Формирование новой позиции педагога – организатора жизнедеятельности школьника

Подростковая пора - время второго рождения личности. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как лич...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование новой позиции педагога - организатора жизнедеятельности школьника.

Чернышева Татьяна Владимировна

Подростковая пора - время второго рождения личности. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое важное: именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими.

Привычка к определенному положению в классном коллективе - "слабо", "средне" или "сильного", задающего тон в учебе, общественной жизни класса - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Но с течением времени оценки и самооценки учащихся класса меняют свои основания и сами меняются. И это приводит к необходимости создании новых детских объединений, не связанными рамками одного класса

Среди друзей подросток ищет и находит образцы для подражания; сопоставляя качества сверстников, создает обобщенный образ того, на кого он бы хотел походить. Поэтому ДОО играют неоценимую роль в формировании, становлении, развитии личности подростка.

Взрослым следует также помнить, что если у подростка не складываются отношения с товарищами в классе, он начинает искать новые сферы общения, новых друзей за пределами школы и в связи с этим очень часто попадает в самые неблагоприятные обстоятельства. Очень важно подростку найти свое место в коллективе. Разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя - весьма и весьма сложная задача. Именно потому так часты "издержки" самооценки. У одного появляется излишняя ранимость, неуверенность в себе. У другого, наоборот, самоуверенность, зазнайство, третий начинает приспосабливаться к требованиям окружающих.

Вот тут и нужна подростку помощь взрослого, педагога. Именно взрослый может показать подростку и пути самосовершенствования, и средства их реализации. Только делать это надо обязательно тактично, потому что подросток и ждет помощи от взрослого, и очень боится "обнародовать". Взрослый друг крайне необходим подростку. Важно научить его разбираться в людях, в мотивах их действий, видеть причины и следствия своих собственных поступков, научить оценивать свои поступки как бы со стороны, встав на точку зрения другого человека.

Педагогу необходимо помнить, что друзья подростка - это не только сверстники, но и взрослые. У них разные функции и роли, но и те, и другие необходимы подростку. В мире своих друзей он находит образцы для подражания, в реальной практике общения проверяет истинную ценность морально-этических требований, приобретает социальный опыт общения. В отношениях со взрослыми он усваивает образцы "взрослого поведения", постигает внутренний мир взрослого человека. Тот путь, по которому пойдет формирование личности подростка, только на первый взгляд может показаться обусловленным случайными обстоятельствами. У истоков этой "случайности" всегда стоит взрослый, отношения с ним.

. Педагогу очень важно знать требования подростка! С одной стороны, подростки ценят в товарищах принципиальность, добросовестность, активность, благородство, с другой - эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, к сочувствию, при этом очень важно, что бы эти качества были подлинными, не замещались «привлекательной упаковкой». Поэтому идет речь не просто о педагоге, а о педагоге - организаторе жизнедеятельности школьника.

Любое объединение - это совокупность людей, которые совместно действуют. При этом между ними существуют разнообразные, довольно устойчивые связи и отношения. Обязательно присутствует одна или несколько общих целей. Детское общественное объединение - особая социально-педагогическая группа детей и взрослых, самостоятельная интеграция детей и взрослых на добровольной основе. Создается для реализации индивидуальных и социальных потребностей.

Каждое объединение имеет свое неповторимое, только ему присущее своеобразие. Состоя и участвуя в том или ином объединении, подросток участвует в тех или иных социальных процессах, в жизни общества, школы, класса. Стремление к объединению - естественная потребность детского возраста. Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.п., дети тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в игровой, учебной, трудовой, общественно полезной и досуговой деятельности.

3

© 2010-2022