Методы, средства, формы воспитания

Задания для  классных руководителей. Например, 1.     Могли бы вы возразить А. С. Макаренко? Как? Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их. Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т.– Т. 5.– С. 399. или 1.     Сравните понятия поощрение и поддержка. Какое из них вы считаете более точным? Почему?  или 1.     Проанализируйте условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач. Назовите те, которые, с вашей точки зрения, относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы, средства, формы воспитания.

Задания для самостоятельной работы (письменно для всех):


  1. Могли бы вы возразить А. С. Макаренко? Как?

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Макаренко А. С. Собр. соч.: В 7 т.- Т. 5.- С. 399.

В новом законе «Об образовании в РФ» прописаны взыскания для ученика, его могут за нарушения даже исключить из школы. Взыскания должны быть, поэтому с Макаренко не поспоришь. И это, действительно, должна быть разумная система взысканий, объективная. Для вынесения взыскания должны быть подключены психологи, должна быть комиссия, которая не унизит ребёнка, а в доверительном варианте поможет найти объяснение происходящим поступкам.

  1. Какой метод воспитания использован педагогом в данной ситуации?

Ученик 5 класса часто забывал дома свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему авторучку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо этого ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша!». После этого мальчик стал всегда благодарить за услуги.

Пример. Нужно просто показать пример, как вести себя в подобных ситуациях.


  1. Сравните понятия поощрение и поддержка. Какое из них вы считаете более точным? Почему?

Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Если похвала, положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результату его деятельности, поддерживая человека, вы обращаетесь к его личности независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений. Для оказания поддержки, таким образом, определяющим становится безусловное принятие другого, причем неважным становятся его результаты, оценки в школе, внешняя красота и что-то еще, за что мы обычно хвалим других людей. Неважно становится, кто перед вами - отличник или «трудный подросток», дошкольник или взрослый. Поддерживать можно каждого человека. Для этого надо всего лишь постоянно видеть сильные стороны.

Про поддержку здесь больше теоретического материала: действительно, нужно «видеть сильные стороны», воздействие идёт на личность. Но как на практике это выглядит? Почему «неважны результаты»? Поэтому понятие «поддержка» раскрыто не полностью.

А вот понятие «поощрение» раскрыто кратко и чётко: «положительная оценка обращена не к самому человеку, а к результату его деятельности». Действия педагога вполне понятны: поощрить за те усилия, которые привели к такому результату, за сам результат».

  1. Проанализируйте условия выбора и применения педагогом методов решения воспитательных задач. Назовите те, которые, с вашей точки зрения, относятся к существенным, основным, а какие к дополнительным:

- индивидуальные и возрастные особенности ученика;

- статус ученика в группе сверстников, одноклассников;

- черты характера педагога;

- наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа;

- особенности группы (в первую очередь - наличие и характер ценностных ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий, а также направленности общего мнения группы), степень групповой сплоченности, авторитарность неформальных лидеров;

- характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и в общении;

- число учащихся в школе, классе;

- статус школы: городская или сельская;

- наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления;

- наличие у воспитателя опыта успешного применения определенных методов воспитания в аналогичных ситуациях с другим составом учащихся.

к существенным: - индивидуальные и возрастные особенности ученика; - черты характера педагога; - наличие (отсутствие) у педагога общего педагогического стажа; ориентаций в сфере морали, искусства, мира профессий,

к дополнительным: - статус ученика в группе сверстников, одноклассников; - характер и острота конфликта, противоречий в деятельности группы и в общении; - число учащихся в школе, классе;

- статус школы: городская или сельская; - наличие (отсутствие) у воспитателя резерва времени для принятия педагогического решения и выбора методов его осуществления.


  1. Разделяете ли вы позиции авторов данных высказываний? Аргументируйте свой ответ.

а) Кем должны быть друг другу люди, чтобы спонтанно, раскованно, открыто, непринужденно, свободно делиться друг с другом откровенными мыслями и чувствами? Конечно, друзьями. Доверительный диалог - это общение близких друзей.

Разделяю, без доверия откровенного диалога не получится. Вопрос в том, есть ли доверие. Ведь оно должно быть проверено временем. Поэтому именно между близкими, знающими друг друга долго людьми, возникает доверие, а значит откровение.

б) Ошибочно думать, будто беседа - спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся по такому примерно сценарию: сообщение конкретных фактов; объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников; обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными знаниями; обсуждение конкретных аналогичных ситуаций; мотивация и формулировка морального правила; применение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведения, поведения других людей.

Касаясь именно воспитания молодых людей, «не окрепших», которые ищут примеры своего поведения в жизни, фильмах и т.п., соглашусь с данным высказываниям. Сначала нужно оттолкнуться от фактов реальной жизни, чтобы дети задумались над происходящим. Возможно, уже на этом этапе возникнет у многих сомнение, а с того человека я беру пример? Анализ обобщённых ситуаций, а затем очень близких детям в своей жизни, вывод, сделанный самими детьми в ходе длительного об суждения конечно же являются правильным, не спонтанным методом в данной воспитательной работе.

© 2010-2022