Классный час «Поговорим о культуре»

Данный классный  час раскрывает общие понятия: «культура», «культурный человек». Классный час построен по технологии педагогическая мастерская, где отражены все этапы работы мастерской: резюмирование, расширение, рефлексия и так далее. В данной мастерской представлены разные методы формирования базового понятия у студентов «культурный человек»: чаша высказываний,  разбор ситуаций, беседа, примеры, работа с материалами, заполнение  сравнительной таблицы. Данный классный час можно использовать при...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Классный час «Поговорим о культуре»

Цели:

1)содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию,

этической культуры;

2)побуждать обучающихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) на классной доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта - быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

Ход проведения.

Вступительное слово, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта

А. Межирова.

Сообщение темы

Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о культуре. Но само понятие культура обширно, а мы попробуем разобрать понятие «культура поведения» Скажите, какие ассоциации у вас возникают когда звучит это словосочетание?

Работа с понятиями

Давайте проанализируем понятия:

Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 5555555555555555555555555), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

Чаша мудрости

Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, студент обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

  • «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». И. Гете.

  • По одежде не суди - по делам гляди

  • От одного слова - да навек ссора

  • Утром вы все встретились в учебном кабинете и готовитесь к паре. За минуту до звонка вбегает ваша однокурсница, никого не приветствуя, занимает свое место.

  • Прозвенел звонок, входит педагог и только тут некоторые студенты начинают готовить свое учебное место.

  • В коридоре во время перемены вы видите, как девушка с парнем непристойно себя ведут (обнимаются, целуются).

  • Вы наблюдаете такую ситуацию: педагог делает замечание студенту, он начинает огрызаться.

Задания-вопросы: ответы зачитывают студенты

  1. Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь?

В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

2. Как вы считаете, можно ли с первого взгляда понять, какой человек, какими духовными качествами он наделен?

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

3. Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

4. Зачем люди ходят в гости?

4. Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»?

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…

(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало?

(Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»?

(В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости. )

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

Правила поведения в колледже

- Каждый день в колледж приходят педагоги и студенты. У них одна общая задача - надо сделать так, чтобы все стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту мы решаем вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для обучающихся».

Правила для вас:

Будь доброй и приветливой с однокурсниками, преподавателями, с такими людьми всегда приятно общаться!

Не нарушай дисциплину на уроке. Учитель готовится к уроку и вкладывает в него частицу своей души!

Приходи на занятие вовремя, до звонка готовь рабочее место!

Приготовьте доску к уроку!

Не отвлекайтесь на бесполезные «гуляния по сетям, интернету, ума не прибавиться и пара впустую!

Здоровайся со всеми педагогами колледжа!

Если даже тебе не нравится замечание, то промолчи, а потом спокойно подойди к преподавателю и вместе разрешите проблему!

Если все-таки нагрубил, то сумей извиниться. И если это было при всем курсе, то и признать свою ошибку стоит так же при всех!

Твоя взрослость должна проявляться в твоем поведении и твоих поступках (хороших)!

Выполняй сразу все поручения, не откладывай на потом. Это тебя зарекомендует с положительной стороны!

Уважай мнение окружающих, даже если считаешь, что права именно ты!

Окружи себя людьми с хорошими манерами!

Живи так, поступай так, чтобы не было стыдно когда обернешься назад!

Решение задач:

а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?

1.Дам списать.

2.Не дам списать.

3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.

4.Скажу об этом учителю.

б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?

1.Пойду в учительскую и предупрежу учителя.

2.Ничего не скажу и останусь в классе.

3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.

4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.

5.Ничего не говоря, пойду со всеми.

Наш классный час завершается . У меня к вам вопрос?

- Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

- В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

- Трудно ли быть культурным?

- Нужно ли над собой работать?

Оцените себя по пятибальной шкале насколько вы культурны. Напишите в своих тетрадях, каких качеств вам не достает, чтобы получить оценку 5.


© 2010-2022