- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Я-гражданин России»
Классный час «Я-гражданин России»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зорина Е.Г. |
Дата | 19.12.2012 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГОУ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РС (Я)
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА- ИНТЕРНАТ №2 VIII ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Подготовил учитель начальных классов
Зорина Елена Геннадьевна
Апрель - 2011-
Цель:
-
способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
-
воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине;
-
воспитывать учащихся гражданами своей Родины, России;
-
дать первичные представления о понятиях «Родина», «Отчизна», «Отечество», «гражданин», «Конституция», «Права и обязанности граждан», «Столица».
-
расширить кругозор учащихся;
-
воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
Предварительная работа: подбор и разучивание стихов о Родине, создание презентации «Я - гражданин», съемка ситуации «Права и обязанности»
участники видеосюжетов:
учительница - Ф. Эля, 10 класс
староста - Т. Дима, ученик 6 «а» класса
ученик Дима - М. Дима, ученик 7 класса
дежурный - М. Олег, ученик 9 класса
Наташа - С. Шура, ученица 9 класса
Оборудование: 4 книги: «Конституция», «Всеобщая Декларация прав Человека», «Конвенция о правах ребенка», «Права и обязанности граждан»; компьютер, проектор, компьютерная презентация, карта мира, карта России, символы страны (герб, флаг, гимн) герб Москвы, Якутии, Санкт - Петербурга, флаги разных государств, портрет Президента РФ Д.А. Медведева, портрет Президента РС(Я) Е.А. Борисов
Словарная работа:
Родина
Отчизна
Отечество
Гражданин
Столица
Конституция
Права и обязанности
Классный час разработан для программы «Правовое воспитание» в школах VIII вида для учащихся начальных классов.
Ход классного часа:
Учитель: Понятие Родина (слайд № ) - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? (Корни)
(слайд № )Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я - гражданин своей Родины»
Учитель: Как называется страна, в которой мы с вами живём?
Ответ учащихся: Россия. (слайд № )
Учитель: Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня мы будем говорить о самом главном и важном для каждого из вас - о Родине, о России. Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом.
Учитель: - Почему мы её так называем РОДИНА? Что объединяет все эти слова? (Корень -род-). Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Родина, родной, родители, родимый, родиться, родня, родовитый. (слайд № )
Со словом «родина» тесно связаны слова «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Наша Родина - это Россия. (слайд № )
Учитель: - Почему Россию мы называем Отечеством? Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши.
- К. Д. Ушинский писал: Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина". (слайд № )
Учитель: - Как ещё мы часто называет нашу Родину? Матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов. Откуда начинается Россия?
Читаетстих ученик 3 класса Добрынин Кирилл
В.Боков (слайд №)
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие,
Её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней - Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
(слайд №) Учитель: - Тема нашего классного часа «Я - гражданин России». Мы должны понять, что значит быть гражданином? Предлагаю вам немножко поиграть. Вам предстоит сегодня доказать, что вы являетесь достойными гражданами своей страны. И так приступаем!
- На мониторе вы сектора. Вы должны по очереди выбирать сектор, там появляется вопрос. Если отвечаете верно, то на игровом поле появляется правильный ответ. Итак, начинаем.
1 вопрос:
ЖYRИТJWЬ РQSОДDИGНFЕ СLZЛVУЖNИRТUЬ.
Учитель: - Перед вами ребус, отгадайте его (Зачеркни все иностранные буквы и прочитай пословицу) ЖИТЬ - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ!
Учитель: - Отношение народа к Родине выражено в пословицах.
- Я начинаю, а вы продолжайте…
Человек без Родины … (что соловей без песни).
Родина-мать, … ( умей за нее постоять).
Для Родины своей…( жизни не жалей).
Жить -…(Родине служить)
2 вопрос: (слайд № )
Учитель: - Найди на слайде флаг России. (ученики находят из нескольких предложенных вариантов). А что такое флаг?
Читает ученица 3 класса Кочеткова Наташа
Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальной символ государственной власти. Описание флага фиксируется в Конституции. Цвета флага России - белый, синий, красный.
Учитель: Сколько на нём горизонтальных полос? (ответы учащихся)
Учитель: Какого они цвета?(ответы учащихся)
Учитель: Назовите цвета флага нашей Родины, объясните, что обозначает каждый из них.
Рассказывает ученик 3 класса Андреев Эдик
Слайд №
Белый - мир, чистота, правда.
Синий - небо, верность, вера.
Красный - смелость, доброта, честность, огонь, кровь, пролитая за Отечество. (Флаг России)
3 вопрос:
Учитель: Какие символы государства вы знаете?
Ученики: Герб, гимн, флаг.
Учитель: - При исполнении гимна России прошу всех встать. (Звучит гимн России)
Учитель: - Что же такое гимн?
Читает ученик 3 класса Жмуров Лёня. Слайд №
Гимн - это торжественная песня или просто мелодия. Она исполняется в особых случаях. Например, в случае победы на международных соревнованиях. Тем самым выражается уважение к стране, за которую выступает спортсмен. Но гимн мы слушаем и в других случаях: в дни торжественных праздников, государственных собраний, во время парада. Когда исполняется гимн, люди встают. Мужчины должны снять головные уборы.
4 вопрос:
Учитель: Найдите на слайде герб России.
Читает ученица 3 класса Кочеткова Наташа
Слайд № Герб - это отличительный знак. Который есть у всякого государства. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны: она как бы смотрит одновременно на Запад и на Восток. В лапах орла - скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава - золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас нет царя. Сегодня эти знаки напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия. В России святой Георгий считался покровителем воинов и землепашцев. Таким образом, на российском гербе изображён христианский воин. Он олицетворяет силу добра. Он убивает копьём чёрного змия - символ зла. Наш герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
Учитель: Герб Республики Саха (Якутия) является государственным символом Республики Саха (Якутия) Герб Республики Саха (Якутии) представляет собой круг, в центре которого изображение древнего всадника со знаменем с наскальных рисунков реки Лены, на фоне солнечного диска-щита, помещённого в обрамление с традиционным национальным орнаментом в виде семи ромбических кристаллообразных фигур и надписями «Республика Саха (Якутия)» и «Саха Республиката» .В цветном изображении Государственного герба Республики Саха (Якутия) солнце - серебристого, всадник - красного, обрамление - синего, орнамент и надписи - белого цвета.
Центральный элемент герба - древнее наскальное изображение, обнаруженное у деревни Шишкино (район реки Лены, выше г. Верхоленска, не доходя 18 км. до села Качуг) в 1745 году. Наскальные рисунки относятся к 6 - 9 вв. нашей эры и являются наследием народа курыкан, считающихся предками якутов. Всадник на гербе Республики Саха (Якутия) символизирует объединение людей, народов, живущих в республике. Под знаменем подразумевается единение племени и его могущество, власть и начало государственности. Ромбовидный орнамент, украшающий обрамление, присущ всем северным народам и одновременно напоминает кристаллики ограненного алмаза, также своеобразного символа Республики Саха (Якутия). Кроме того, семь ромбических кристаллов символизируют семь народов, населяющих край: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров. Синий цвет символизирует верность, искренность и надёжность, белый цвет - чистоту, а красной охрой выполнены наскальные рисунки у Шишкино.
5 вопрос:
Учитель: Как называется столица России?
Столица нашего государства - первопрестольная Москва, расположена почти в центре государства. Первые извести о Москве относятся к 1147 году. Основателем этого города является Юрий Долгорукий. (Карта России)
Учитель: - «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова К.Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является самый красивый город на свете, и имя ему, о том знает каждый россиянин, - Москва.
6 вопрос:
Учитель: Назовите Президента нашего государства. Действующий Президент России - Медведев Дмитрий Анатольевич. Президента выбирают на выборах все жители страны, которые достигли 18летнего возраста. (Портрет Президента РФ Д.А. Медведева)
Действующий Президент РС (Я )Борисов Егор Афанасьевич.
Читает стихученик 3 класса Салахутдинов Дима
(слайд № )
Я - гражданинРоссии!
Неправдаль, звучиткрасиво?
Смело, достойно, гордо!
Сказанокак-тотвердо!
Я - гражданинРоссии!
Иеслибменяспросили,
Чемжеятакгоржусь?
Ябыответилпросто:
Ненадопустыхвопросов!
Ведьмояродина - Русь!
8 вопрос:
Учитель: - Какими качествами должен обладать каждый гражданин своей страны?
Ответы учащихся: Быть ответственным, правдивым, чувствовать свою принадлежность к государству.
Учитель: - «Я - гражданин России». Когда человек произносит эти слова, его переполняет чувство гордости за свою страну. А как вы понимаете слово «гражданин»? Определим значение этого слова.
Гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности. Мы - граждане России. И являемся ими с самого рождения.
- Так вы являетесь гражданами нашей страны?
- Все права и обязанности записаны в основном законе нашего государства. Как он называется, вам сейчас предстоит угадать, собрав из рассыпавшихся букв его название.
12
15
16
19
20
10
20
21
29
10
33
К
О
Н
С
Т
И
Т
У
Ц
И
Я
Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. В этом году мы отмечаем 21 год-нашей Конституции.
Учитель: - Что такое право?
Право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
- Какие же права и обязанности есть у граждан - у вас? Их много, и некоторые из них вы уже знаете. На экране вы видите некоторые статьи Конституции РФ:
Статья 20. Каждый имеет право на жизнь.
Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 27. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Музыкальная пауза, звучит песня о Родине
Учитель: Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей декларации прав человека. У детей тоже есть права, они записаны в Конвенции о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года ООН.
Учитель: - А что такое обязанность?
Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (с.442) Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное о них помнить и выполнять.
Видео слайды «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже».
Учащиеся старших классов разыгрывают ситуации
1-я ситуация.
Староста: Дима, ты сегодня дежурный. Останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
Дима: Леня, не имеешь права! Конвенцией ребёнка труд детей запрещён!
2-я ситуация.
Олег: Наташа! Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!
Вера: Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!
3-я ситуация.
Мария Ивановна: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Учитель: - Что хорошо усвоили ребята? (Права) Что хуже знают? (Обязанности)
- Какие обязанности школьника вы знаете? Они прописаны в правилах для учащихся.
-
Прилежно учиться.
-
Выполнять требования учителя, дежурных.
-
Соблюдать технику безопасности.
-
Беречь школьное имущество.
-
Выполнять распорядок дня.
-
Придерживаться правил культурного поведения.
-
Уважать права других.
Учитель: - Мы говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему? (Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.)
Правила поведения учащихся. Слайд №
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу -
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
Итог классного часа
Учитель: Послушайте стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию -
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию -
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой!