Внеклассное мероприятие по духовно – нравственной направленности «Учимся быть добрыми»

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сосновской средней общеобразовательной школы №1 в с. Ольхи

Сосновского района Тамбовской области





Внеклассное мероприятие

по духовно - нравственной направленности

«Учимся быть добрыми»





Учитель: Бударова Л.В

Ольхи

2015 - 2016 уч. год.

«Учимся быть добрыми»

Цель: Дать детям понятие, что доброта - одно из лучших качеств человека.

Задачи:

1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, милосердие, любовь.

2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания.

3. Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Адресат: учащиеся 4 класса

Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, Высокий уровень преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Молодежь отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость. При духовно - нравственном воспитании младших школьников стало актуально формирование уровня знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированности моральных качеств личности, умений и навыков соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях.

Условия реализации:

  • классная комната, украшенная шарами;

  • плакат с эпиграфом;

  • буквы для составления слова;

  • плакат с пословицей о доброте;

  • карточки для игры «Собери пословицу»;

  • шапочки - костюмы для инсценировки;

  • репродукции картин Микеланджело;

  • фонограммы «Вальс» Ф. Шопена, «Твори добро» в исполнении Шуры,

«Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков)

  • цветы из бумаги;

  • мультимедийный проектор.

Содержание.

Разгадывая ребус, выразительно читая стихи, исполняя песни, работая с пословицами и литературными произведениями, знакомясь с жизнью знаменитых людей, слушая притчу и разбирая жизненные ситуации с положительными примерами, учащиеся формулируют моральные качества, которыми должен обладать добрый человек.

Ход внеклассного мероприятия:

На доске эпиграф:

«Доброта - солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели». (И.Грин).

Учитель: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.

Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны на карточках теплых цветов, и составьте из них слово.

На доске: Д У М О Б Л Р К О С Т А

Дети составляют слово - "Доброта".

Учитель: Тема нашего внеклассного мероприятия «Твори добро».

Ученик 1.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети: Доброта.

Звучит «Вальс» Ф.Шопена.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, как изменилась музыка? Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить.

Прочитайте эпиграф .

Что же обозначает слово доброта или прилагательное от этого слова - добрый?

Ученик 2:

В «Толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова» слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Ученик 3:

Где красота - там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!

Учитель: Люди бывают разные. Бывают люди, которым не даются науки. Бывают люди не очень ловкие и сообразительные. Но это совсем не означает, что они хуже других. У каждого человека - свои достоинства. Кому-то прекрасно дается учеба. У кого-то отлично получается любая ручная работа. Кто-то превосходно чувствует людей и их настроение, умеет помочь и утешить. Кто-то мудр своей добротой. Никого не нужно считать хуже себя, ни над кем не надо смеяться и ни о ком злословить.

Послушали короткую легенду о почтальоне и его старом плаще.

Ученик 4:

Жили три брата: ученый, врач и почтальон по имени Марио. Ученый и врач были людьми талантливыми, настойчивыми и честными. И вскоре они стали уважаемыми и известными людьми. Почтальон не имел особенных талантов, но был человеком необыкновенной доброты. Его уважали и любили. Для каждого находились у него доброе слово и улыбка. Малыши всегда могли отыскать в необъятном кармане его старого плаща конфету или пряник. Этот славный человек жил скромно, но не печалился об этом и никому не завидовал. Однажды почтальон появился на улице без хорошо знакомого всем плаща. И больше не надевал его. Никто не знал, что Марио отдал свой единственный плащ мальчишке из бедной семьи.

Ученик 5:

Прошло много лет. Никого из героев этой истории уже не было в живых. Открытия ученого продолжали служить людям. Помнили жители городка и о чудесном докторе. При помощи его методов в больнице излечивали даже самых тяжелых больных. Но самую светлую память сохранили горожане о скромном добром почтальоне, о его
добросовестности, об умении приносить людям радость, о его светлой улыбке. И, конечно, о единственном старом плаще, который Марио подарил бедному пареньку. Рассказывают, будто этот плащ хранится в местном музее как самая дорогая реликвия.

Учитель: Скажите, Марио рассказал, куда исчез его плащ? Почему? Добрые дела люди должны стремиться совершать независимо от того, будет ли кто-то знать об этом. Добрый человек - тот, кто помнит свои грехи и забывает свое добро, а злой, наоборот, - тот, кто помнит свое добро и забывает свои грехи. Народная мудрость гласит:

«Доброго человека дела славят».

Как вы понимаете смысл этой пословицы?


Игра «Собери пословицу».

У детей карточки красного и желтого цвета. На красных карточках - начало пословиц, а на желтых - концовка. Ребята должны найти себе пару, прочитать и объяснить смысл собранной пословицы.

кошке приятно.

а его добрые дела.

а худое само приспеет.

а злое калечит.

добра не делал никому.

пожнешь.

Доброе слово и

Не одежда красит человека,

Торопись на доброе дело,

Доброе слово лечит,

Худо тому, кто

Что посеешь, то и

Учитель: Послушайте, что великие люди говорили о добре.

Ученик 6:

Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины - начало мудрости. (Т.Рабин)

Ученик 7:

Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)

Ученик 8:

Добрые мысли - это прекрасно, а добрые дела - божественно. (Г.Манн)

Ученик 6:

Доброта - это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)

Ученик 7:

Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)

Ученик 8:

Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело - радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)

Учитель: Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Надо стремиться всегда и во всем быть полезными людям.

Ученик 9:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

Исполнение песни «Дорогою добра» (из к/ф "Маленький Мук", Энтин Минков).

Инсценировка «Сказки про слона, про костер и про белую уточку»

Дональда Биссета.

Автор: Жил-был на свете слон, очень большой, совсем некрасивый, но очень добрый. Однажды он пошел гулять. Шел, шел и пришел к пылающему костру. Возле костра грелась белая уточка, а рядом был пруд. Уточкин пруд.
Слон остановился, чтобы полюбоваться и на костер, и на его отражение в воде, и на белую уточку. Но тут набежала тучка, стал накрапывать дождь. Костер испугался.

Костер: Если дождь разойдется, я погиб!

Уточка: Ах, что ты, не плачь, не то сам себя зальешь слезами.

Костер: Постараюсь.

Слон: Не унывай, дружище, я на тебя подую!

Автор: Костер чуть разгорелся и повеселел. Но дождь лил все сильнее и сильнее.

Слон: Уточка, лети к тучке и скажи, чтобы она перестала поливать дождем.

Автор: Уточка полетела к тучке и все ей рассказала. Тучка извинилась и улетела в другую сторону.

Не жалея сил, Слон дул и дул на костер, и костер разгорелся ярче прежнего. Он был очень доволен, но теперь Уточка загрустила.

Слон: Что с тобой?

Уточка: Я... я... я... так люблю дождик. Все утки любят.

Слон: Ну этому горю легко помочь.

Автор: Он опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и обдал уточку настоящим ливнем. Уточка захлопала крыльями и закрякала от удовольствия.

Уточка: Настоящий дождь! Даже лучше, чем дождь!

Автор: Слон снова опустил хобот в пруд, набрал побольше воды и опять полил на белую уточку дождем. А потом набрал побольше воздуха и подул на костер.

Но вот пришло время возвращаться ему домой. Слон сказал: «До свидания!» и пошел. Когда Слон исчез из глаз, Уточка подбросила в костер веточек, спрятала голову под крыло и заснула...

Учитель: Как вы думаете, можно ли одновременно делать несколько добрых дел?

А если бы все люди были подобны этому слоненку, каким бы стал мир?

Разыгрывание ситуаций:

  1. «В холодную погоду»

Лиля в холодную погоду была легко одета и очень быстро замёрзла, а у Саши была курточка.

Как поступит Саша?

  1. «В тесноте, да не в обиде»

Ребята работают за столом. Все места заняты. Подошла Таня. Она хочет работать с ребятами вместе.

Как поступит Даниил?

  1. «На лестнице»

Лена осторожно спускается по лестнице. Лестница только что вымыта. Мимо идёт Тимур.

Как он поступит?

  1. «По дороге в школу»

Вова заходит в школу, следом идёт Зарема с пакетом и рюкзаком.

Как поступит Вова?

Учитель: В жизни бывают разные люди. Одни, подобно засухе, не дают ничего - ни еды, ни питья несчастным и бедным людям.

Другие, подобны небольшому дождику, дают что-то некоторым, а другим - нет.

А третьи, подобно дождю, захватывают все кругом, дают еду, питье... кров и свет всем, будь то отшельники, несчастные, бедные, нищие.

Один из великих людей, душа которого была подобна такому дождю, это Микеланджело. Посмотрите на его прекрасные бессмертные творения и послушайте о его добрых делах.

Ученик 10:

Микеланджело, которого враги обвиняли в скупости, всю жизнь осыпал благодеяниями известных и неизвестных ему бедняков. Он трогательно заботился о своих старых слугах и слугах своего отца. Он постоянно помогал бедным, особенно тем, которые стыдились просить. Он любил приобщать к своим добрым делам племянника и племянницу, надеясь, что они и сами начнут помогать нуждающимся, но запрещал им называть свое имя, считая, что милостыня должна твориться в тайне.

Ученик 11:

В сущности, он был крайне небрежен к делам, не вел никаких счетов, не знал, сколько у него денег, и раздавал их направо и налево. Родные всю жизнь пользовались его богатством. Он делал роскошные подарки своим друзьям и слугам. Большинство своих произведений он раздал, а не продал. На постройке собора Св. Павла он работал совершенно безвозмездно. Никто суровее Микеланджело не порицал любовь к деньгам. "Страсть к накоплению - великий грех", - пишет он своему брату Буонаррото. Он предпочитал делать благо, чем казаться благодетелем.

Притча: «Сказание о милосердии».

Когда Бог сотворил землю, она колебалась и дрожала, пока не воздвигнуты были на ней горы, чтобы она стала непоколебимой. Тогда ангелы спросили: "О, Боже! Есть ли в Твоем Творении что-нибудь крепче этих гор?" Бог отвечал: "Железо крепче гор, так как оно разбивает их". А есть что-нибудь сильнее железа?" - "Да, огонь сильнее железа, потому что он расплавляет его". - "А есть что-нибудь из созданного Тобой сильнее огня?" - "Есть, вода, так как она тушит огонь". - "О, Боже, но есть ли что-нибудь сильнее воды?" - "Да, ветер сильнее воды, так как он заставляет и ее двигаться". - "О, Вседержитель наш! Есть ли что-нибудь из созданного Тобой сильнее ветра?" - "Есть, добрый человек, подающий милостыню".

Учитель: Не только великие люди творят добро. Вспомните, на уроках ОРКСЭ мы узнали про девочку Женю, которая тоже помогла мальчику. Как называется это произведение?

(Валентин Катаев «Цветик-семицветик»). Кому и как девочка помогла?

Приведите примеры, подтверждающие, что нет никого сильнее доброго, милосердного человека.

Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Звучит «Вальс» Шопена.

Под музыку дети помещают на лист бумаги цветки-качества.

Вот какая получилась у нас душа - цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества: милосердие, сострадание, ум, трудолюбие, добродушие, наблюдательность, великодушие, любовь, бескорыстие, сочувствие, внимательность, благодарность, уважение, бесстрашие, нежность, скромность, вежливость, улыбка, дружелюбие, честность, милосердие,

Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого из нас.

Исполнение песни «Твори добро» (фонограмма в исполнении Шуры).

Учитель: Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее - хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут! Много славных дел ждет вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми - добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост. Жиренко О.Е., Яровая Л. Н., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. - М.: ВАКО, 2004.

  2. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. - М.: ВАКО, 2007.

  3. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/Авт.-сост. Гайдина Л. И., Кочергина А. В. - М.: ВАКО, 2008.

  4. Классные часы в 1-4 классах/авт.-сост. Персидская И. В. и др. - Волгоград: Учитель, 2007.

  5. «Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.

  6. «Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.

  7. «Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова»



















© 2010-2022