Презентация Русская печь и материал для беседы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Осинцева Любовь Александровна

МАОУ «СОШ №7» г. Соликамск

Классный час из цикла «В гостях у старины».

«Русская печь»

Цель:

Познакомить детей

с устройством русской печи,

обычаями русского народа

связанными с печью.

Вступление.

Из всех новогодних открыток я больше люблю те, на которых изображена утопающая в снегу избушка с вьющимся из трубы дымком. Слайд 2- 5. Я всматриваюсь в нарисованное, горящее ярким светом окошко… и попадаю в бабушкин дом, наполненный самым уютным на свете уютом, самым теплым на свете теплом, самой нежной на свете любовью.

Зимнее утро. За белыми занавесками постепенно светлеют окна. Еще витая в утренних снах, я слышу: скрипнула дверь. Дохнуло свежестью. Тихие бабушкины шаги, стук дров, сваленных у печки. И тишина, та особенная тишина, в которой происходит что-то важное. Я жду…Вот, наконец, послышался такой знакомый звук наступившего дня - веселый треск разгорающихся поленьев! Дом наполняется теплом, запахом горячей смолы и дымка. Мерцающие блики от первых язычков огня уже бегают наперегонки по стенам и потолку - это проснулась печка. Слайд 7.

Русская печь… Никакие музеи и никакие рассказы не могут передать того родного и глубокого чувства дома, которое пробуждается в душе, когда разгорается огонь в печи.

Русская печь - это, то чудо, за которое я так люблю бабушкин дом.

А о чём бы вы хотели узнать на нашей встрече, какие вопросы хотите мне задать?

В своей беседе мы постараемся ответить на следующие вопросы:

- как устроена русская печь;

- как человек использовал русскую печь;

- какие обычаи русского народа, связанные с печью.

Устройство русской печи

Несмотря на то, что русские печи в разных уголках России отличались необыкновенным разнообразием формы, основу их составлял единый выверенный веками принцип устройства.

Средние размеры простой русской печи были в основном следующие: ширина - два, длина - три, а высота от пола до перекрыши - два с половиной аршина. Аршин в России составлял 71 см.

На слайде показана конст­рукция традиционной печи. Слайд 8. Та­кие печи были в распространены в центральных об­ластях, например, в Калужской, Московской и Смоленской губер­ниях. Подобные печи обогревали помещение, имеющее площадь примерно тридцать квадратных метров (современная двухкомнатная квартира). Печь располагали в углу, который находился рядом с две­рью напротив так называемого красного (красивого) угла, где находились иконы и горела лампада. Слайд 9. При закладке фундамента от сте­ны, находящейся по левую или правую руку от двери, отступали примерно четверть аршина, то есть чуть более 17 см. В этом мес­те между печью и стеной образо­вывалось потом узкое простран­ство - запечек, в котором, согласно известной поговорке, должен проживать «друг сердечный - та­ракан запечный». От стены, в ко­торой была дверь, отступали на целых полтора аршина. Потом, когда печь была уже сложена, в этом закоулке делали из дерева голбец, бывший чем-то вроде чу­лана для хранения некоторых продуктов и необходимых в хо­зяйстве вещей. Иногда в голбце находился вход в подполье, где на зиму был засыпан картофель. Печь клали на фундаменте из бу­тового (дикого) камня или пере­каленного красного кирпича, вы­водя его до уровня пола. В старо­давние времена фундамент нередко рубили из толстых смоли­стых бревен хвойных деревьев или дуба.

Над фундаментом возводилось основание печи - опечье, или опечек. Для опечка также исполь­зовали доступные местные мате­риалы: дерево, дикий камень, гли­ну и кирпичи. Слайд 10. Деревянные опеч­ки чаще всего рубили из гладко отесанных брусьев, соединяя их «в лапу». Если на сруб шли круглые бревна, то для их вязки использовали известный плотницкий прием рубки «в об-ло». Пространство, ог­раниченное стенами сруба, назы­вается подпечьем. В процессе руб­ки опечка между двумя верхними брусьями или бревнами выдалбливали прямоугольное углубле­ние - подшесток, называемый также холодной печуркой. В под­шестке хранили мелкую посуду со специями, которые использо­вали при варке пищи. В двух нижних брусьях или бревнах вы­пиливали специальное окошко, ведущее в подпечье, - подпечек. В подпечье хранили печной ин­вентарь. В.Даль писал в Толко­вом словаре, что подпечье и под­печек - это «простор под рус­скою печью и лаз туда; это место для помела, ухватов, кочерги, зи­мою для кур, а вообще денной приют домового». Сверху опечек перекрывался накатом из тонких березовых или дубовых плах, так называемой подиной. Если была такая возможность, то для проч­ности плахи прибивали к верхне­му венцу опечка большими гвоз­дями. Слайд 11.

Над подом сооружалась главная и очень ответственная часть пе­чи - варочная камера. Варочная камера также называ­лась топливником, горнилом, жа­ровой, рабочей или духовой каме­рой. Старые печники именовали варочную камеру жаровой тушей. В.И.Даль писал: «Жаровая туша (у печников) вся полость, нутро печи, где кладутся дрова; к ней принадлежат: топка, под, свод и хайло». Стены жаровой туши ча­ще всего клали толщиной в один кирпич, а сверху перекрывали сводом. Насколько большое зна­чение имеет конструкция и фор­ма свода для нормальной работы печки, отмечал даже отец космо­навтики К.Э. Циолковский.

Очень важно, чтобы печь не толь­ко хорошо прогревалась, но и продолжительное время сохраня­ла тепло. С этой целью между стенками печи и сводом засыпали различные теплоемкие материа­лы, которые хотя и медленно на­греваются, зато долго держат теп­ло. Традиционно для засыпки применяли битое стекло, глиня­ные черепки, щебень, гальку, пе­сок и осколки кирпича. Со стороны лицевой поверхно­сти, которую принято называть в печном деле зеркалом, как прави­ло, устраивали на уровне засыпки специальные углубления - пе­чурки. С помощью печу­рок увеличивается теплоотдача печи. Пожалуй, их можно было бы назвать тепловыми форточка­ми: если печь хорошо протоплена, из печурок так и пышет теплом. Объясняется это тем, что в печур­ке нет теплоизоляционного слоя, и ее торец отделяет от горнила стенка свода толщиной всего в полкирпича.

Печурки использовались не только для ускорения нагрева­ния помещения, но и в качестве сушилок. Слайд 12.

Над печурками обычно клали еще два ряда кирпичей, а затем сверху настилали так называе­мую перекрышу - верхнюю гори­зонтальную площадку, перекры­вавшую печь над тем участком, где находилось горнило. Горнило было отделено от шестка стенкой с прямоугольным или округлым проемом - устьем. Стенки, рас­положенные по бокам устья, на­зывали щеками или скулами, а верхнюю - газовым порогом или порожком. Порожек задерживает горячие газы в горниле и оставля­ет значительную часть тепла. После окончания топки, устье пе­чи закрывают металлической за­слонкой.

Использование русской печи человеком

Русская печь - удивительное сооружение. Каких только «профессий» она не знает. Главная из них - давать людям тепло. Протопленная в течение нескольких часов, печь целые сутки держит тепло и обогревает жилище.

На самой печи спали, постоянно мерзнущие, старики, а на приспособленных сбоку палатях - дети. Слайд 13,14,15.

В печи сушили грибы, ягоды, рыбу. А пища, приготовленная в русской печи, получалась удивительно вкусной и питательной. Секрет заключался в том, что жар печи распределяется равномерно и температура долго не меняется. Посуда с пищей не имеет прямого контакта с огнем, позволяя содержимому прогреваться со всех сторон, равномерно, не пригорая.

В печурках обычно сушили мокрые рукавицы и лучину. В теплом опечье в холодное время держали домашнюю птицу.

В печи лечили разные людские недуги: простудные заболевания, радикулит. Для этого из печи после топки удаляли угли, внутри подметали, клали солому. Человек залезал в печь ногами вперед и ложился на солому лицом к устью. За ним закрывали заслонку и человек прогревался, с него сходило «семь потов» и он быстро выздоравливал.

Помните сказку об Иванушке, которого Баба Яга на лопате отправляла в печь? Оказывается, был на Руси такой обычай, так лечили больных детей: ребенка сажали или клали на лопатку и три раза заносили в печь. Это называлось «перепекать» младенца, после этого он считался заново рожденным.

«Печь кормила, поила, лечила и утепляла», она была нужна в любом возрасте, в любом состоянии и положении. Остывала печь только вместе с гибелью семьи или дома.

На Руси гостеприимный дом называли хлебосольным, в таком доме на столе всегда стоял покрытый полотенцем хлеб и рядом солонка. Слайд 14. Главным назначение русской печи остается выпечка хлеба. У русского народа хлеб всегда был не только основным продуктом питания, но и почитался как символ достатка, изобилия и материального благополучия. В крестьянских семьях с малых лет приучали к бережному отношению к хлебу. Когда ели хлеб, то боялись уронить на пол хотя бы крошку. Если же такое случалось, то, согласно неписанным правилам, хлебную крошку нужно было немедленно поднять, поцеловать, а потом съесть или же бросить в горящую печь. Выпечка хлеба. Хлеб обычно выпекали через два-три дня. День выпечки считался особенным. Стряпуха повязывала в этот день на голову яркий платок и надевала нарядную одежду. Хлеб сажали в печь при полном безмолвии. Пока он находился в печи, нельзя было шуметь, громко разговаривать, тем более браниться и ссориться.

Когда топка печи подходила к концу, стряпуха снимала с печи квашню и вынимала из нее перебродившее готовое тесто. Оставшиеся на стенках остатки собирала в один комочек и, положив его на дно квашни, присыпала сверху мукой. А перед следующей выпечкой использовала его в качестве закваски. Выложенное на доску тесто делила на отдельные куски, из которых формовала круглые караваи. Разложив тесто по формам, стряпуха выгребала из печи золу и оставшиеся угли. Золу ссыпала в зольник, а угли в тушильник (специально для этого приспособленный горшок, накрываемый сковородой). Затем под тщательно подметала помелом.

Хлеб полагалось сажать в печь в ту пору, когда в горниле был ровный сильный жар. Опытные стряпухи такой жар называли изволочным и могли его определить, протянув руку в горнило или подставив к устью обнаженный локоть.

Отформованные караваи по очереди вываливают на припорошенную мукой деревянную лопату и, смочив сверху водой, протыкают в нескольких местах деревянной иглой. Затем каравай вносят на лопате в горнило. В намеченном месте лопату резко дергали на себя, и каравай оказывался на поду печи.

Некоторые стряпухи клали на лопату вместо муки листья капусты, петрушки, сельдерея или лопуха. У хлеба, выпеченного на листьях, очень вкусная хрустящая подовина. В северных районах после посадки хлеба в печь в устье печи держали некоторое время пучок горящих лучин. Считалось, что после такой процедуры хлеб выйдет из печи румяным и душистым.

Посадив в печь караваи, стряпуха тут же закрывала заслонку. Опытные стряпухи примерно знали, сколько нужно хлебу находиться в печи, чтобы он смог как следует пропечься и в то же время не подгореть.

Обычаи русского народа, связанные с печью

Разные символические значения печи актуализировались в зависимости от обрядового контекста. Когда заглядывали в печь, вернувшись с похорон, то таким образом хотели избавиться от страха перед покойником и тоски по нему, когда тоже совершала невеста, входя в новый дом, то считалось, что этим она выражает пожелание, чтобы умерли родители жениха.

На Украине, в Белоруссии и в Польше было принято, вынув хлеб из печи, положить туда одно, два или три полена. Это делали для того, чтобы по ним «на том свете», перейти через пекло. Когда кто-нибудь уходил из дому, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути и его не поминали лихом оставшиеся дома.

Любой странник, совсем чужой человек, становился «своим», стоило ему обогреться у очага. Его защищали как родного. «Кто сидел на печи, тот уже не гость, а свой». Плодородие и приход гостя определяли по одной и той же примете: если из затопленной печи вдруг посыпались искры - жди гостей. Не принять гостя означало нарушить святыню Огня, покровителя дома. Если тебе дан дар огня в очаге, ты должен передать его тепло всем, кто в этом нуждается.

Нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато огонь был способен очистить что-либо оскверненное. В присутствии огня считалось немыслимым выругаться. «Сказал бы тебе…да нельзя: печь в избе!». Была примета: если зажигая огонь, суетишься, оглядываешься, то за нарушение должного благоговения пламя выйдет из печи и зажжет избу. Очаг требовал от людей целомудрия. Человек, знавший за собой вину, уже не мог приближаться к родному очагу, пока не совершит искупительного обряда.

Русская сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони, в какое бы время года это не происходило: тем самым она призывала огонь себе в союзники, заручаясь его поддержкой. Невесту, в свою очередь, прятали за печью во время сватовства. В свадебном обряде, когда создавалась новая семья, отец невесты трижды обводил ее вокруг родной печи, а в доме будущего мужа молодой хозяйке положено было, сидя на лавке у очага, съесть отломленный кусок хлеба, впустив тем самым под покровительство духов дома своего мужа. Считалось, что под печью живет домовой - хранитель домашнего очага. Когда семья перебиралась на новое место жительства, под печь ставили лапоть, чтобы домовой, как на саночках, уехал вместе со всеми.

Нередко печь фигурирует в народных сказках: Емеля разъезжал на печи по городу, богатырь Илья Муромец просидел на печи 33 года, набираясь сил, в печь, как под материнскую юбку, прятались братец с сестрицей из русской народной сказки, спасаясь от Гусей-Лебедей.

И это далеко не все, что можно сказать о печи. Интересных примеров великое множество. «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил», - гласит русская пословица. Действительно, печь - душа крестьянского дома.

Печь - это душа дома, святыня и алтарь любви. Пока в ней теплится огонь, пока исходит от нее живительное тепло, есть семья, продолжается жизнь. Зажигая огонь в печи, человек каждый раз совершал великое таинство - заключал символический брак между божественным огнем, завещанным предками, и матерью-печью. Эта великая любовь согревала душу и тепло, лечила лучше любых лекарств и защищала надежнее любых замков, помогала человеку с рождения до смерти.

Все что есть в доме, создано любовью и держится на любви. Слайд15. Самые простые предметы: лавки, стол, вышитые полотенца из приданого хозяйки, пучки летних трав на стене, каша в чугунке, колодезная вода в рукомойнике - все несет в себе эту частицу тепла, все живое, все пахнет домом.

Слайд 16,17.

Печь уходит в песни, предания, в сказки и легенды. Мы прощаемся с ней, но остается человек и его душа, остается потребность зажигать и хранить огонь, тепло души, родного дома, чтобы не прерывалась связь, чтобы жила любовь… Слайд 18. Даже в наше время всевластия техники печь - это самый простой и надежный способ обогрева дома. Топить можно разными видами топлива (дрова, кизяк, торф), а главное - ни один обогреватель не может дать такого здорового тепла. Даже если и есть более удобные виды отопления (водяное, электрическое), то приятнее и полезнее печи, пожалуй, не найти. Слайд 19.

Дверцы печки растворены, угли раздуты,

И кирпич закопчен, и огонь тускловат,

Но гляжу я на пламя, и кажется, будто

Это вовсе не угли, а звезды горят.

Звезды детства горят, звезды неба родного,

Я сижу у огня, и мерещится мне,

Будто сказка отца вдруг послышалась снова,

Песня матери снова звенит в тишине.

Полночь. Гаснет огонь. Затворяю я дверцу -

Нет ни дыма, ни пламени, нет никого.

Что ж осталось? Тепло, подступившее к сердцу,

Песня матери, сказка отца моего.

Р. Гамзатов. «У очага».

Литература.

  1. Задереев В. muhtolovo.nne.ru

  2. Манкеев И.А. От крестин до поминок. М., 1997 с.1

  3. Семенова М. Мы славяне. С.Петербург., 1997 с. 172

  4. Чамова Т. Огонь в печи. Человек без границ. Журнал №1 2009, с. 32-35.

© 2010-2022