в этот день заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем.
В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.
В этот день последний раз употребляется скоромная пища.
В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.
Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.
Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
«Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним» (Архим. Иоанн Крестьянкин).
Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния".

4. Обряды.


Масленица - самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка".
Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.
В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых - "Масленица", "Воевода" и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события.
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.



5. Приданье старины глубокой.



Первый блин - комом, говорим мы, и порой не знаем, что первоначально это выражение имело несколько иной смысл и звучало иначе. Первый блин - комам. То есть медведям. Наши предки называли этот праздник Комоедицей. Именно медведей, этих царей русского леса, задабривали румяными блинками, развешивая лакомство на ветках деревьев. Медведь-батюшка считался у славянских племен заступником, а потому покормить его было почетной и обязательной традицией.

Но почему на масленицу пекут именно блины, и при этом праздник называется не Блинницей, а Масленицей? Все это легко объяснить, если вспомнить, что нашим предкам о таком привычном для нас изобретении, как холодильник, можно было только мечтать. Масло приходилось хранить в погребах. Чтобы оно не прогоркло и не пропало, в конце зимы еду начинали обильно сдабривать маслом. Отсюда и название: жирная Масленица, широкая Масленица.

Наши предки поклонялись не только животным, они верили в силы природы. Блинами призывали на землю Ярилу, бога весеннего солнца и плодородия. Ярило относился к богам, которые умирали зимой и снова воскресали по весне. Его представляли в виде прекрасного молодого мужчины на белом коне. Вечный жених, пробуждавший землю к жизни, наполнявший ее плодородными соками, пламенем любви согревающий сердца людей. Празднование Масленицы было символом победы над зимой, над морозом, над смертью и ледяным бесчувствием. Жизнь в те времена была гораздо более суровой, и сохранить семью, скот и хозяйство в целости и сохранности в течение разорительных холодов было огромным достижением, радостью и прекрасным поводом для последующего праздника.

Блины раньше были совсем другими, не похожими на те, к которым мы привыкли. Молодухи набирали в ладони муку и макали сжатые ладони в воду, получившийся пресный комок теста выпекался в печи. Испеченные круглые солнышки были почти мистическими атрибутами встречи весны. Откусить от этой лепешки означало впустить в себя весну, тепло солнца и радость обновления.

До тех пор, пока на землю Руси не пришло Христианство, Масленицу отмечали в строго определенное время - 21 марта, в день весеннего равноденствия. В одном празднике было заключено сразу несколько событий: наступление весны и нового года. Потому и встречали его ярко и весело. Начинали веселье за семь дней до весеннего равноденствия. И заканчивали через семь дней после. То есть, первую неделю провожали зиму, благодарили силы природы, что удалось пережить тяжелое время года, а вторую неделю встречали весну, опять возносили благодарственные молитвы, что весна пришла, не забыла о них в своих странствиях. Праздновать на Руси любили и умели всегда.

Как ни странно для современного человека, но сжигание чучела, а точнее чучела богини смерти и зимы Марены, не было символом уничтожения. Зиму они провожали с почетом, вознося ей все положенные обрядом почести. В тот же костер, на котором сжигали чучело Марены, любой желающий мог бросить ненужные или отслужившие вещи, чтобы с приходом нового года обрести обновление. А брошенная в огонь вещь считалась символическим жертвоприношением.

С приходом Христианства, в отличие от большинства языческих праздников, Масленица не была забыта и даже сколько-нибудь изменена. Это говорит о том, что Масленица любима в народе. И православные священники не решились лишить народ этой чудесной традиции. Ей был придан новый смысл и изменена дата празднования. Масленичная неделя начиналась за семь дней до начала Великого поста. Так как даты Великого поста рассчитываются в зависимости от дня наступления Пасхи, то и дата начала Масленицы тоже менялась. А вот суть праздника, обряды, веселье остались прежними.



6. Праздник с Русскою душой.

Шумные хороводы, масленичные припевки, кулачные бои и катание на настоящей русской тройке. И царящий над всем этим дух обновления и чистой искренней радости, что долгая суровая зима прошла, скоро взамен заунывных песен вьюги мелодично зазвенит капель, веселые песни запоют скворцы-пересмешники - вот что людям приносил с собой этот праздник. А потому праздник Масленицы на Руси проходил с особым размахом. Тем более, в преддверии долгого поста хотелось погулять, как в последний раз.

Гуляния начинались с раннего утра и заканчивались поздней ночью, чтобы на следующий день повториться. И так на протяжении целой недели. Говорили: «Как Масленицу встретишь, так и год пройдет». Как и любой бал ряженых, этот праздник стирал сословные границы. На равных гуляли и бояре, и крестьяне. Из исторических летописей мы знаем, что сам царь Петр не брезговал в эти дни прокатиться на тройке или принять участие в катаниях с горы.

Горки для катания на санях на праздник Масленицы возводили славные. В больших городах высота горок достигала 15 метров. Традицией было молодым неженатым парням ходить на горку с красивыми, вырезанными своими руками саночками - мастерством похвастаться да, может, невесту себе найти. Санки делали хитро, чтобы приглянувшаяся девушка, рискнувшая съехать с парнем с горы, могла сесть к парню только на колени. А пока едешь с горы, может, и поцелуй у избранницы удастся сорвать. Девушки, изображающие весну на народных гуляниях, хлестали неженатых парней, приговаривая: «Женится тебе к осени».

На главной площади, в центре, вкапывали высокий столб, на верхушку которого вешали какую-нибудь ценную вещь в качестве приза. Вещи для столба готовили задолго до праздника, чаще всего это были сапоги, мужские или женские. Женские сапожки обычно были из мягкой кожи, красивые, узорно расшитые яркими цветными нитками. Столб полировали до гладкости, чтобы ни одного сучка не выступало. Надо было залезть на него и достать приз. Вокруг столба собиралось много народа, шутками и прибаутками подбадривали смельчаков. Если парень смог достать для девушки сапожки, то, конечно, он и есть самый ловкий да удалый. После такого подвига можно было и сватов засылать.

Торговые ряды располагались тут же, на площади. Прилавки ломились от сладких товаров. Принесенное из ближайших трактиров и кабаков вино лилось рекой. Но пили в праздничные дни хотя и много, но не допьяна. Потому что для нетрезвых праздник быстро заканчивался. Нетрезвого парня и на горку не пустят, и в кулачный бой не примут.

Кулачные бои считались главной забавой. Любят на Руси помериться силушкой богатырской. Кто-то на кулаках дерется, а кто-то молотом машет, ударяя по наковальне, - чей удар сильнее и звонче, тому и победа.

Взятие снежной крепости - это тоже одна из старинных русских забав. И если сегодня крепости штурмуют «пехотинцы», то в старые времена их штурмовали верхом на лошадях. Разворачивались настоящие баталии, с военной стратегией и нелегкими победами, в которых принимали участие и дети.

Несмотря на кажущуюся беспорядочность такого разгульного веселья, все дни Масленичной недели расписаны. Все проводимые в праздник мероприятия и по сей день строго соответствуют положенному порядку.

7. Не только русская Масленица.

Масленица в том виде, в каком ее знаем мы, существует не только в России. И речь сейчас не идет ни об одном из карнавалов, хотя схожие корни есть у этого праздника и с ними. Оказывается, традиция печь блины на масленичной неделе есть во многих странах.

На Балканах тоже всю неделю пекут блины, правда, там еще существует традиция кататься по улицам деревень…в корыте. Таких снегов, как в России, у них в это время нет, так что народ выкручивается, как может.

В чопорной Англии развлекаются в дни Масленицы, устраивая соревнования между женщинами, которые на бегу должны подкидывать в воздух и снова ловить на сковороду горячие блины. Правда, не каждой хозяйке это удается. Побеждает та, которая сможет принести к финишу блин, перевернутый таким образом максимальное количество раз и при этом ни разу не упавший. Чувствуется здесь свойственный англичанам юмор.

В Шотландии до сих пор выпекают из ржаной муки пресные колобки. Выпекают их в золе, а вы же помните, что именно с этого начиналась история желтого русского блина.

Но ближе всех в своем желании побыть в дни масленицы настоящими русскими скоморохами стали, конечно, чехи. По сей день в небольших селах Чехии молодые парни вымазывают лица сажей и под музыку обходят всю деревню с раскрашенным деревянным брусом. Девушкам, неосторожно попавшимся на пути таких процессий, веревку, на которой волокли брус, вешают на шею и заставляют откупаться поцелуями.

8. Праздник с глубоким смыслом.

Для наших предков Масленица несла в себе глубокий духовный смысл освобождения от всего старого, возрождения после зимнего сна, готовности к новой жизни и очищения от ненужного и наносного. Ведь сам ритуал сожжения Масленицы - символ очищения, очистительного огня.

Несомненно, жаль, что многие традиции этого праздника уже невозможно возродить в современном мире. И уже мало кто из современных хозяек, произнося поговорку о первом блине, знает, что тем самым угощает медведя-батюшку. На смену старому приходит новое, со столь же глубоким смыслом. Но очень хочется, чтобы мы не забывали о собственных корнях, и, шагая вперед, не растеряли в пути то, что поистине ценно: собственные традиции и историю. Возможно, возрождение традиций праздника Масленицы станет первым шагом к возрождению истинно русской души и исконно русского характера.

9. Рецепт блинов моей семьи с древних времён.

1. Блины

Состав:

* молоко или вода с молоком - 0,5 литра,
* яйца - 3 шт,
* мука - 280-300 г,
* масло растительное - 3 столовых ложки,
* сахар - 1 столовая ложка,
* соль - 1 чайная ложка (без горки)

Приготовление:
В миску влить молоко или воду с молоком, добавить яйца, соль, сахар, растительное масло и хорошо размешать.
Постепенно добавляя просеянную муку, замесить тесто по консистенции немного жиже, чем на оладьи.
Для выпечки блинчиков сковороду хорошо разогреть и смазать маслом.
Удобно смазывать сковороду разрезанной пополам луковицей или картофелиной, обмакивая ее в растительное масло.
Налить в центр сковороды тесто (примерно половину черпака) и, слегка поворачивая сковороду, распределить тесто по всей поверхности сковороды ровным тонким слоем.
Готовые блинчики, пока они еще горячие, смазать сливочным маслом.
В такие блинчики можно положить начинку и свернуть их в форме конвертика, рулетика, трубочки.

2. Блины с начинкой из печени

Состав:

* блины:
* мука - 200 г,
* молоко или вода - 0,5 л ,
* яйца - 3 шт,
* сахар - 1 ст. л,
* соль - 1/8 ч. л.
* начинка:
* печень говяжья или куриная - 300г.,
* лук репчатый - 1 шт.,
* морковь - 1 шт.,
* масло сливочное,
* соль,
* перец

Приготовление:
Если блины готовят с начинкой, то их не нужно обжаривать до румяности, а лишь слегка обжарить с двух сторон, чтобы пропеклось тесто.
Для начинки: печень говяжью или куриную поджарить на масле, посолить. Отдельно обжарить лук и потертую на крупной терке морковь. Обжаренную печень прокрутить на мясорубке и смешать с луком и морковкой.
В полученный фарш положить кусочек сливочного масла.
На краешек блина положить начинку и свернуть его в виде конвертика.
Положить свернутые блины на сковородку швом вниз и обжарить с двух сторон.



  1. Оладьи на кефире

    Оладьи - одно из любимых лакомств. Способ их приготовления прост, а если в блюдо добавить изюм - получится просто превосходно!

    Ингредиенты:
    * Кефир жирный - 4 стакана
    * 6 яиц
    * сахар - 150 грамм
    * мука - полкилограмма
    * масло растит. для жарки
    * соль, сода (по 1/2 чайн. ложки)
    * изюм - 3 стол. лож.

    Приготовление:
    Растереть сахар, соль и яйца. Залить кефир, перемешать. Понемногу засыпать муку. Изюм (сначала замочить его на четверть часа) добавить в тесто вместе с содой, перемешать. Жарить на смазанной горячей сковороде, переворачивая. Тесто наливать ложкой.





© 2010-2022