Статья «Роль классного руководителя в организации сотрудничества гимназии и родителей учащихся» (из опыта работы)

P { margin-bottom: 0.21cm; } Автор статьи, представляя опыт своей внеклассной работы, размышляет над вопросом «Что даёт тесное сотрудничество классного руководителя с родителями?» и приходит к выводам: активно вовлекая родителей в воспитательный процесс, удается создавать в классе атмосферу, благоприятную для развития каждого ученика, добиваться сплочения классного и родительского коллективов, формирования уважительного отношения детей к родителям, установления тесных связей между семьей и гимназией. Родители своим участием...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бабичева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

БОУ г.Омска «Гимназия № 84»


Роль классного руководителя в организации сотрудничества

гимназии и родителей учащихся


Проблема взаимодействия школы с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной деятельности по образованию учащихся очень актуальна.

Наша гимназия - это учебное заведение, которое представляет родителям возможность принимать участие в процессе организации внеурочной деятельности школьников. Являясь социальными заказчиками гимназии, родители имеют возможность влиять на её деятельность, участвовать в повседневной жизни своих детей, в управлении жизнедеятельностью классных коллективов.

Многолетний опыт работы в роли классного руководителя позволяет мне сделать вывод, что заинтересованность детей напрямую зависит от участия родителей в любом мероприятии класса и гимназии. Активное участие родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел, акций, спортивных соревнований, субботников позволяет превратить их в общее дело для всех сторон образовательного процесса: детей, их родителей и учителей.

На родительских собраниях мы обсуждаем, как подольше сохранить в семье добрые, доверительные отношения с ребёнком, чем помочь ему утвердиться в жизни, как позаботиться о богатстве его внутреннего мира, формировании нравственных качеств.

Для каждого родителя, конечно же, важно здоровье его ребенка: и физическое, и моральное, и, несомненно, духовное. Поэтому одним из основных направлений моей деятельности стало духовно-нравственное.

Ежегодно мои ученики совместно с родителями готовятся к участию в городских этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества», размышляя над вечными вопросами добра и зла.

Яркое впечатление в памяти учеников и их родителей оставляют экскурсии, в том числе в храмы нашего города и Омской области. При этом важно отметить, что некоторые дети впервые посещают храмы именно во время этих классных экскурсий. Организуя туристические туры по другим городам России, я обязательно включаю в программу посещение храмов. Во время весенних каникул 2012 г. в составе туристической группы, отправившейся в г. Санкт-Петербург - Царское Село - Пушкинские горы, было 20 детей и 3 родителей. Мы посетили много достопримечательностей, в том числе Собор Святых Петра и Павла (усыпальницу дома Романовых), Исаакиевский и Казанский соборы, Святогорский монастырь в Пушкинских горах (с посещением Некрополя Ганнибалов-Пушкиных). Радостно, что мудрыми помощниками в организации этих поездок и спонсорами являются родители моих учеников.

Немаловажным, на мой взгляд, является патриотическое воспитание школьников. В нашей гимназии традиционно проводятся классные часы, посвященные Дню защитника Отечества, выводу советских войск из Афганистана, Дню Великой Победы над фашистской Германией. В рамках этих декад проходят конкурсные программы: «Минута Славы», «С песней по жизни», «Чтобы помнили», «Парад войск». Вместе с родителями и детьми мы пишем сценарии, готовим костюмы, проводим репетиции. На всех праздничных программах присутствуют родители, которые приходят поддержать детей и «поболеть» за честь классного коллектива.

Очень значимыми являются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в горячих точках нашей страны, которые проводятся в месячник военно-патриотической работы. Приглашенными на эти встречи являются родственники детей: их прадеды, деды, отцы. Неизгладимое впечатление производят на детей воспоминания участников важнейших исторических событий.

Традиционным стало участие моих учеников в конкурсах сочинений: «Моя любимая семья», «История моей семьи в истории моей страны», «Я помню! Я горжусь!», «Истории Великой Победы» и другие. Дети с родителями перелистывают страницы своих семейных альбомов, вспоминают о родственниках, которыми гордится их семья, и рассказывают об этом в своих сочинениях. Данные работы мы отправляем на различные историко-литературные конкурсы. Лучшие сочинения мы публикуем в литературно-художественном альманахе «Лира», который сами выпускаем в гимназии.

Также большое внимание я уделяю формированию интереса к истории нашего края, к людям, внесшим значительный вклад в его процветание. С помощью родителей учеников организую выезды учащихся на выставки в краеведческий музей нашего города, в музей изобразительных искусств им.М.Врубеля, литературный музей им. Ф.М.Достоевского.

Традиционными в гимназии являются интеллектуально-творческие игры: «В гостях у деда Краеведа» и «Мое родное Прииртышье», готовясь к которым, дети вместе с родителями изучают историю родного края. По окончании игр, которые в субботний день проводятся в парке культуры и отдыха, родители организуют чаепитие на природе, что опять же способствует сплочению коллектива: детского и родительского.

Важным направлением своей деятельности я считаю и общекультурное развитие школьников. Каждый месяц родители учеников заказывают билеты в театр и сопровождают нас на спектакли Омского Академического театра драмы, Лицейского театра, ТЮЗа, театра-студии А. Гончарука, Пятого театра. Долго остаются в памяти детей фильмы, просмотренные во Дворце искусств имени Малунцева в рамках кинолекториев, организуемых родителями.

Народная пословица гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». И чтобы этот дух укреплять, мы стремимся прививать детям любовь к спорту через классные часы: «Что такое здоровый образ жизни?», «Для чего нужно соблюдать режим дня?», «Скажем наркотикам нет!», «Курение-признак взросления?» и т.п. Лекторами на этих классных часах зачастую выступают родители, имеющие медицинское образование.

Большой популярностью у учеников пользуются проводимые вместе с родителями шахматно-шашечные турниры, соревнования по пионерболу, мини-футболу, волейболу. Ежегодно к Дню Защитника Отечества в нашей гимназии проводится военно-спортивный праздник «Зарничка», большую помощь в организации которого принимают родители на всех этапах, начиная от подготовки команды и заканчивая чаепитием на свежем воздухе.

Каждый год к Дню защитника Отечества мы проводим игровую программу «Папа может всё, что угодно», а к Международному женскому дню я с детьми готовлю праздничный концерт для мам и бабушек. Но приходят на него и дедушки, и папы, и братья. Абсолютно все ученики класса задействованы в проведении праздника, ждут его и вместе с родителями получают колоссальный опыт дружеского общения «отцов и детей» и массу положительных эмоций.

Тесное взаимодействие классного руководителя с родителями даёт положительные результаты: из 26 семиклассников 7 отличников учёбы, 15 ребят учится на «4» и «5». Неуспевающих нет, детей с пагубными привычками нет, стоящих на внутришкольном учёте тоже нет.

Таким образом, активно вовлекая родителей в воспитательный процесс, мне удается создавать в классе атмосферу, благоприятную для развития каждого ученика, добиваться сплочения классного и родительского коллективов, формирования уважительного отношения детей к родителям, установления тесных связей между семьей и гимназией. А родители своим участием в жизни класса помогают детям быть более активными, целеустремлёнными, милосердными и социально значимыми.


© 2010-2022