- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Поговорим о культуре»
Классный час «Поговорим о культуре»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шахтанова М.И. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
5
Классный час «Поговорим о культуре»
Цели:
1)содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию,
этической культуры;
2)побуждать обучающихся к самосовершенствованию.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1) на классной доске:
а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:
Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей.
Работа эта - быть среди людей.
б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;
Ход проведения.
Вступительное слово, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта
А. Межирова.
Сообщение темы
Как вы уже догадались, сегодня речь пойдет о культуре. Но само понятие культура обширно, а мы попробуем разобрать понятие «культура поведения» Скажите, какие ассоциации у вас возникают когда звучит это словосочетание?
Работа с понятиями
Давайте проанализируем понятия:
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/- мораль. «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.
Культура поведения - это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 5555555555555555555555555), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).
Чаша мудрости
Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, студент обосновывает своё решение или комментирует высказывание.
-
«Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». И. Гете.
-
По одежде не суди - по делам гляди
-
От одного слова - да навек ссора
-
Утром вы все встретились в учебном кабинете и готовитесь к паре. За минуту до звонка вбегает ваша однокурсница, никого не приветствуя, занимает свое место.
-
Прозвенел звонок, входит педагог и только тут некоторые студенты начинают готовить свое учебное место.
-
В коридоре во время перемены вы видите, как девушка с парнем непристойно себя ведут (обнимаются, целуются).
-
Вы наблюдаете такую ситуацию: педагог делает замечание студенту, он начинает огрызаться.
Задания-вопросы: ответы зачитывают студенты
-
Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь?
В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.
2. Как вы считаете, можно ли с первого взгляда понять, какой человек, какими духовными качествами он наделен?
Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)
3. Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)
4. Зачем люди ходят в гости?
4. Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»?
5.Из какой знаменитой книги эти советы?
- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).
- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.
- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…
(«Юности честное зерцало»)
6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало?
(Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)
7.Чему служила раньше частица «с»?
(В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости. )
8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?
Все хлопает, Онегин входит.
Идет меж кресел по ногам…
9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.
Правила поведения в колледже
- Каждый день в колледж приходят педагоги и студенты. У них одна общая задача - надо сделать так, чтобы все стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту мы решаем вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для обучающихся».
Правила для вас:
Будь доброй и приветливой с однокурсниками, преподавателями, с такими людьми всегда приятно общаться!
Не нарушай дисциплину на уроке. Учитель готовится к уроку и вкладывает в него частицу своей души!
Приходи на занятие вовремя, до звонка готовь рабочее место!
Приготовьте доску к уроку!
Не отвлекайтесь на бесполезные «гуляния по сетям, интернету, ума не прибавиться и пара впустую!
Здоровайся со всеми педагогами колледжа!
Если даже тебе не нравится замечание, то промолчи, а потом спокойно подойди к преподавателю и вместе разрешите проблему!
Если все-таки нагрубил, то сумей извиниться. И если это было при всем курсе, то и признать свою ошибку стоит так же при всех!
Твоя взрослость должна проявляться в твоем поведении и твоих поступках (хороших)!
Выполняй сразу все поручения, не откладывай на потом. Это тебя зарекомендует с положительной стороны!
Уважай мнение окружающих, даже если считаешь, что права именно ты!
Окружи себя людьми с хорошими манерами!
Живи так, поступай так, чтобы не было стыдно когда обернешься назад!
Решение задач:
а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь?
1.Дам списать.
2.Не дам списать.
3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать.
4.Скажу об этом учителю.
б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь?
1.Пойду в учительскую и предупрежу учителя.
2.Ничего не скажу и останусь в классе.
3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними.
4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе.
5.Ничего не говоря, пойду со всеми.
Наш классный час завершается . У меня к вам вопрос?
- Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)
- В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)
- Трудно ли быть культурным?
- Нужно ли над собой работать?
Оцените себя по пятибальной шкале насколько вы культурны. Напишите в своих тетрадях, каких качеств вам не достает, чтобы получить оценку 5.