Дополнительная образовательная программа Саратов в годы ВОв

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа

проектной деятельности «Саратов в годы Великой

Отечественной войны»


Автор: Кирсанова М.А., учитель русского языка и

литературы МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова








Пояснительная записка

Название работы: «Дополнительная образовательная программа проектной деятельности учащихся 6 класса по теме: «Саратов в годы Великой Отечественной войны».

Данная образовательная программа реализуется в рамках социально - педагогической направленности и направлена на развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - писал Н.А. Добролюбов.

Данная программа построена на изучении истории Саратова и области. Выбран конкретный период изучения - Великая Отечественная война.

Никакая другая страна мира не испытала тех ужасных агрессий, которые пережила наша земля. В огне справедливых освободительных войн выковывался характер народов России: стойкий и мужественный, героический, способный на подвиг и самопожертвование ради своей страны и своего народа.

Русские войны совершали подвиги не ради наград и славы, а во имя Отечества. 64 года назад российский народ ценою огромных жертв и невиданных разрушений принёс свободу Европе и всему миру от фашизма.

Всё это должны знать наши дети. Знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды ради их мирной жизни.

В наши дни вновь актуальной становится проблема патриотического воспитания. Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с негативных позиций исторического прошлого.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время

Необходимо прививать детям любовь к своей родине, своему городу, своей улице. В наше непростое время эти вопросы становятся всё более и более актуальными. В связи с этим данная образовательная программа актуальна и педагогически целесообразна.

Цель данной программы: воспитать в детях чувство любви к родине, чувство гордости за свою страну, свой край, свой город, за людей, живущих в этом городе.

Задачи: 1) формировать кругозор учащихся, наблюдательность.

2)формировать умение высказывать свою точку зрения,

своё отношение к событиям.

3) развивать умение сравнивать, обобщать, делать

выводы.

4) создать каждому ученику условия для проявления

своих способностей, интеллектуальных умений.

Отличие данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в том, что познавательные способности детей формируются в процессе исследования краеведческого материала, что способствует воспитанию у детей чувства патриотизма.

Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.

Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на один учебный год (16 занятий в год).

Занятия должны проводиться 2-3 раза в месяц (последний месяц работы-март, в марте проводится защита проектов).

Формы проведения занятий:

1 - 4, 6, 8, 9 занятия проводятся в форме бесед.

5, 7 занятия - в форме экскурсий в музей.

10 занятие - в форме встречи

11 - 12 занятия - в форме викторины.

13 - 14 занятия - в форме консультаций.

Итогом реализации данной дополнительной образовательной программы должно послужить создание проектов и презентации по выбранной теме. Способ подведения итогов - защита проектной работы.

Учебно-тематический план

п/п

Содержание занятия

1

Обсуждение темы проекта, задач, деление на группы

2

Беседа по теме: «Великая Отечественная война».

3

Беседа. Саратов в годы Великой Отечественной войны.

4

Беседа. Жители тыла - фронту.

5

Экскурсия в музей Краеведения. Вов и Саратовский край.

6

Беседа. Вклад моей семьи в победу в Вов.

7

Экскурсия в музей Боевой славы на Соколовой горе.

8

Обзор. Уголки Саратова, связанные с Вов.

9

Беседа. Имя улицы - страничка истории.

10

Встреча с ветераном Вов. Война глазами очевидца.

11

Подготовка викторины «Саратов в годы Великой Отечественной войны »

12

Проведение викторины

13

Консультация по созданию и оформлению проектов

14

Консультация по созданию и оформлению проектов

15

Защита проектов

16

Защита проектов

Содержание дополнительной образовательной программы

Занятие № 1.

Тема. Обсуждение темы проекта, задач и деление на группы.

План.

  1. Знакомство учащихся с направлением работы.

  2. Основная тема работы - краеведение.

  3. Основополагающий вопрос - Знаешь ли ты, какой вклад внёс Саратов в победу в Великой Отечественной войне?

  4. Проблемные вопросы (темы, предлагаемые для разработки проектным группам):

    1. Саратов в годы Великой Отечественной войны.

    2. Кто они, приблизившие победу?

    3. «Никто не забыт, ничто не забыто..» ( Экскурсия по памятным местам Саратова, связанным с Великой Отечественной войной)

    4. Имя улицы - дань памяти герою.

    5. Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне.

  5. Деление на группы для работы над темами проектов.

Занятие № 2.

Тема. Беседа по теме: Беседа по теме: «Великая Отечественная война».

Оснащение: иллюстрации, выставка книг о Великой Отечественной войне.

План.

  1. Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне.

  2. Сообщение учащихся:

А) Начало войны.

Б) Первые защитники страны от фашистов.

В) Крупные сражения в ходе войны.

Г) Подвиги россиян на фронте

Д) Тыл помогает фронту

Е) Долгожданная победа.

Занятие № 3.

Тема. Беседа. Саратов в годы Великой Отечественной войны.

Оснащение: книги, альбомы с фотографиями видов Саратова.

План.

  1. Доклады учащихся о Саратове в годы Великой Отечественной войны.

  2. Беседа об источниках сбора материала.

Занятие № 4.

Тема. Беседа. Жители тыла - фронту.

План.

  1. Рассказ учителя о тяжёлом положении города во время войны.

  2. Доклады учащихся о героях тыла.

  3. Беседа об источниках сбора информации по данной тем

Занятие № 5.

Тема Экскурсия в музей Краеведения. Вов и Саратовский край.

План.

1.Посетить музей Краеведения и познакомиться с материалами, рассказывающими о Саратовском крае во время Великой отечественной войны.

2. Оформить полученную информацию в форме сообщения.

Занятие № 6.

Тема. Беседа. Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне.

План.

  1. Вступительная беседа учителя.

  2. Рассказ учащихся о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.

  3. Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.

Занятие № 7.

Тема. Экскурсия в музей Боевой славы на Соколовой горе.

План.

1.Посетить музей Боевой славы на Соколовой горе и познакомиться с материалами, рассказывающими о Саратовском крае во время Великой отечественной войны.

2. Оформить полученную информацию в форме сообщения.

Занятие № 8 .

Тема: Обзор. Уголки Саратова, связанные с Вов.

План.

1). Вступительное слово учителя о том, как жители города сохранили память о войне 1941-1945 годов.

2). Доклады учащихся о памятных местах города.

3). Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.

Занятие № 9.

Тема: Беседа. Имя улицы - страничка истории.

План.

  1. Рассказ учителя о разнообразии улиц города Саратова.

  2. В честь кого и в честь чего называют улицы Саратова?

  3. Рассказ о 2-3 центральных улицах города.

4. Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы

Занятие № 10.

Тема: Встреча с ветераном Вов. Война глазами очевидца.

План.

  1. Встреча с ветеранов Великой Отечественной войны.

  2. Оформить полученную информацию в форме презентации или сочинения.

Занятие № 11.

Тема. Подготовка викторины «Саратов в годы Великой Отечественной войны »

Оснащение: книги, иллюстрации, фотографии.

План.

  1. Обработка материала и подготовка вопросов для викторины

(работа проводится с 4 -5 учащимися).

  1. Подготовка иллюстративного материала для викторины.

Занятие № 12.

Проведение викторины.

Занятия № 13 - 14.

Консультации по созданию и оформлению проектов.

Занятия № 15 - 16.

Защита проектов

Список литературы

  1. Дьяконов, В.А. Лицедей, певчие, музыканты. Саратов, 1991.

  2. Максимов, Е.К. Имя твоей улицы.- ООО «Приволжское издательство», 2007

  3. Максимов, Е.К. Имя твоей улицы. Саратов, 1986.

  4. Максимов, Е.К., Валеев, В.Х. Саратов на старых открытках. Саратов, 1990.

  5. Малинин, Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области.

Саратов, 1979.

  1. Малинин, Г.А. Саратов: Очерк - путеводитель. Саратов, 1980.

  2. Терёхин, С.О. Века и камни. Саратов, 1990.

  3. Энциклопедия Саратовского края ( в очерках, фактах, событиях, лицах)- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002

  4. Энциклопедия саратовского просвещения: образование, культура, спорт. Саратовская губерния. Книга 2.- Саратов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2008

  5. Энциклопедический словарь биографий современников «Провинция-душа России» Саратовская губерния. Книга 3.- Саратов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2006



© 2010-2022