- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух»
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Леготина В.В. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) с детьми подготовительной группы
Тема: Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух»
Леготина Валентина Викторовна,
воспитатель высшей категории
МБДОУ ДС ОВ «Аист»
города Новый Уренгой, ЯНАО
Цель: Продолжать знакомить детей с защитниками Российской армии. Развивать интерес к художественной литературе через рассказ Льва Кассиля «Воздух» из книги «Твои защитники»
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Воздух» из книги «Твои защитники»
-
Учить понимать содержание произведения.
Развивающие:
-
Развивать умение отвечать на вопросы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
-
Развивать умение пересказывать рассказ с опорой на схемы (совместное пересказывание), выслушивать товарищей, не перебивать, не повторяться.
Воспитывающие:
-
Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
Интеграция ОО: *«Познавательное развитие» (Социальное окружение)
-
Закреплять представление детей о защитниках Российской армии.
*«Речевое развитие» (развитие речи)
-
Развивать у детей связную речь, память, мышление.
Предварительная работа:
-
Беседы о Российской армии, о Родине, воинах;
-
заучивание стихотворений о военных;
-
разучивание песен к празднику 23 февраля;
-
рассматривание альбомов, иллюстраций, на которых изображены рода войск, боевая техника;
-
рассматривание картины - В.Васнецова «Три богатыря»;
-
чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник»,
рассказов Л. Кассиля из книги о военных «Твои защитники»,
рассказов С.Баруздина «Шёл по улице солдат».
-
Загадывание загадок.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, я сейчас стою перед вами в военной форме, догадайтесь, о ком мы будем сегодня с вами говорить? (О военных, о защитниках нашей Родины)
В давние - давние времена, в Древней Руси, стояли на страже нашей Родины, очень сильные люди - богатыри. О них народ складывал песни, сказки, былины. В наше время защитницей страны является Российская Армия. Как и раньше, нашу Родину, защищают сильные, смелые мужчины. Наши воины отличаются находчивостью и выдержкой.
- Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 23 февраля? (День защитников Отечества)
- А как вы думаете, кто такие - защитники Отечества? (Это те, кто охраняет, оберегает, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, военные матросы, танкисты, десантники …)
- Какими качествами должны обладать защитники ? (Они должны быть храбрыми, смелыми, мужественными, сильными, терпеливыми, ловкими, мужественными. Должны быть честными, отважными, закалёнными, выносливыми, дисциплинированными. Должны уметь переносить трудности, много знать, уметь, заниматься спортом, хорошо стрелять, быстро бегать.)
-
Отгадайте загадки и назовите профессию защитника.
Д/и: «Угадай профессию»
-
Мчится крепость вся в броне.
Тащит пушку на себе
(Танк, профессия - танкист)
4.Что за птица смелая,
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От нее осталась.
(Самолет, профессия - летчик)
2.Есть такой большущий дом,
Не стоит на месте он.
Не зайти в него никак,
Ведь бежит он по волнам.
(Корабль, профессия - моряк)
5. Ракеты в воздух запускают,
И пушки громко их палят,
В бою всегда они готовы
Пустить в противника снаряд!
(Артиллеристы)
3.Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Не до снов тому киту,
Днём и ночью на посту
(Подводная лодка - подводник)
6. Он границу охраняет,
Все умеет он и знает.
Во всех делах солдат отличник
А зовется? (Пограничник)
- Ребята, о ком были загадки. (О военных, охраняющих нашу Родину)
-
А какие стихотворения вы знаете о военных. Кто из вас хочет прочесть.
Дети читают наизусть стихотворения о военных
Пограничники
На ветвях заснули птицы,
Звезды в небе не горят.
Притаился у границы пограничников отряд.
Пограничники не дремлют у родного рубежа:
Наше море, нашу землю, наше небо сторожат. С. Маршак
Моряк
На мачте наш трехцветный флаг,
На палубе стоит моряк.
И знает что моря страны,
Границы океанов
И днем, и ночью быть должны -
Под бдительной охраной.
Н. Иванова
Танкист
Везде как будто вездеход,
На гусеницах танк пройдет
Ствол орудийный впереди,
Опасно, враг, не подходи!
Танк прочной защищен броней
И сможет встретить бой! Н. Иванова
Десантник
Десантники в минуты
Спускаются с небес.
Распутав парашюты,
Прочешут темный лес,
Овраги, горы и луга.
Найдут опасного врага. Н. Иванова
Спасибо вам ребята
-
Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с рассказом Льва Кассиля «Воздух» из его книги о военных «Твои защитники»
Лев Кассиль «ВОЗДУХ!» (поэтапное чтение с использованием схем)
1. Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит.
Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники.
День и ночь они на страже. Птица пролетит - и ту услышат. Звезда упадёт - и её заметят.
- Ребята, о чем говорится в тексте? (ответы детей)
(Враг не спит, но наши защитники стоят на страже Родины)
2. Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат - урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:
- Враг летит! Будьте готовы!
- Ребята, какие самолеты летят и хотят напасть на нашу Родину? (ответы)
- Что сделали наши защитники?
(Услышали защитники урчание фашистских самолетов и предупредили об опасности начальника противовоздушной защиты города)
3. Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:
«Граждане, воздушная тревога!»
В ту же минуту раздаётся команда:
- Воздух!
- Ребята, о чем оповестило радио жителей города!
(Правильно, об опасности, о воздушной тревоге)
4. И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.
- Воздух!
И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться.
Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.
- Дай луч!
И по всему небу загуляли лучи прожекторов.
- По фашистским самолётам огонь!
И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.
«Вон где враг, бейте его!» - говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи - запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине.
- Как, защитники города начали защищать город?
(Прожектористы навели желтые лучи на вражеские самолеты, а зенитчики ударили огнем по фашистским самолетам)
5. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.
- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!
У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов- сильный луч. Не вырваться фашисту.
- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! - И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.
Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт.
Не удалось ему пробраться к городу.
- Какие слова кричали зенитчики во время боя?
-Что случилось с фашистским самолетом?
-Удалось ли ему пробраться к городу?
(Молодцы, ребята, правильно ответили. У наших зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки.)
6. Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.
«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»
- Ребята, воздушный бой закончился, а зенитчики продолжают охранять город?
- А почему они продолжают охранять город? (Чтобы быть всегда на страже Родины)
Воспитатель: Давайте ребята отдохнем
- Чтобы в армии служить, надо сильным, ловким быть
Физкультурная минутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку, (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Руки опускать, (руки вниз)
Приседать и вставать, (4-6 раз)
Прыгать и скакать. (5-7 прыжков)
-
Сейчас мы попробуем пересказать рассказ Льва Кассиля «Воздух» по схемам (Совместное пересказывание по схемам)
Физкультминутка «Будь внимательным»
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Ровно встали, улыбнулись.
Руками к солнцу потянулись.
Руки в стороны, вперед.
Делай вправо поворот,
Делай влево поворот.
Приседаем и встаем,
Руками пол мы достаем.
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем
Дети, стой! Раз-два!
Вот и кончилась игра.
-
Игра «Кто, где служит?»
Воспитатель:
Представим себе, что мы оказались в армии.
Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск.
Вам надо отгадать, кто, где служит.
Кто служит на танке? (Дети: На танке служат танкисты).
Кто служит на границе? (Дети: ….пограничники).
Кто служит в ракетных войсках? (Дети…..ракетчики).
Кто служит на подводных лодках? (Дети….. подводники).
Кто служит в военной авиации? (Дети: …..военные летчики).
Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: ….пехотинец).
6. Воспитатель: Ребята, с каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? ( рассказ Льва Кассиля «Воздух»)
- Как вы думаете, чем отличается рассказ от сказки? (Сказка это вымышленное произведение, в ней есть волшебство и т.д., а рассказ - это бывает все в реальности,
- О ком рассказ?
- Чему вас учит рассказ?
Какими должны быть защитники Отечества?
Мне бы хотелось подарить вам памятные подарки - раскраски, посвященные
23 февраля и маленькие открыточки.