Семья как центр духовно-нравственного развития

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кызласова Тарина Гавриловна

Учитель английского языка

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева

СЕМЬЯ КАК ЦЕНТР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков.

Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Сильно ошибаются те родители, которые думают, что настоящее культурное воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этой области ничего сделать не может. На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности, которые и обязана использовать как можно лучше. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают сохранять и воспроизводить ценности, проверенные и утвержденные в культурно-историческом процессе общественных отношений. Традиции непосредственно связаны с духовно-нравственным воспитанием, регулируют и стабилизируют отношения между членами семьи, подготавливают ребенка к жизни в обществе.

Семья - это целостная структура, в которой каждый ее член связан невидимыми эмоциональными и традиционными узами друг с другом. Эти связи помогают ребенку осознать свою принадлежность к роду. Семья является богатейшей хранительницей исторического опыта человечества. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщает ребенка. Через призму истории родных людей, предков в сознание ребенка входят первые исторические представления о войне и мире, особенностях труда, быта, культуры разных поколений.

В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, уступать, сочувствовать и сопереживать, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». В родном доме ребенок переживает и первое ощущения стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила, огорчает тех, кто его любит. Ребенок начинает пронимать, что стыдно капризничать, грубить взрослым, обижать товарища, животных, жадничать, брать без спроса чужие вещи и игрушки, ломать и портить их, шуметь, когда кто-то отдыхает, поступать назло, относиться равнодушно к бедам других людей. Причем осознание того, что стыдно делать, приходит к ребенку на эмоциональном уровне, когда он чувствует, что своими поступками обижает, огорчает, расстраивает близких людей. Эмоционально переживая конфликты, ссоры, столкновения, осуждение, наказания, испытывая боль, страдания, чувство стыда, ущемленного самолюбия, отчуждения от родных людей, ребенок в своем подсознании основательно закрепляет неосознанные, но необходимые для жизни стереотипы стеснительности, сдержанности, стыдливости (Б.Т. Лихачев). Так формируется чувство совести, которое будет сопровождать его и подсказывать, что хорошо и что плохо, спустя многие годы после того, как он уйдет из родительского дома.

Также методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Таким образом, научные данные свидетельствуют о том, что семья обладает потенциалом нравственно-духовного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание ребенка испокон веков строилось на основе семейных ценностей. Причем первоосновой считалось единство таких ценностей, как супружество, родительство и родство. В этом триединстве, как писал историк, философ B.C. Соловьев, коренится «нравственное начало народа»: преемственность поколений в воспитательной деятельности, почитание старших, особое внимание к малым, воздание чести дому, труду, приобщение детей к истории семьи и семейным традициям, помогающим подрастающему поколению осознать свою роль наследников отечественных ценностей.

«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Наши дети - это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети - это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети - это наша старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

© 2010-2022