Воспитательная система классного коллектива

Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания: Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели Воспитание ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система класса.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Что такое воспитание?

В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание - процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели

Воспитание - это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование

Воспитание - это чувство, голос души и сердца.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут.

В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество - это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое Я.

Используя слово, дело и наблюдение, классный руководитель создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Основная задача классного руководителя - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении. Одно из условий успешного воспитания заключается в следующем: ребенок не должен ощущать давление со стороны взрослых, он должен чувствовать плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь. Чтобы понять, что его интересует, что радует, что утомляет, что обижает детей, я чаще встаю на их место.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности.

Совместная деятельность с родителями и учащимися позволила мне разработать своеобразную модель воспитательной системы класса, которая помогает мне более целенаправленно и обосновано строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, учащихся и их родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формированию индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам.

Цели воспитательной системы класса.

Для классного руководителя:

Управление процессом развития личности;

Взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся:

Формирование коммуникативных навыков;

Самореализация

Формирование Я-концепции

Для родителей:

Научение социальным навыкам;

Адаптация к социуму

Для школы:

Включенность класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

Основные направления воспитательной работы:

УЧЕБА

«Ученье - свет, а неученье тьма»

Важное место в работе я отвожу регулярным контактам с учителями - предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнением графика контрольных работ. По ситуации провожу индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараюсь ежедневно отразить в дневниках в виде «Карты успеха».

С целью преодоления этих трудностей я разработала четкую систему отслеживания успеваемости каждого ребенка ( в сравнении с учебой в начальной школе, в предыдущей четверти и так далее), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения.

Каждую четверть составляю подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется по каким предметам снизилась успеваемость, каковы причины этого.

Усложнение учебного материала

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка, комплексы

Ослабление контроля со стороны родителей

Преобладание внешних интересов.

После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С учениками так же проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать ребенку дома.

СЕМЬЯ

«В дружбе взрослых и детей - сила школы и семей»

Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества - так же важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встречи и беседы с членами семьи, изучение условий проживания и т. д.)

Общаясь с родителями моих учеников, я поняла, что они первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направлениям - повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления проводятся родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогите мне». Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Среда - день открытых дверей. В этот день родители присутствуют на уроках, следят за обстановкой в классе, на уроках, на переменах, видят ребенка в общении со сверстниками и учителями. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.

Я - ГРАЖДАНИН

«Ты тоже родился в России…»

Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей своей семьи, села, района, края. Проводятся уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами - интернационалистами), проводят беседы и диспуты на патриотическую тему. Так же ребята участвуют в операции «Милосердие»

ЗДОРОВЬЕ

«В здоровом теле - здоровый дух»

Основная цель этого направления - сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью были проведены и разработаны мероприятия: познавательная ролевая игра «Суд над сигаретой», валеологические беседы «Здоровые привычки - здоровый образ жизни», акция «Конфетка за сигаретку», КТД «Тропинка, ведущая в бездну». У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых наиболее значимыми являются проведение игры «Зарница», участие в конкурсе «В табачном царстве, в никотиновом государстве».

ДОСУГ

«Ах, как в школе весело сегодня…»

Это направление реализует внеклассные мероприятия, развивающие творческую активность каждого ребенка и отвечающие их интересам. Проводятся различные конкурсы, выставки, концерты, уроки творчества, встречи с интересными людьми, вечера отдыха, тематические дискотеки, экскурсии, совместный отдых на природе.

Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению «Досуг», мы не забываем о родителях. Так совместно с родителями проведены: мастерская общения «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!», праздники «Вот и стали мы на год взрослее», «День благодарения», конкурсные семейные программы «Когда мы все вместе», «Семья года», брейн-ринг «Век живи - век учись», правовая игра «Мой дом - моя крепость».

Ребята по направлению «Я - гражданин», мы не забываем о направлении «Учеба», так как знания необходимы для молодого поколения страны. Были проведены познавательные часы: «Учеба - наш главный труд», «Нужны ли знания?», диспут «Много знать - хорошо или плохо?»

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требует постоянного внесения коррективов в первоначально созданную модель. Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «педагог - ученик», «ученик - родитель», «педагог - родитель».

Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

Ш.А. Амонашвили

© 2010-2022