- Преподавателю
- Классному руководителю
- Дополнительная образовательная программа Саратов в годы ВОв
Дополнительная образовательная программа Саратов в годы ВОв
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кирсанова М.А. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дополнительная образовательная программа
проектной деятельности «Саратов в годы Великой
Отечественной войны»
Автор: Кирсанова М.А., учитель русского языка и
литературы МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова
Пояснительная записка
Название работы: «Дополнительная образовательная программа проектной деятельности учащихся 6 класса по теме: «Саратов в годы Великой Отечественной войны».
Данная образовательная программа реализуется в рамках социально - педагогической направленности и направлена на развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств - любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», - писал Н.А. Добролюбов.
Данная программа построена на изучении истории Саратова и области. Выбран конкретный период изучения - Великая Отечественная война.
Никакая другая страна мира не испытала тех ужасных агрессий, которые пережила наша земля. В огне справедливых освободительных войн выковывался характер народов России: стойкий и мужественный, героический, способный на подвиг и самопожертвование ради своей страны и своего народа.
Русские войны совершали подвиги не ради наград и славы, а во имя Отечества. 64 года назад российский народ ценою огромных жертв и невиданных разрушений принёс свободу Европе и всему миру от фашизма.
Всё это должны знать наши дети. Знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их деды и прадеды ради их мирной жизни.
В наши дни вновь актуальной становится проблема патриотического воспитания. Перестройка и годы, последовавшие за ней, к сожалению, нивелировали такие понятия, как патриотизм, гражданственность, честь, чувство долга. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр с негативных позиций исторического прошлого.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время
Необходимо прививать детям любовь к своей родине, своему городу, своей улице. В наше непростое время эти вопросы становятся всё более и более актуальными. В связи с этим данная образовательная программа актуальна и педагогически целесообразна.
Цель данной программы: воспитать в детях чувство любви к родине, чувство гордости за свою страну, свой край, свой город, за людей, живущих в этом городе.
Задачи: 1) формировать кругозор учащихся, наблюдательность.
2)формировать умение высказывать свою точку зрения,
своё отношение к событиям.
3) развивать умение сравнивать, обобщать, делать
выводы.
4) создать каждому ученику условия для проявления
своих способностей, интеллектуальных умений.
Отличие данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в том, что познавательные способности детей формируются в процессе исследования краеведческого материала, что способствует воспитанию у детей чувства патриотизма.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.
Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на один учебный год (16 занятий в год).
Занятия должны проводиться 2-3 раза в месяц (последний месяц работы-март, в марте проводится защита проектов).
Формы проведения занятий:
1 - 4, 6, 8, 9 занятия проводятся в форме бесед.
5, 7 занятия - в форме экскурсий в музей.
10 занятие - в форме встречи
11 - 12 занятия - в форме викторины.
13 - 14 занятия - в форме консультаций.
Итогом реализации данной дополнительной образовательной программы должно послужить создание проектов и презентации по выбранной теме. Способ подведения итогов - защита проектной работы.
Учебно-тематический план
№
п/п
Содержание занятия
1
Обсуждение темы проекта, задач, деление на группы
2
Беседа по теме: «Великая Отечественная война».
3
Беседа. Саратов в годы Великой Отечественной войны.
4
Беседа. Жители тыла - фронту.
5
Экскурсия в музей Краеведения. Вов и Саратовский край.
6
Беседа. Вклад моей семьи в победу в Вов.
7
Экскурсия в музей Боевой славы на Соколовой горе.
8
Обзор. Уголки Саратова, связанные с Вов.
9
Беседа. Имя улицы - страничка истории.
10
Встреча с ветераном Вов. Война глазами очевидца.
11
Подготовка викторины «Саратов в годы Великой Отечественной войны »
12
Проведение викторины
13
Консультация по созданию и оформлению проектов
14
Консультация по созданию и оформлению проектов
15
Защита проектов
16
Защита проектов
Содержание дополнительной образовательной программы
Занятие № 1.
Тема. Обсуждение темы проекта, задач и деление на группы.
План.
-
Знакомство учащихся с направлением работы.
-
Основная тема работы - краеведение.
-
Основополагающий вопрос - Знаешь ли ты, какой вклад внёс Саратов в победу в Великой Отечественной войне?
-
Проблемные вопросы (темы, предлагаемые для разработки проектным группам):
-
Саратов в годы Великой Отечественной войны.
-
Кто они, приблизившие победу?
-
«Никто не забыт, ничто не забыто..» ( Экскурсия по памятным местам Саратова, связанным с Великой Отечественной войной)
-
Имя улицы - дань памяти герою.
-
Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне.
-
-
Деление на группы для работы над темами проектов.
Занятие № 2.
Тема. Беседа по теме: Беседа по теме: «Великая Отечественная война».
Оснащение: иллюстрации, выставка книг о Великой Отечественной войне.
План.
-
Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне.
-
Сообщение учащихся:
А) Начало войны.
Б) Первые защитники страны от фашистов.
В) Крупные сражения в ходе войны.
Г) Подвиги россиян на фронте
Д) Тыл помогает фронту
Е) Долгожданная победа.
Занятие № 3.
Тема. Беседа. Саратов в годы Великой Отечественной войны.
Оснащение: книги, альбомы с фотографиями видов Саратова.
План.
-
Доклады учащихся о Саратове в годы Великой Отечественной войны.
-
Беседа об источниках сбора материала.
Занятие № 4.
Тема. Беседа. Жители тыла - фронту.
План.
-
Рассказ учителя о тяжёлом положении города во время войны.
-
Доклады учащихся о героях тыла.
-
Беседа об источниках сбора информации по данной тем
Занятие № 5.
Тема Экскурсия в музей Краеведения. Вов и Саратовский край.
План.
1.Посетить музей Краеведения и познакомиться с материалами, рассказывающими о Саратовском крае во время Великой отечественной войны.
2. Оформить полученную информацию в форме сообщения.
Занятие № 6.
Тема. Беседа. Вклад моей семьи в победу в Великой Отечественной войне.
План.
-
Вступительная беседа учителя.
-
Рассказ учащихся о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне.
-
Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.
Занятие № 7.
Тема. Экскурсия в музей Боевой славы на Соколовой горе.
План.
1.Посетить музей Боевой славы на Соколовой горе и познакомиться с материалами, рассказывающими о Саратовском крае во время Великой отечественной войны.
2. Оформить полученную информацию в форме сообщения.
Занятие № 8 .
Тема: Обзор. Уголки Саратова, связанные с Вов.
План.
1). Вступительное слово учителя о том, как жители города сохранили память о войне 1941-1945 годов.
2). Доклады учащихся о памятных местах города.
3). Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы.
Занятие № 9.
Тема: Беседа. Имя улицы - страничка истории.
План.
-
Рассказ учителя о разнообразии улиц города Саратова.
-
В честь кого и в честь чего называют улицы Саратова?
-
Рассказ о 2-3 центральных улицах города.
4. Индивидуальная беседа с учащимися, которые выбрали эту тему темой своей проектной работы
Занятие № 10.
Тема: Встреча с ветераном Вов. Война глазами очевидца.
План.
-
Встреча с ветеранов Великой Отечественной войны.
-
Оформить полученную информацию в форме презентации или сочинения.
Занятие № 11.
Тема. Подготовка викторины «Саратов в годы Великой Отечественной войны »
Оснащение: книги, иллюстрации, фотографии.
План.
-
Обработка материала и подготовка вопросов для викторины
(работа проводится с 4 -5 учащимися).
-
Подготовка иллюстративного материала для викторины.
Занятие № 12.
Проведение викторины.
Занятия № 13 - 14.
Консультации по созданию и оформлению проектов.
Занятия № 15 - 16.
Защита проектов
Список литературы
-
Дьяконов, В.А. Лицедей, певчие, музыканты. Саратов, 1991.
-
Максимов, Е.К. Имя твоей улицы.- ООО «Приволжское издательство», 2007
-
Максимов, Е.К. Имя твоей улицы. Саратов, 1986.
-
Максимов, Е.К., Валеев, В.Х. Саратов на старых открытках. Саратов, 1990.
-
Малинин, Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области.
Саратов, 1979.
-
Малинин, Г.А. Саратов: Очерк - путеводитель. Саратов, 1980.
-
Терёхин, С.О. Века и камни. Саратов, 1990.
-
Энциклопедия Саратовского края ( в очерках, фактах, событиях, лицах)- Саратов: Приволжское кн. изд-во, 2002
-
Энциклопедия саратовского просвещения: образование, культура, спорт. Саратовская губерния. Книга 2.- Саратов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2008
-
Энциклопедический словарь биографий современников «Провинция-душа России» Саратовская губерния. Книга 3.- Саратов: Редакционно-издательский центр «Поволжье» СПР, 2006