Статья Главное – сохранить любовь к учебе

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Главное - сохранить любовь к учебе


О переходе ребенка из начальной школы в среднюю можно сказать как о своеобразном завершении детства и наступлении нового периода развития в его жизни. В пятом классе учеников ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя - предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, быстро втягиваются в учебный процесс, а другие - переживают изменения в школьной жизни и, адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются: становятся робкими или, наоборот, развязными, суетливыми. У школьников снижается работоспособность, ухудшаются сон и аппетит, они становятся забывчивыми, неорганизованными.

Существует ряд причин плохой адаптации ребенка. Это - разные требования со стороны учителей-предметников; большой поток информации, незнакомые термины, слова; чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание особенно на уроках; частые заболевания; нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь и т.д.); эмоциональные расстройства.

Под влиянием постоянных неудач в учебе, которые нередко распространяются и на взаимоотношения с учителями и сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать свою личную несостоятельность, противодействуя школьным нормам. Это и нарушение дисциплины, конфликтность в отношениях с окружающими (как детьми, так и взрослыми), что впоследствии приводит к полной утрате интереса к обучению.

Все переживания этого возраста естественны, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Важно помнить, что нарушения дисциплины и нежелание учиться не являются следствием «злостного» характера школьника, а свидетельствуют о серьезных проблемах ребенка. И наша с вами задача - помочь преодолеть все перипетии переходного возраста.

Мои рекомендации родителям пятиклассников: первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное понимания ребенка, несмотря на неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители обязательно должны проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Знать его одноклассников, давать возможность общения ребят после школы.

Не допускать физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Не должно быть и таких мер наказания, как лишение удовольствий (сладостей, просмотр любимых телепередач, компьютер).

В период адаптации к обучению следует учитывать темперамент ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к новому классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм.

Ребенку нужно предоставить самостоятельность в учебной работе, в тоже время вести обоснованный контроль. Поощрять за хорошие отметки и другие достижения.

Если же ребенок все время торопится, отвлекается, приступает к заданию, не дочитав его или недопоняв, делает очень много ошибок и не исправляет их, то лучше всего делать домашние задания совместно, при этом родители должны стремиться к тому, чтобы ребенок научился самостоятельно контролировать свои действия. Здесь можно применять прием «удаленного действия», когда вы находитесь как бы вместе с ребенком в тоже время, постепенно удаляясь от него. Ваш ребенок увлекся выполнением заданием, а вы отошли, делая какие-то хозяйственные дела, но время от времени подходите к нему, смотрите, на какой стадии его работа, нужна ли ребенку ваша помощь, поддержка. Если заметили, что ребенок отвлекся, спокойным и доброжелательным тоном поинтересуйтесь его успехами. Поощряйте его вопросы к вам, если что-то непонятно, «не разжевывайте» ему задания. Желательно дать намек, подсказку, чтобы ребенок смог сам понять и решить задание.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Очень хорошо, если родители поместят их в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить его внимание на то, что у него получается выполнять, а что - нет, и почему.

А правила следующие:

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

Не дерись без причины.

Зовут играть - иди. Не зовут - спроси разрешения играть вместе, это - не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

Из-за отметок не плачь. Будь гордым.

С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давайте вместе пойдем домой

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.

А.Н. Антоненко

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 г. Дмитрова

Московской области


© 2010-2022