Классный час на тему «Её величество скрипка»

Классный час для учащихся 1-5 классов детской школы искусств. Задачи: познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой — и ее звучанием; историей развития скрипичного искусства, обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки; развивать внимание, мышление, воображение, память; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на классическую музыку; развивать творческие способности детей, воспитать эмоционально- психологическую устойчивость во время публичного выступления.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЕЁ Величество Скрипка.

Классный час на тему «Её величество скрипка»


Учитель.

- Я рада видеть вас, ребята, рада вашим улыбкам, надеюсь, что вы будете активны, внимательны, и время пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

В незапамятные времена человек понял, что звуки бывают разные: высокие и низкие, короткие и долгие, приглушенные и громкие, ясные. Но лишь когда он стал организовывать их, чтобы выразить свои мысли и чувства - возникла музыка. Не бывает музыки без музыкантов. Не существует ее и без музыкальных инструментов. Первые музыкальные инструменты появились очень давно. Как вы считаете, какой музыкальный инструмент появился раньше других?

(Ответы детей.)

Учитель.

Раньше всех возникли ударные, затем духовые, позже всех - струнные.

Инструменты музыкальные

Я скажу вам - уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить,

Чтоб не путали в оркестре никогда

Инструментов этих чудо - голоса!

Ребята, на какие группы можно разделить все музыкальные инструменты?

(Ответы детей.)

Классный час на тему «Её величество скрипка»

Учитель.

Ребята,вы учитесь на каком отделении? Струнно-оркестровом. Мы с вами хорошо знаем какие инструменты живут в оркестре. Какие из них относятся к струнным?

(Ответы детей.)

Учитель. Как же играть на струнных?

Дети.

Струны важные персоны,

Нужен к ним подход особый.

Арфы лишь тогда проснутся,

Если пальцы струн коснутся.

Будет вальс и гопачок,

Если к скрипке есть смычок.

А рояль начнет звучать,

Если клавиши нажать.

Струны важные персоны,

Нужен к ним подход особый.

И запомни: очень трудно

Хорошо играть на струнных.

Учитель. Молодцы, ребята! А сегодня знакомимся с еще одной группой инструментов - это струнно - смычковые инструменты.

В лесу росла,

Домой пришла,

На печи высохла,

Без слез заплакала.

(Скрипка)

Назовите без ошибки

Инструмент чуть больше скрипки.

Он ее ближайший друг,

Но немного ниже звук.

Есть и струны, и смычок,

В музыке не новичок! (Альт)

Скрипке он как старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин (Контрабас)

Этот исполнитель юный

С нотной грамотой знаком.

Он по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. (Скрипач)

Инструментов много в нем:

Манят струнные смычком,

Это - флейты, а соседи -

Группа труб из красной меди.

Есть в нем группа из альтов,

Арфы перебор -

К выступленью он готов.

Браво, дирижер! (Оркестр)

Учитель. Тема нашего классного часа: «ЕЁ Величество, Скрипка».

В XVII веке в итальянском городе Кремоне,- рассказывает одна старинная легенда,-волшебник, проходя мимо маленького домика, услышал изумительные по красоте музыкальные звуки. Он вошёл внутрь и увидел юношу, который играл на скрипке, только что им сделанной.

  • Подари мне эту скрипку, и я выполню любое твоё желание,-сказал волшебник.

  • Я хочу жить вечно,- ответил юноша.

  • Хорошо! Но одно условие: ты сделаешь девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрёшь.

  • Я согласен!

Шли годы. Мастер работал. Когда число инструментов стало подходить к тысяче (делались не только скрипки, но и виолончели, альты, лютни, контрабасы, гитары), он вдруг заболел. Призвав своих сыновей, мастер рассказал им о пророчестве волшебника и добавил:

  • Теперь я могу умирать. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними и я, потому что я им отдал свою душу, всю свою жизнь.

Имя этого мастера известно всему миру - Антонио Страдивари.

Классный час на тему «Её величество скрипка»

Казалось, нехитрое дело:

смычок, струны, корпус неброский -

умелец из дерева сделал

его грубовато и просто.

Простой инструмент деревянный,

а как зазвучал он чудесно!

Не зря полюбили славяне

его задушевную песню.

Рождённый в любви и надежде,

смеялся, и пел он, и плакал:

в избе - грубоватый, как прежде,

и в замке - сверкающий лаком.

...А мастер трудился, и стружка

ложилась на пол завитком,

и струны звенели послушно

под тонким изящным смычком.

Простые, умелые руки

вложили в скрипичное соло

живые, поющие звуки -

почти человеческий голос,

В нём - все интонации речи,

и слёзы, и грусть, и улыбка...

И мир в восхищении шепчет:

«Ваше Величество Скрипка!»

Изготовить смычковый инструмент - тяжелый труд и большое искусство. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой «талией». Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Это Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери…

Классный час на тему «Её величество скрипка»Классный час на тему «Её величество скрипка»

Именем Антонио Страдивари - самого знаменитого скрипичного мастера подписаны более тысячи инструментов. Известно, что мастера очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей выбирали «поющие», т.е. примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления инструментов хранили в тайне и передавали от отца к сыну, от мастера - к ученику. В оркестре скрипка главный инструмент - царица самых известных концертных залов.

Классный час на тему «Её величество скрипка»

Не торопливо, не спеша

Скрипичный мастер скрипку ладит.

Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,

Поправит деку, завиток,

Покроет лаком осторожно.

Теперь он сделал всё, что мог

Теперь играть на скрипке можно!

Пой, королева, смейся, плач,

Твой голос и стан твой строен.

Какой счастливчик твой скрипач

Пусть будет он тебя достоин!

Н. Манушкина «Скрипка»

Слушание музыки.

Закрепление материала.

Учитель. Проверим, как вы усвоили материал.

  • Я читаю слова. Найдите среди них «лишнее»: скрипка, виолончель, баян, контрабас, рояль, альт.

  • Назовите смычковые инструменты, расположив их «по росту» - от самого маленького до самого большого. (Скрипка, альт, виолончель, контрабас).

  • Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

  • Почему к скрипке обращаются: «Ваше Величество Скрипка»?

Игра на музыкальных инструментах.

Подведение итогов.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось и запомнилось?

С каким музыкальным произведением познакомились?

Учитель.

Всем спасибо за внимание. И до новых встреч.


© 2010-2022