Классный час по теме Толерантность

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Толерантность»


Подготовила Бойко Л.А., классный руководитель

МБОУ Русской СОШ им. М.Н. Алексеева

Цель: показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

Задачи: - познакомить учеников с понятием "толерантность";

- формировать у учащихся представления о таких нравственных категориях, как "терпимость", "добро", «прощение»;

- развивать критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- развивать умение чётко и быстро формулировать и излагать свои мысли.

Ход классного часа.

У: Здравствуйте ребята, сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей сегодняшней встречи. И так название притчи «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прошение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

У: Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (о дружеских взаимоотношениях в классе...)

У: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при

революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

Не случайно мы с вами проводили анкетирование, в котором выявляли нравственные качества и толерантное поведение. И сейчас подведем итоги. (тест проводится заранее).

Итак, проведем диагностику отношения к нравственным качествам. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Сделайте свой выбор.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце. \

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

5 положительных ответов - высокий уровень.

4, 3 - средний уровень.

2- ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень, диагностика толерантного поведения.

Следующую проведем диагностику толерантного поведения. Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо.

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

  2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

  3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

  4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

  5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я... Интерпретация предложений.

Интерпретация.

  1. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение Положительный результат: помощь, сочувствие.

  2. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

  3. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

  4. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

  5. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

У: А теперь давайте свои результаты проверим на практике, для этого необходимо разделиться на две группы.

1 конкурс. Собрать мозаику.

У: Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах. Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья был маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие. У: А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.) У: Какие мы?

2 конкурс. Каждый запишет три признака, которые бы отличали вас от других. Эти признаки должны носить позитивный
характер.

Затем зачитываются по очереди листочки, участники определяют автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Учитель еще раз отмечает положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны

друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

У: А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель - получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится др к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

3 конкурс. Каждый получает листочек с изображением (облака, облако с молнией, заяц, трава, птица, дерево, солнце). Необходимо создать дружелюбную обстановку, чтобы каждому участнику было комфортно.

Подводятся итоги.

У: Скажите, как вы думаете, за какие качества можно уважать человека?

Ученики:

За доброту. За любовь. За верность и преданность.

За то, что ты знаешь, что он никогда не подведёт и т.д.

Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ».

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев.

Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

Каково преимущество толерантного общения?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?


© 2010-2022