Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВОСПИТАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ НА ПРИМЕРАХ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГЕРОЕВ И УЧАСТНИКОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ






Красильникова Ирина Фёдоровна

Учитель математики

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85

с углублённым изучением отдельных предметов





Нижний Новгород

Содержание.

I. Патриотическое воспитание как проблема нашей современности.

II. История Великой Отечественной войны - благодатная почва для патриотического воспитания.

III. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны -одно из главных направлений в военно-патриотическом воспитании.

IV. Заключение.










I .Патриотическое воспитание как проблема нашей современности.

Ни для кого не секрет, что с развалом Советского Союза прекратила свое существование действовавшая в то время система идеологического воспитания граждан. Образовавшийся вакуум стал быстро заполняться широким потоком западных "духовных ценностей". Не отставали и наши доморощенные "специалисты" идеологического фронта, круша без разбора все, что было сделано и накоплено в советские годы, искажая исторические факты, пороча традиционно высокую российскую нравственность и духовность, патриотические чувства народа. Дошло до того, что слова "патриот", "патриотизм" стали нарицательными и ругательными.

Конечно, тем, кому дорога Россия, ее самобытность, вековые высоконравственные традиции, целостность и безопасность, не могли мириться с этим разрушительным разгулом в духовной жизни страны. Поэтому уже к концу 90-х годов прошлого столетия стал подниматься вопрос о реанимации духовно-нравственного потенциала наших граждан и об их патриотическом воспитании на благо обновленной России.

И это не случайно. Общеизвестно, что идеи патриотизма в истории России занимают одно из ключевых мест. Как свидетельствуют исторические факты, роль и значение патриотизма приобретают особое звучание на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил его граждан, что особенно характерно в периоды войн, социальных конфликтов, революционных потрясений, стихийных и иных бедствий. Проявление патриотизма в такие периоды отмечено высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своего гражданского долга, своей Родины.

Патриотизм в России всегда рассматривался как символ мужества, доблести и героизма, силы народа, как необходимое условие единства величия и могущества Российского государства.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание, особенно молодежи, всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Учитывая многовековую историю Отечества и сложившуюся в стране ситуацию, правительство Российской Федерации уже в 2001 году поставило вопрос о необходимости разработки государственной программы патриотического воспитания граждан России. Этот шаг, предпринятый Правительством, явился той правовой основой, которая позволила на местах, в большинстве субъектов Российской Федерации приступить к разработке региональных программных материалов и проведению мероприятий патриотического воспитания, в первую очередь, молодежи.

Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы. Данный документ является продолжением аналогичной программы, реализованной в 2001-2005 годах, и призван направить на формирование патриотического воспитания у всех граждан Российской Федерации.

Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание прежде всего подрастающего поколения - детей и молодежи. Именно поэтому возрастает роль образовательных учреждений как интегрирующих центров совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

В рамках реализации Программы в части совершенствования деятельности институтов государственной власти особое внимание было отведено разработке "Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации", которая прошла рассмотрение и согласование в федеральных и региональных органах исполнительной власти, в ведущих общественных организациях и была принята к руководству в мае 2003 г. Принятая Концепция явилась документом, отражающим совокупность научно обоснованных и официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач патриотического воспитания, повышения активности граждан Российской Федерации к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества, для обеспечения целостности и безопасности Отечества.

Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (от 11.06.2005г. №422), а также подпрограмме МО РФ «Формирование условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества» в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2005 годы), в которых определены понятие, содержание проблемы патриотического воспитания, цели и задачи, система программных мероприятий, механизмы реализации программы, что является основой организации деятельности с детьми. В настоящее время российское общество особенно нуждается в образованных, физически и нравственно здоровых, активных молодых гражданах.

Структурой, призванной решать организационные, методические и информационные задачи в системе патриотического воспитания граждан, является государственное учреждение Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации («Росвоенцентр»). Эта организация была образована в 1997 году постановлением Правительства РФ с целью разработки и реализации «программ и планов по решению задач военно-исторического, мемориального и культурно-воспитательного характера, по поддержке и консолидации движений ветеранов войн, ветеранов военной службы и правоохранительных органов» . С 2001 года основным направлением деятельности данной государственной структуры становится обеспечение реализации принятой в РФ Государственной программы патриотического воспитания граждан, а впоследствии - и разработка концептуальных основ следующей, рассчитанной на 2011-2015 годы.

В соответствии с этим Указом Правительство России принял План основных мероприятий по реализации данного указа, одним из основных направлений которого является патриотическое воспитание молодежи.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

II. История Великой Отечественной войны - благодатная почва для патриотического воспитания.

Я считаю, что патриотическое воспитание- это воспитание уважения к традициям своего народа, страны, города и школы, в которой ребенок учится. В нашей школе тоже есть традиции, которые мы храним и передаем от одного поколения учащихся к другому. И одна из главных традиций - почитание участников Великой Отечественной войны.

К сожалению, у многих представителей молодого поколения сформировалось не всегда объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране в годы войны, и людях, мужественно переживших это страшное время. Пожалуй, только школа является тем островком, где дети воспитываются в духе любви к Родине. Патриотическое воспитание было и остается одним из основных направлений воспитательной работы нашей школы.

22 июня 1941г. От этой страшной даты нас отделяют 74 года. Но неизгладима память народа о тех неимоверно тяжелых днях и о людях, мужественно вставших на защиту Родины.

Думая о том, что значит любить Родину, школьники не могут не прикоснуться памятью сердца к годам войны. Каждому юному человеку свойственно в своем совершенствовании равняться на вершины нравственного восхождения. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне как раз и является такой вершиной, нравственным компасом, образцом для самовоспитания новых и новых поколений.

Светла и прекрасна наша память о людях, которых потеряла страна в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину. Безгранична признательность ветеранам Великой Отечественной, которых, к сожалению, становится всё меньше и меньше. Самым никчемным считают человека, не испытывающего чувства признательности к тем, кому он обязан жизнью.

Сегодняшним юношам и девушкам герои Великой Отечественной войны кажутся людьми особыми, словно высеченными из гранита, людьми из легенды. И это понятно, потому что легендарны их подвиги. Но это были простые люди, которые мечтали о будущем, скучали по дому, радовались солнцу, весело отзывались на шутку, любили. Им бесконечно дорога их жизнь, их очень многое связывало с нею, их ждали дома матери и невесты. Но они закрывали грудью дышащие смертью амбразуры дзотов, чтобы заставить захлебнуться вражеский пулемёт, кидались с гранатами под гусеницы вражеских танков, шли на таран. Это были люди, которые жили так, как только и может жить человек преданный своей Отчизне.

Тем, кто сидит за партой, важно осознать, какой ценой досталась победа, какое значение она имела для судьбы каждого из нас, судьбы советского народа, народов мира. Знать для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности, за судьбу Родины, судьбы грядущих поколений.

Одной из основ воспитания всегда было и есть воспитание на примере героизма, проявленного советским народом в годы Великой Отечественной войны. Поэтому к празднику мы готовим литературно-музыкальные композиции, ярко и эмоционально рассказывающие о тех далеких уже днях, проводим конкурсы инсценированной песни тех лет, концерты для ветеранов Великой Отечественной войны. На классных часах ребята встречаются с людьми, которые помнят трудное военное время.

III .Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны -одно из главных направлений в военно-патриотическом воспитании.

Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершенным. Мы не вправе предавать забвению то, что было нашей славой и по праву большого наследства обязано перейти в память и дела последующих поколений.

В нашем городе не велось боевых действий в период Великой Отечественной войны, а значит, нет и непосредственных материальных свидетельств о событиях войны. Поэтому особо значима сейчас работа школы с ветеранами-участниками боевых действий.

Актуальность данного направления работы заключается в том, что

знакомство с ветеранами Великой Отечественной помогает сделать изучение истории родины конкретным, интересным, убедительным, а также воспитать глубокое уважение к памяти тех, кто в трудные годы войны воевал за свободу и независимость Отечества, выстоял и победил и обусловлена необходимостью формирования у учащихся: умений общаться с людьми старшего поколения, перенимать у них жизненный опыт, заряжаться у них оптимизмом и позитивным отношением к жизни, формировать активную жизненную позицию, воспитывать готовность к социально значимым поступкам и деяниям, формировать гражданское самосознание.

На мой взгляд, история Великой Отечественной войны является одним из тех событий, которые помогают воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Самыми лучшими союзниками в воспитании патриотических чувств у учащихся являются ветераны Великой Отечественной войны. Встречи с людьми, которые являлись непосредственными участниками боевых событий, оставляют в сердцах ребят яркий, незабываемый след.

Этапы работы:

1. Ежегодно к нам в школу приходят ветераны. Обычно это происходит в преддверии праздников Дня защитников Отечества и Дня Победы. Ребята уже привыкли к этим встречам и ждут их с нетерпением. Дети готовят ветеранам поздравительные открытки, буклеты, рисунки, принимают участие в концерте для дорогих гостей.

Начиная с пятого класса, на классные часы в преддверии этих праздников мы приглашаем ветеранов-фронтовиков. Наши пятиклассники ещё совсем мало знают о Великой Отечественной войне, поэтому к встречам с участниками тех событий мы начинаем готовиться заранее. Мы разделились на группы и собирали материал о героях войны, о значимых исторических битвах, о подвигах тружеников тыла. В работу с ребятами включились и родители. Затем, на классных часах ребята рассказывали и показывали весь материал, который они нашли. Это были записи сводок Информбюро, различные фото и видео материалы, картины художников, посвящённые тематике Великой Отечественной войны.

2. В канун празднования Дня Победы были организованы встречи с ветеранами. Так, огромное впечатление на детей произвело общение с Глобиным Геннадием Васильевичем- военным лётчиком, который воевал в составе эскадрильи бомбардировщиков второго Белорусского фронта. Он рассказал ребятам о своих боевых вылетах, о том, как приходилось проявлять мужество и смекалку в бою. Геннадий Васильевич разрешил поближе рассмотреть его награды и ответил на все вопросы ребят. Например, Петров Саша спросил ветерана: «А страшно было на войне?». На что лётчик ответил, и ответ этот поразил ребят, которые считали, что сражались только герои , а не обычные люди: «Да, страшно бывало, особенно перед боем, когда ты не знаешь, как поведёт себя противник, сможешь ли ты разгадать его манёвр. А в бою о страхе не думаешь. Я понимал, что защищаю детей, матерей, стариков своей страны, и это давало мне силы. А после боя - двойное чувство: радости за то, что выстоял в бою, выжил и в то же время - горечи от утраты погибших товарищей». Встречи с такими людьми, как Геннадий Васильевич Глобин, оставляют в памяти яркий след и чувство гордости за то, что можешь так запросто общаться с таким легендарным человеком.

3.Традиционно в нашей школе проходит конкурс военной песни. Членами жюри являются ветераны. Выступление детей трогает их до слёз.

4.В песне, прозвучавшей в фильме «Офицеры» есть такие слова:

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть».

Слова этой песни стали эпиграфом к серии рассказов ребят о Великой Отечественной войне в истории их семей. На классных часах дети рассказывали о своих прабабушках и прадедушках, которые воевали на фронтах Великой Отечественной и трудились в тылу. Сколько гордости было у ребят за своих героических родственников. К сожалению, мало кто из героев рассказов сейчас жив. Некоторые живут за пределами Нижнего Новгорода, поэтому знакомство с героическими предками нашего класса состоялось заочно. Родители с удовольствием приняли участие в подготовке выступлений ребят. Мне кажется, дорогого стоят слова одного мальчика, которые он произнёс, глядя на фотографию своего прадеда

«Я всматриваюсь в знакомые черты на фотографии из семейного альбома: волевое лицо, высокий лоб, умные и добрые глаза. Я думаю о том, как много сделал этот родной мне человек не только для нашей семьи, но и для нашего города, для России».

А вот высказывание ещё одного ребёнка:

«И хотя мне не довелось увидеть прадедушку живым, я всегда буду хранить в своем сердце память о нем и чувствовать себя причастной к его судьбе, а значит, к судьбе своей Родины».

Я отчётливо понимала, что подобные чувства переполняют всех детей.

5. Беседы с ветеранами способствуют формированию у детей активной гражданской позиции. В канун празднования Дня Победы к нам на классный час приходил ветеран Великой Отечественной войны Белов Владимир Михайлович. В те дни происходили возмутительные события в Одессе: Владимир Михайлович настолько сильно был возмущён этими действиями киевских властей, их пренебрежительным отношением к людям с георгиевскими ленточками, что его эмоциями прониклись и ребята. В результате шестиклассники вместе с ветераном написали письмо правительству Украины. В этот момент дети чувствовали себя защитниками памяти о павших героях. Неизвестно дошло ли письмо до правительства, но главное, что ребята не остались в стороне и пусть вот таким своеобразным способом встали на защиту памяти советских солдат.

6. Ежегодно в школе среди восьмых классов проходит военно-патриотическая игра «Зарница». Участвуют в этой игре лишь самые достойные. Как правило, в жюри принимают участие ветераны, а по окончании игры - беседы с ветеранами.

Статья о воспитании патриотизма у учащихся

6. Основным нашим социальным партнёром в вопросах патриотического воспитания детей является Совет ветеранов - пограничников. Совместно с ним были проведены наиболее значимые социально-патриотические акции: встреча с одним из трёх героев Советского Союза, проживающих в Нижегородском крае- Аристарховым ДмитриемАврамовичем.Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Дмитрий Аврамович рассказал ребятам, что принимал участие в боях за город Новороссийск и получил там своё первое ранение в вагоне, который сейчас является памятником. Узнав о том, что Советом ветеранов- погранич ников организовывается поездка в город-герой Новороссийск, он попросил ребят от его имени возложить цветы к этому памятнику и почтить минутой молчания память его погибших товарищей. А ещё ветеран попросил ребят привезти фотографию этого вагона. Ребята с гордостью выполнили это поручение.

Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Ребята возлагают цветы

Вот какие фотографии наши ученики привезли Дмитрию Аврамовичу.

Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Поездка в город - герой Новороссийск оставила в душах ребят незабываемый след. Никого не оставила равнодушным поездка на Малую землю, где шли ожесточённые бои за малый кусок Родины. (см. Приложение 1)

По окончании поездки Шадрин Серёжа спросил: «А почему так мало написано об этом в учебнике истории, ведь здесь люди отдали свою жизнь, сражаясь 225 дней, а в учебнике - лишь несколько строчек?» Ребята поддержали его.

Такие экскурсии помогают школьникам осознать, как досталась победа советскому народу. Возложение цветов у подножия мемориала - своеобразная дань памяти людям, погибшим на полях сражений. На лицах ребят читается одновременно, и чувство скорби, и чувство гордости за тех, кто ценой собственной жизни отстоял этот небольшой клочок нашей родины.

Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Возложение цветов к монументу «Малая земля»

7. Огромное значение в патриотическом воспитании подрастающего поколения имеет вахта памяти на Посту№1 у Вечного огня в Кремле. Во многих городах горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Перед тем, как дать торжественную клятву постовцев, проходят встречи с ветеранами. После таких встреч слова клятвы звучат особенно проникновенно. "Обещаю не сходить с этого места, пока не выполню святой долг", - говорится в тексте клятвы.

Статья о воспитании патриотизма у учащихсяСтатья о воспитании патриотизма у учащихся

Встреча с ветеранами Клятва постовцев

Ребята с честью выполнили свой долг, сдержали клятву и привезли благодарности в школу с Поста№1, были удостоены чести нести вахту памяти в день начала Великой Отечественной войны 22 июня, а также представлять наш город на российском слёте Постов№1 в городе Рязани. Конечно же, в таких мероприятиях участвуют ветераны. Все эти встречи в сердцах ребят оставляют незабываемый след, рождают чувство гордости за страну, способствуют формированию гражданственности и патриотизма.

Статья о воспитании патриотизма у учащихсяСтатья о воспитании патриотизма у учащихся

В Рязани

8. В настоящее время мы готовим книгу «Памяти» о родственниках учеников нашего класса, принимавших участие в боях Великой Отечественной, о тех, кто ковал победу в тылу.

4.Заключение.

На примерах жизни ветеранов воспитывается любовь к своему Отечеству.

Таким образом, в классе ведётся системная работа по формированию приоритетных качеств личности- патриотизма и гражданственности, позволяющая всем участникам образовательного процесса самоопределиться, самореализоваться, воспитать активную гражданскую позицию.







Приложение.

1. Памятник-ансамбль "Малая земля" - часть мемориального комплекса "Героям гражданской войны и Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг." - расположен на берегах Цемесской бухты.

В стремительном рывке выскочил на берег и стал на вечный прикол в граните и бронзе десантный корабль, корабль-мемориал, олицетворяя могучую силу советских воинов. На его левом борту - бронзовая девятифигурная скульптурная группа "Десант": изготовились к броску слитые единством воли моряк, пехотинец, командир, девушка-санинструктор. Другой борт корабля уходит в море, на нем многофигурный рельеф: в едином наступательном порыве готовые в атаку бойцы.Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Внутри памятника-ансамбля - галерея боевой славы, представляющая собой многомаршевую лестницу из красного карельского гранита, с обеих сторон которой на 22 стилизованных знаменах из красного полированного гранита начертаны наименования частей и соединений, сражавшихся на плацдарме Малая земля, помещены 30 бронзовых портретов Героев Советского Союза, участников боев за Малую землю и Новороссийск. Статья о воспитании патриотизма у учащихся

В центре галереи - скульптурная композиция "Клятва" с мозаичным панно, текстом клятвы малоземельцев, которую они подписали кровью: "Отвоеванный нами у врага клочок земли под городом Новороссийском мы назвали "Малой землей". Она хоть и мала, но она наша, советская, она полита нашим потом, нашей кровью, и мы ее никогда и никакому врагу не отдадим". Здесь же находится позолоченная бронзовая капсула "Сердце" с именами героев, погибших в боях за Новороссийск.Статья о воспитании патриотизма у учащихся

Галерея озвучена музыкальной поэмой "Память" композитора

Е. Н. Птичкина.

Вокруг памятника - заповедная зона, где бережно сохраняются оставшиеся после памятных боев окопы, рвы, траншеи, наблюдательные командные пункты; здесь же расположен музей-площадка боевой техники и оружия времен Великой Отечественной войны.

Пешеходные аллеи, ведущие к памятнику, обрамляют пирамидальные тополя. Их 225. Столько дней и ночей длилась героическая эпопея Малой земли.

Статья о воспитании патриотизма у учащихсяСтатья о воспитании патриотизма у учащихся


© 2010-2022